Понятие и основные признаки судебной власти
Как известно, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Она едина, прежде всего, по своему источнику Единство и неделимость народа как источника государственной власти не позволяет рассматривать указанные ветви власти как действующие параллельно и абсолютно независимо друг от друга.
Еще сто лет тому назад Г. Ф. Шершеневич заметил, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявления единой, неделимой государственной власти»[15]. В этих условиях законодательная, исполнительная и судебная власть могут рассматриваться как формы проявления этой единой, неделимой государственной власти.
Принцип разделения властей означает, что все три ветви самостоятельны в сфере реализации полномочий, у каждой из них свой круг ответственности и свои возможности в системе сдержек и противовесов. В период советского режима вообще не было самого термина «судебная власть» ни в политическом, ни в законодательном и ни в научном лексиконе. Указанное понятие относительно новое и стало предметом исследования в основном с начала 90-х годов.
В настоящее время судебная власть — одна из трех независимых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Казахстана.
По мнению К. А. Мами, судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь единой государственной власти, установленная Конституцией, реализуемая от имени государства специальными государственными органами — судами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел; выполнению других возложенных на них задач в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, государства и организаций, действующими в особых процессуальных формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудительной силой[16].
К. X. Халиков полагает, что судебная власть — это особая деятельность государства по защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов всех органов, организаций, по обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров на основе принципов демократии, социальной справедливости, гуманизма и законности[17].
Есть более краткое определение, что под судебной властью необходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных государственных органов[18]. К исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, Основной Закон (ч. 1 ст. 77 Конституции РК) относит правосудие.
В целях усиления гарантий по защите прав и свобод человека и гражданина и упрощения судебных процедур 17 ноября 2008 года принят Конституционный закон «О внесений изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», направленный на приведение названного закона в соответствие с обновленной Конституцией. Конституционный закон предусматривает создание трехзвенной системы судов в республике. В соответствии с мировыми стандартами — все дела, без исключения, как гражданские, так и уголовные, будут рассматриваться в судах первой инстанции — районных, городских.
Областной суд будет выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанций. В отличие от действовавшей ранее апелляции областной суд теперь наделяется полными правами суда первой инстанции — полностью исследовать все обстоятельства дела и выносить решение или приговор. Апелляционная инстанция не будет отправлять дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, поскольку наделена правами суда первой инстанции. В связи с тем что граждане имеют право на пересмотр дела вышестоящим судом в коллегиальном составе, за апелляцией вводится в действие судебная инстанция, называемая «кассационной», где проверяются решение или приговор, вынесенные как судом первой инстанции, так и апелляционной.
Верховный суд рассматривает дела в надзорном порядке и должен отменять, изменять и принимать новое решение только в случаях существенного нарушения норм материального либо процессуального права.
Суды как орган судебной власти являются субъектами правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Основными признаками судебной власти являются:
Судебная власть — одна из трех ветвей власти и осуществляется только государственными органами, которые выражают государственную волю;
Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовному судопроизводству в установленном законом Порядке;
Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строго в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам;
Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.
Вступившие в законную силу приговор, решение или постановление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение несогласия с судебным решением и его обжалование (опротестование) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.
В случае невыполнения судебного решения органы, их исполняющие, вправе применить принудительные меры для их реализации. Злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению гражданами, представителями власти и служащими влечет уголовную ответственность.
Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жизни, являются ее независимость, самостоятельность и обособленность.
Независимость означает, что суды при отправлении правосудия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от органов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предварительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов.
Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими Органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы она стала неконтролируемой и неуправляемой, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Судебная система не входит в какую-либо другую государственную структуру и действует обособленно в своей специфической сфере. Ее взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей.
Таким образом, судебную власть можно определить как независимую ветвь единой государственной власти, установленную Конституцией, реализуемую от имени государства специально уполномоченными органами (суд, судья), наделенными законом компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров и дел, выполнению других возложенных задач с соблюдением процессуальных норм и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории Республики.
Основные международные стандарты и требования по обеспечению независимости судебной власти закреплены в целом ряде документов ООН. Среди них — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Основные принципы независимости судебных органов, принятые по профилактике преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.) и другие. Кроме того, требуют учета международные инструменты, не имеющие обязательную силу для Республики. Это — Рекомендация Комитета Министров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей или «Всеобщая хартия судей», принятая в 1999 г. в Тайване Международной ассоциацией судей и «Хартия судей Европы», принятая в 1993 г. Европейской ассоциацией судей и др.
