Виды производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об АП-это основанная на законе деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению конкретного а дела и принятию по нему решения. Оно является разновидностью административно- юрисдикционного производства. Виды: 1.В зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют: обычное (наиболее полная форма производства , включает в себя обязательное составление протокола об АП и выполнение иных процессуальных действий по разрешению конкретного дела по существу), упрощенное (механизм привлечения к АО без составления протокола, проведения А расследования и иных формальных процедур, когда при совершении малозначительного АП привлекаемое к АО лицо не оспаривает наличия события правонарушения, признает свою вину и согласно с налагаемым на него АН, наложение штрафа прямо на месте нарушения, предупреждение), особое (специальный усложненный порядок привлечения к АО: привлечение к АО несовершеннолетних, процедура возбуждения дел, включающая административное расследование, рассмотрение дел арбитражными судами). Обычное- в большинстве случаев, ускоренное- когда стадии нечетко выражены или сливаются, например, при взыскании штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления. 2.В зависимости от того, каким органом оно осуществляется: коллегиальное (А комиссия или комиссия по делам несовершеннолетних) и единоначальное.

АО ДЛ

ДЛ рассматриваются в АП как специальные субъекты, т к они обладают двойным правовым статусом: Обладают А правосубъектностью, объем которой явл-ся общим для всех граждан РФ, ДЛ в силу своего служебного положения реализуют статус того учреждения, в котором они находятся на службе.

Считается, что правонарушение, совершенное ДЛ м принести больший ущерб обществу, гражданам и государству, в отличие от ФЛ. В соотв со ст.2.4 КоАП ДЛ – это лицо, которое постоянно, временно или в соотв со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т. е. наделено в соответствии с З распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в гос органах, органах МСУ, гос и мун организациях, ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

ДЛ несут А ответственность, только если совершенное п\н\е связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей ДЛ. А Закво предусматривает возможность привлечения к отв-ти ДЛ:за совершение действий, прямо нарушивших А запреты, за издание приказов и распоряжений, которые нарушают или не соответствуют установленным общеобязательным нормам, за невыполнение обязанностей по осуществлению контроля, за исполнением подчиненными лицами установленных обязательных правил поведения. Для привлечения ДЛ к АО необходимо установление всех элементов конструкции состава А п\ня, при этом :Общим объектом должностного п\н\я явл-ся те общественные отношения, которые складываются в процессе обеспечения гос-вом режима безопасности гос-ва, общества и личности.

Родовым объектом должностного п\н\я явл-ся обеспечение прав и свобод граждан, защита собственности, обеспечение санитарно- эпидемологического состояния населения, осущ-е предпринимательской деятельности, охрана установленного порядка управления, это главы КоАП.

Непосредственным объектом должностного п\н\я явл-ся отношения в сфере обеспечения установленного порядка управления и охраны общественного порядка.

Объективной стороной должностного А п\н\я явл-ся такое действие или бездействие, совершение которого входит в круг служебных обязанностей ДЛ. Большинство составов особенной части КоАП предусматривают совершение Д п\н\я в виде нарушения различных правил, инструкций, нормативов и т.д.

Для определения ДЛ как субъекта а п\н\я необходимо выяснить след моменты:Относится ли виновное лицо к категории ДЛ; Входило ли совершенное противоправное деяние в круг его служебных обязанностей

Субъективная сторона Д п\н\я предусматривает возможность установления вины ДЛ в форме умысла или неосторожности. Анализ судебной практики показывает, что большинство А п\н\ий совершается в форме неосторожности. Статус ДЛ влияет на выбор более обременительной санкции, что объясняется презумпцией знания ДЛ-ом А-правовых норм, т.к. соблюдение данных норм – одна из служебных обязанностей ДЛ.

В соотв с п15 Пост Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005 г. «о некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», при определении степени ответственности ДЛ за совершение а правонарушения, которое стало результатом выполнения решения коллегиального органа ЮЛ, необходимо выяснить, предпринимало ли ДЛ какие-либо меры для того, чтобы обратить внимание коллегиального органа управления на невозможность выполнения этого решения, т. к. оно м привести к совершению п\н\я.

Наши рекомендации