Рассмотрение проекта муниципального правового акта

Стадии нормотворческого процесса в муниципальном образовании.

1. Внесение нормативного правового акта (нормотворческая инициатива);

2. Предварительное рассмотрение, обсуждение и подготовка нормативного правового акта к принятию;

3. Рассмотрение и принятие нормативного правового акта;

4. Подписание нормативного правового акта;

5. Опубликование нормативного правового акта.

В качестве отдельной стадии нормотворческого процесса может рассматриваться планирование нормотворческой деятельности.

Прогнозирование и планирование муниципального правового акта.

Правотворчество представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий.

1 стадия – выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.

На данной стадии необходимо выяснить имеется ли действительная потребность в решении той или иной задачи на уровне акта, или цели регулирования вопроса можно добиться с помощью обычных организационно-управленческих мероприятий.

Кроме того на данной стадии необходимо выявить общественные потребности и общественные отношения подлежащие в будущем правовому регулированию в муниципальном образовании. Далее определяются первоочередные и наиболее актуальные проблемы, требующие своего решения со стороны органов местного самоуправления.

На основании данного анализа устанавливается наиболее целесообразная очередность подготовки проектов муниципальных правовых актов.

2 стадия – планирование правотворческой деятельности.

На данной стадии разрабатывается и утверждается программа правотворческой работы муниципального образования с учетом результатов прогнозирования.

Характер и основное содержание программы правотворческой работы должно быть обусловлено, прежде всего, задачами развития правовой основы муниципального образования.

В программе указываются наименования и формы муниципальных правовых актов, органы и должностные лица, ответственные за разработку проектов муниципальных актов, а также сроки их подготовки.

Программа должна быть направлена на достижение следующих целей:

Планируемые акты должны обеспечивать правовыми средствами преобразование основных сфер социально-экономической жизни муниципального образования, развитие демократических институтов, борьбу с правонарушениями и т.д.;

Планируемый акт должен соответствовать компетенции органа его издающего.

3 стадия – разработка проектов муниципальных правовых актов.

4 стадия – согласование подготовленного текста проекта муниципального акта с заинтересованными органами.

5 стадия – экспертиза проектов муниципальных правовых актов.

6 стадия – официальное рассмотрение и принятие муниципального правового акта.

7 стадия – опубликование (обнародование) и вступление в силу муниципальных правовых актов

8 стадия – исполнение и контроль за исполнением муниципальных правовых актов.

35. Инициирование муниципального правового акта.Правотворческая инициатива - это осуществление определенным субъектом принадлежащего ему на основании Закона или устава муниципального образования права вносить проекты муниципальных правовых актов в орган, уполномоченный издавать данный вид муниципального правового акта.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит достаточно широкий перечень субъектов правотворческой инициативы, закрепленный в части 1 статьи 46 Закона, согласно которой проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

При этом закрепленное на уровне Федерального закона N 131-ФЗ право граждан инициировать принятие муниципального правового акта, являясь важнейшей гарантией непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, нуждается в определенной корректировке. Для того чтобы инициировать муниципальный правовой акт, необходимо заручиться поддержкой такого значительного количества человек, каждый из которых должен быть не только ознакомлен с проектом инициируемого муниципального правового акта, но и согласиться с его содержанием. Для этого, во-первых, потребуется большое количество времени, а во-вторых, материальных средств, что делает практически невозможным инициирование гражданами муниципального правового акта в крупных муниципального образованиях. Реально такую процедуру можно осуществить лишь в населенных пунктах с численностью населения до 10 000 человек. В большинстве случаев инициированию муниципального правового акта предшествует планирование правотворческих инициатив. При этом такое планирование не следует рассматривать как самостоятельную стадию муниципального правотворческого процесса, поскольку оно неотделимо от стадии инициирования проекта муниципального правового акта и присуще не всем субъектам правотворческой инициативы, а лишь тем, для которых правотворчество является одним из основных способов реализации своей компетенции.

36. Подготовка мун правового акта.При издании правовых актов главой муниципального образования, главой местной администрации или иными должностными лицами вместо поправок на стадии согласования проекта вносятся замечания и предложения одновременно с визированием проекта, в процессе прохождения проекта муниципального правового акта процедуры согласования с заинтересованными лицами.

Перечень и форма прилагаемых к проекту муниципального правового акта документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Соответственно в каждом муниципальном образовании должно быть принято как минимум два муниципальных правовых акта: 1) правовой акт представительного органа местного самоуправления о порядке внесения и оформления правовых актов представительного органа местного самоуправления и поправок к ним; 2) правовой акт главы муниципального образования или главы местной администрации о порядке внесения и оформления правовых актов главы муниципального образования или главы местной администрации. В данных нормативных правовых актах должны быть закреплены требования к структуре нормативного правового акта, его реквизитам, оформлению, порядку его подготовки и внесения и другие вопросы. В отношении отдельных видов муниципальных правовых актов Федеральный закон N 131-ФЗ содержит обязательные требования к порядку их подготовки, содержанию и срокам внесения.

Перед проведением публичных слушаний необходимо заблаговременно ознакомить жителей мун образования с проектом мун правового акта, выносимого на публичные слушания. Порядок такого ознакомления определяется уставом мун образования и (или) соответствующим нормативным правовым актом его представ органа. На самих публичных слушаниях д б рассмотрены замечания и предложения, поступившие от жителей мун образования. Результаты публичных слушаний должны быть также опубликованы.

Рассмотрение проекта муниципального правового акта.

После внесения согласованного со всеми заинтересованными лицами проекта муниципального правового акта его дальнейшая судьба складывается в зависимости от особенностей органа, который уполномочен его рассмотреть и принять в порядке, установленном уставом муниципального образования. Рассмотрение как самостоятельная стадия муниципального правотворческого процесса охватывается и неразрывно связано с полномочием "принятие (издание)", так как без рассмотрения принятие муниципального правового акта невозможно да и недопустимо, поэтому порядок рассмотрения как составляющая полномочия принятия (издания) муниципального правового акта должен регулироваться исключительно уставом муниципального образования.

Представляется, что в уставе муниципального образования должны быть закреплены лишь основные конституирующие положения, регулирующие порядок принятия муниципального правового акта, например сколькими голосами принимается решение представительного органа по тому или иному вопросу и т.п., а уже детализация порядка принятия (издания), в свою очередь, должна быть закреплена в нормативном акте соответствующего органа или должностного лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, так как невозможно и неразумно предусмотреть все процедурные вопросы рассмотрения проекта и принятия муниципального правового акта в уставе муниципального образования.

Стадией, завершающей муниципальный правотворческий процесс, следует считать вступление в силу муниципального правового акта. Согласно статье 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Наши рекомендации