Субъекты института дисциплинарной ответственности и их административно-правовой статус.
В каждой отрасли есть нормы, которые направлены на установление круга лиц, подпадающих под действие норм того или иного института. Происходит это путем перечисления признаков, указания на качества, которыми субъект должен обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм данного института. Институт дисциплинарной ответственности не стал исключением.
В связи с этим можно выделить ряд общих признаков, которые характеризуют субъекта дисциплинарной ответственности:
- субъектом дисциплинарной ответственности может быть только физическое лицо;
- возрастные ограничения указанного физического лица определены возрастными требованиями, предъявляемыми законодательством к членам административного коллектива, в рамках которого он привлекается к дисциплинарной ответственности;
- наличие у субъекта привлечения к ответственности с субъектом, привлекающим к ответственности, отношений подчиненности, оформленных письменно надлежащим образом трудовым договором (служебным контрактом).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что основными субъектами института дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник. Безусловно, нормативно-правовые акты, содержащие в себе материальные и процессуальные основы привлечения различного круга лиц к дисциплинарной ответственности по-разному «называют» работодателя и работника (данные дефиниции характерны для норм трудового права). В рамках норм административно-правового регулирования перечень руководителей, наделенных правом принимать на работу или службу работника (служащего) специально оговорен в правовых актах. Например, в Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе России» служебный контракт о приеме на службу заключается между представителем нанимателя и гражданским служащим. Представитель нанимателя, в свою очередь, - это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. В соответствии со ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается между руководителем федерального органа в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя и сотрудником органов внутренних дел. При этом, в соответствии со ст. 27 названного закона, назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации, а назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. Похожий порядок назначения работников и служащих определяется широким кругом нормативно-правовых актов, регламентирующих трудовые и служебные отношения различных субъектов. Большую часть этих нормативно-правовых актов мы указали в рамках первого вопроса данной лекции.
Указанные субъекты обладают совокупностью прав и обязанностей, закрепляющих их правовой статус в рамках института дисциплинарной ответственности и его реализации. Нужно отметить, что во всем многообразии нормативно-правовых актов объем правового статуса указанных субъектов будет различен. На наш взгляд, законодательство, регламентирующее дисциплинарные правоотношения военнослужащих, отличается наиболее детальной регламентацией полномочий и обязанностей каждого из участников дисциплинарного производства и представляет интерес для более глубокого и детального изучения. Вместе с тем, существуют также не менее интересные и объемные по своему содержанию нормы, регламентирующие дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих, сотрудников таможенных органов, судей, прокуроров и др. Однако учитываю специфику образовательного учреждения, в котором данная лекция будет преимущественно использована в учебном процессе, мы предлагаем обратить особое внимание на правовой статус субъектов дисциплинарной ответственности в рамках прохождения службы в органах внутренних дел.
Основными нормативно-правовыми актами, определяющими правовой статус субъектов правоотношений, складывающихся по поводу привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, являются:Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».
Как уже обозначалось выше, субъектом дисциплинарной ответственности является, с одной стороны, - руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – это лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел. Уполномоченным руководителем является заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации. Для краткости изложения предлагаем данного субъекта называть впоследствии руководителем.
Говоря о правовом статусе руководителя в рамках реализации административно-правовых норм института дисциплинарной ответственности, необходимо отметить, что на основе анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, можно выделить следующие основные права и обязанности руководителя и лиц, которые уполномочены им участвовать при разрешении вопросов, связанных с поддержанием дисциплины и привлечением к дисциплинарной ответственности. К ним относятся:
1. Право возбуждать производство по привлечению к дисциплинарной ответственности.
2. Право назначать и проводить служебные проверки по фактам нарушения дисциплины или совершения дисциплинарного проступка с целью их полного и объективного расследования.
3. Право определять вид дисциплинарного взыскания или ходатайствовать перед вышестоящим руководителем о назначении дисциплинарного взыскания, выходящего за пределы своих полномочий.
4. Издавать (подписывать) приказы или распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
6. Выполнять обязанности по поддержанию служебной дисциплины, а именно: а) обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины; б) четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения; в) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера; г) принимать меры по противодействию коррупции; д) знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками; е) всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных; ж) создавать необходимые условия для службы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки; з) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; и) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; к) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей; л) принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.
7. Организовывать контроль за исполнением принятого решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и учет этой работы.
8. Выполнять обязанности, предусмотренные в рамках служебной проверки, а именно: соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке; обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения; разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации; своевременно доложить руководителю, назначившему служебную проверку, поступившие заявления и ходатайства и проинформировать заинтересованных лиц об их разрешении; документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности нарушителя, как отягчающие, так и смягчающие его вину; проверить выполнение требований приказов МВД России о направлении в соответствующие подразделения МВД России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником, или происшествии с его участием; изучить личное дело лица, в отношении которого проводится служебная проверка; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение; предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений в установленном порядке составить соответствующий акт; опросить очевидцев происшествия, дисциплинарного проступка; использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе; принять в кратчайшие сроки решение по жалобе или ходатайству сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; необходимости принять меры по обеспечению правовой защиты сотрудника, оказанию ему социальной и психологической помощи; принять в установленные для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его исполнение и другие.
9. Соблюдать установленные законодательством о дисциплинарной ответственности сроки.
10. Разрешать ситуации, связанные с конфликтом интересов при привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности.
Помимо прав и обязанностей, законодательством предусмотрены запреты, которые также характеризуют правовой статус рассматриваемого субъекта. Так, например, руководители при проведении служебной проверки не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия, а также им запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные и ставшие известными в ходе проведения служебной проверки.
Правовой статус сотрудника органов внутренних дел, как субъекта института дисциплинарной ответственности и его реализации, на наш взгляд значительно уже правосубъектности руководителя. Вместе с тем, к основным правам сотрудника органов внутренних дел в рассматриваемой сфере правоотношений можно отнести: право представлять заявления, ходатайства и иные документы; право обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; право ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; право требования проведения проверки своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований); давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя.
Сотрудник органов внутренних дел для соблюдения и поддержания дисциплины обязан: а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; б) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам; в) соблюдать требования к служебному поведению; г) соблюдать субординацию; д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы; е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины; ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Помимо указанных субъектов института дисциплинарной ответственности, необходимо обратить внимание на наличие иных субъектов, которые также участвуют в дисциплинарном производстве. К ним можно отнести аттестационные комиссии, которые обладают правомочиями выносить рекомендации, в том числе о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, а также комиссии, проводящие служебную проверку.