Правовая характеристика института аттестации.

Анализ нормативных правовых актов, судебной практики и специальной научной литературы, посвященных аттестации, позволяет говорить о многогранности этого явления, ставшего предметом изучения нескольких отраслей права. Прежде всего, трудового и административного права, т.е. тех отраслей, которые в предмет правового регулирования включают отношения, связанные с регулированием труда работников.

Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. Attestātio — свидетельство, подтверждение) — определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствия требованиям (продукция, технические устройства, рабочие места); отзыв, характеристика.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых, можно выделить государство в лице специально уполномоченных органов, осуществляющих аттестацию, и иные организации и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых данная аттестация проводится.

Это позволяет сделать вывод, что процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых она проводится.

Так, хозяйствующие субъекты, круг которых достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и эффективно. А аттестация способствует повышению их производительности труда; уменьшению налогооблагаемой базы; получению скидок к страховым тарифам; обоснованию льгот и компенсаций для работников, занятых на вредных и (или) опасных производствах.

Государство же посредством аттестации обеспечивает дополнительный контроль за качеством их деятельности с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, аттестация, как форма государственно-общественного контроля, является по своей сути одним из средств административно-правового воздействия государства на определенный круг трудовых и производственных общественных отношений, что позволяет выделить ее в качестве самостоятельного института административного права.

Институт аттестации представлен комплексом системообразующих материально-правовых и процессуально-правовых норм. Материально-правовые нормы определяют цели, задачи, функции аттестации, а также административно-правовой статус субъектов аттестационных отношений. Процессуально-правовые нормы обеспечивают исполнение материальных норм, устанавливая процедуру аттестации.

Основными принципами аттестации являются: законность, проведение аттестации должно в полной мере соответствовать нормам права;

гласность, т.е. широкое ознакомление работников с порядком и методикой проведения аттестации; демократизм, предполагающий широкое участие представительных органов работников в аттестационных процедурах; результативность, означающая обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации; объективность, проявляющаяся в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, беспристрастно и в возможности обжалования решений комиссии.

В настоящее время в российской практике сложились следующие виды (типы) аттестации: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников, аттестация персонала организации, аттестация рабочих мест по условиям труда.

В лекции мы рассмотрим институт аттестации на примере аттестации рабочих мест по условиям труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). Следует заметить, что аттестация рабочих мест является одним из инструментов в системе охраны труда для обеспечения безопасных условий труда для работников.

В последнее время значение аттестации рабочих мест по условиям труда при организации трудовых отношений на предприятии резко возросло. Это связано с рядом факторов. В первую очередь для работодателей проведение аттестации рабочих мест – это возможностьизбежать уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве, а также административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекцией труда, Роспотребнадзором, Ростехназдором и Прокуратурой.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях: выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Требование об обязательном проведении аттестации рабочих мест по условиям труда установлено статьями 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан за свой счет обеспечить аттестацию рабочих мест.

Проводить аттестацию должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка): юридические лица; индивидуальные предприниматели.

На физических лиц, выступающих в качестве работодателей, но не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования рассматриваемого Порядка не распространяются.

Работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, проводят такие работы совместно на основании договора.

Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании гражданско-правового договора с работодателем необходимые измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестации подлежат рабочие места, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

При проведении аттестации работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

В состав аттестационной комиссии, которую возглавляет представитель работодателя, включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

Аттестационная комиссия:

осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации;

формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации и присваивает каждому рабочему месту порядковый номер;

заполняет и подписывает карты аттестации;

разрабатывает по результатам аттестации план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

травмоопасности рабочих мест;

обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

условий труда на рабочих местах (комплексная).

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Итогом аттестации является рассмотрениеаттестационной комиссией отчета об аттестации в течение десяти календарных дней после его поступления. Отчет об аттестации и протокол заседания аттестационной комиссии передается работодателю (его представителю).Работодатель в течение десяти рабочих дней с момента поступления указанного протокола и отчета об аттестации издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета направляет на бумажном и электронном носителях сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит должностным лицам и предпринимателям административным штрафом, дисквалификацией или административным приостановлением деятельности (ст. 5.27 КоАП РФ).

Наши рекомендации