2.2. Правосудие: понятие и его принципы
Правосудие — одно из направлений государственной деятельности, являющееся исключительной функцией, составляющей содержание судебной власти. Это деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленных законом порядке гражданских и уголовных дел, то есть правосудие осуществляется в процессуальном порядке.
Порядок отправления правосудия в Республике Казахстан, а также судоустройство и статус судей определяются Конституцией, Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей» от 25 декабря 2000 г. и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Понятие «правосудие» имеет близкое отношение к понятию «судебная власть», но они не равнозначные. Судебная власть проявляется во многих действиях суда, поэтому она значительно шире правосудия. Так, пленарное заседание Верховного Суда изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики; принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. Областные суды ведут судебную статистику, изучают судёбную практику и по итогам ее обобщения рассматривают вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области. Кроме того, в последние годы периодически обсуждаются вопросы расширения контрольных функций суда за досудебными стадиями уголовного процесса.
Судебная власть реализуется в правосудии и предусматривает рассмотрение конкретных дел в судебных заседаниях и принятие судом соответствующих решений. Таким образом, под термином «правосудие» понимается осуществление в процессуальном порядке в судебных заседаниях разбирательства, отнесенных к компетенции данного суда соответствующих категории дел, и разрешение вопросов, вытекающих из исполнения судебных приговоров, решений, постановлений и т.п.
Правосудие — такая функция правоохранительной деятельности, которая оказывает существенное влияние на реализацию наиболее значительных прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. Поэтому для осуществления правосудия человечество на протяжении веков завоевывало, формулировало универсальные правила, положения, унифицирующие судопроизводство в целях охраны прав и свобод человека и гражданина. Эти универсальные положения, основанные на вечных ценностях справедливости, добра, гуманности, получили название принципов правосудия.
Термин «принцип» происходит от латинского «principium» — основание, основа. Можно сказать, что принципы правосудия — это фундамент, на котором строится все судопроизводство.
Принципы правосудия представляют собой закрепленные в законе основополагающие правовые идеи, определяющие организацию, содержание: сущность и характер судопроизводства. Следует подчеркнуть, что эти правовые идеи в большинстве своем изложены в виде требований, адресованных участникам правовых отношений и являются важным инструментом их регулирования.
Принципы соответствуют господствующим в обществе представлениям о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия, они взаимосвязаны и образуют систему, все звенья которой взаимосвязаны и только в своей цельности и неразрывности они отражают форму и содержание правосудия.
Принципы правосудия принято классифицировать:
1. по источнику они подразделяются на конституционные — содержащиеся в Конституции (наиболее общие) и специальные — содержащиеся в процессуальном законе (УПК, ГПК).
2. по содержанию они делятся на функциональные, отражающие содержательную сторону — сущность правосудия и организационные — предусматривающие порядок судопроизводства.
Организационные (судоустройственные) принципы характеризуют формирование судебной системы республики, в частности образование судов на началах назначаемости и несменяемости судей.
Процессуальные принципы определяют сущность деятельности по отправлению правосудия. Указанное деление условно в связи с тем, что основные принципы взаимосвязаны, зависимы и составляют единую систему. Процессуальные принципы, как правило, носят властно — повелительный характер, они содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств.
Значимость принципов при осуществлении правосудия определяется их закреплением в Конституции Республики Казахстан. Так, в соответствии с п. 3 ст. 77 Конституции судья при применении закона должен руководствоваться следующими принципами:
1. лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
2. никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
3. никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
4. в суде каждый имеет право быть выслушанным;
5. законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
6. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
7. никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;
8. любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
9. не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;
применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Указанные принципы являются конституционными и едиными для всех судов и судей Казахстана. Принципы правосудия не ограничиваются только перечисленными выше десятью принципами, круг их шире и образует единую систему. Все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом и каждый из них является гарантией осуществления других. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство закона, охрана прав и свобод личности.
