Сущность и значение координации
Координация - это согласование действий, деятельности". Координация в борьбе с преступностью - это процесс взаимосогласования и планомерного осуществления мер борьбы с преступностью правоохранительными органами. Координация позволяет осуществлять комплекс мероприятий, способствует лучшему использованию средств, устраняет дублирование, делает возможным постоянный обмен информацией о состоянии борьбы с правонарушениями.
В 1992 году сторонниками судебно-правовой реформы была сделана попытка ограничить роль прокуратуры и, в частности, лишить се ранее принадлежавшего ей права координировать деятельность правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью. Практика показала неправомерность такого решения. Рост преступности, возрастание доли тяжких преступлений, а также организованной преступности обнаружили несогласованность в деятельности правоохранительных органов, когда требовалось сосредоточить усилия на наиболее важных направлениях этой борьбы. Поэтому Указами Президента РФ функция координации деятельности правоохранительных органов была восстановлена, и на прокуратуру возложена организующая роль в этой координации. В Закон «О прокуратуре РФ» в редакции 18 октября 1995 года была введена статья 8, согласно которой на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему
Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.АЗЪ. 1993.С.301
прокуроров возложена функция координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В связи с созданием Государственного комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также в связи с передачей уголовно-исполнитсльной системы в веление Министерства юстиции должна также осуществляться координация деятельности учреждений, названного Государственного комитета, и органов, исполняющих уголовные наказания, подчиненных Министерству юстиции.
Следует обратить внимание, что в некоторых учебниках о прокурорском надзоре, изданных в 1996 -1999 годах, происходит смешение понятия правоохранительных органов и судебных органов.'1 Такое смешение является ошибочным и влечет искажение понятия - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Судебные органы по Конституции РФ независимы от каких бы то ни было органов власти и в систему правоохранительных органов не входят. Поэтому неправильно было включать в понятие координации деятельности правоохранительных органов взаимодействие с судебными органами. Подобная ошибка приводила к тому, что прокура1ура, другие правоохранительные органы на проводившихся совместных мероприятиях требовали от суда усиления карательной практики, повышения уровня судебной репрессии, чго фактически являлось попыткой нарушить принцип независимости правосудия и не способствовало укреплению законности. Сказанное, однако, не исключает возможности взаимодействия прокуратуры и суда: при совместной организации выездных судебных процессов, осуществлении правового воспитания населения, проведении конференций и семинаров для ознакомления с практикой применения уголовного законодательства.
В прежнем Законе «О прокуратуре СССР» 1979 года координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью определялась в качестве одного из направлений деятельности прокуратуры, но не имела необходимого правового регулирования. Это приводило к тому, что на местах принимались собственные положения, базировавшиеся на наработанном опьис, но не имевшие строгого правового характера.
См. Басков В.И. Прокурорский надзор. М. 1996. С.253.
Ныне Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года утверждено Положение «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Это Положение базируется на п.2 ст. 8 Закона «О прокуратуре РФ», которым определяются полномочия прокурора при осуществлении координации.
Координация деятельности правоохранительных органов не основывается на подчиненности и зависимости одних органов от других. Они осуществляют свою деятельность на основании своего правового статуса и законов, регулирующих их компетенцию. Принятие совместных решений предполагает, что руководитель каждого правоохранительного органа, хотя и действует в рамках своей компетенции, но учитывает направление мероприятий другого органа и действует по возможности параллельно в этом же направлении. На этом основании в Приказе Генерального прокурора № 34 от 26 июня 1997 года «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» подчиненным прокурорам предлагается проводить координационные совещания руководителей правоохранительных органов и осуществлять совместные меры по борьбе с преступностью.
Сущностью координации прокуратурой деятельности всех правоохранительных органов является совместный анализ борьбы с преступностью, выполнение Федеральных программ борьбы с преступностью, разработка мер ее предупреждения, проведение совместных мероприятий по расследованию и раскрытию преступлений и обобщение их опыта, разработка предложений о совершенствовании форм координации.
Значение координации состоит в том, что обеспечивается сосредоточение необходимых усилий на наиболее сложных направлениях борьбы с преступностью, устраняется дублирование на смежных участках деятельности, осуществляется обмен имеющейся информацией о состоянии преступности и проводимых мероприятиях по раскрытию и расследованию преступлений в приемлемых формах, оказывается необходимая помощь в решении стоящих задач в рамках компетенции каждого из правоохранительных органов.
Контрольные вопросы:
1.Что включает координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью? ,., ;/,.,.
2.Чего можно достичь с помощью такой координации?