К системе общих принципов правосудия относятся принципы:
1. законности;
2. осуществления правосудия только судом;
3. независимости судей;
4. осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
5. обеспечение каждого правом на судебную защиту;
6. презумпции невиновности;
7. состязательности и равноправия сторон;
8. гласности разбирательства дела в суде;
9. обеспечения права пользования родным языком;
10. охраны чести и достоинства личности; непосредственности и устности судебного разбирательства.
Принцип законности — это стержень нормального функционирования всей общественной жизни, поэтому касается деятельности всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Законность — она едина и одинаково обязательна для всех субъектов общественных отношений. Принцип законности — универсальный общеправовой принцип, заключающийся в неуклонном соблюдении и исполнении предписаний Конституции, законов и соответствующих им иных нормативных правовых актов всеми государственными и негосударственными органами и учреждениями, должностными и частными лицами.
Принцип законности является фундаментальным принципом при осуществлении деятельности всеми судебными органами. Поэтому в диспозиции статьи 78 Конституции Республики заложен важный конституционный принцип, обязывающий суд не применять законы и нормативные правовые акты, ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что такой закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.
Нарушение закона судом по делам недопустимо и влечет за собой установленную ответственность, признание недействительными незаконных актов и их отмену.
По гражданским делам в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законодательства. Если законодательными актами или соглашением сторон спора предусматривается разрешение соответствующих вопросов судом, суд обязан разрешать эти вопросы, исходя из критерия справедливости и разумности.
Резюмируя изложенное, можно прийти к выводу, что принцип законности в судопроизводстве — это совокупность основополагающих идей и положений демократического, правового государства, закрепляющих права и свободы человека и гражданина в Конституции Республики и законах, содержащих предписания, обязательные к неукоснительному соблюдению всеми участниками судопроизводства.
Принцип осуществления правосудия только судом означает, что круг органов, уполномоченных вершить правосудие, строго ограничен Конституцией, пункт 1 статьи 75 которой гласит, что « Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом». Отправление правосудия ведется в особом правовом режиме, который создает такие преимущества в разрешении дел и споров, какими не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для принятия законного и справедливого решения. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи. Присвоение полномочий суда кем бы то ни было влечет ответственность, предусмотренную законом.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом. Приговор и другие решения суда по делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном законном. Компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им уголовного судопроизводства определяются законом и не могут быть произвольно изменены. Учреждение чрезвычайных или специальных судов под каким бы то ни было названием для рассмотрения уголовных дел не допускается. Приговоры и другие решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.
Принцип независимости судей является необходимым условием осуществления правосудия, важнейшей гарантией установления истины по делу. Независимость судьи защищается Конституцией и законом. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону.
С целью обеспечения их независимости Конституцией Республики закреплено, что судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо партии. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Под вмешательством в деятельность суда понимаются любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению ими объективного и беспристрастного разбирательства по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение и другие подобные действия. Также расценивается как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами.
Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел.
Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.
Финансирование судов, материальное обеспечение судей, а также представление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного независимого осуществления правосудия.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Общеправовое начало равенства предусмотрено ст. 14 Конституции Республики, согласно которой все равны перед законом и судом. Равенство перед законом — есть одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения ответственности в соответствии с законодательными актами, регламентирующими осуществление правосудия.
Равенство перед законом означает, что какой бы суд ни рассматривал дело, оно будет разбираться в одном процессуальном режиме с соблюдением одинаковых гарантий для каждого. Возбуждение уголовных дел, их расследование и рассмотрение судом в отношении всех граждан осуществляются на основе единых начал, в едином порядке.
Наличие определенных отступлений от общих правил судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, не противоречит сущности принципа равенства всех перед законом и судом. Особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов Парламента, Председателя и членов Конституционного Совета, судей, Генерального Прокурора Республики Казахстан не создает указанным лицам каких-либо преимуществ в ходе уголовного судопроизводства, а является дополнительным средством ограждения от нарушения законности в отношении их и гарантией осуществления ими своих полномочий.
Принцип обеспечения каждого правом на судебную защиту закреплен в ст. 13 Конституции Республики Казахстан, провозглашающей, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.
Обжаловать можно акты индивидуального и общенормативного характера, коллективные и единоличные решения и действия (или бездействие). Согласно закону гражданин имеет право обращаться в установленном порядке в суд на решения и действия органов и должностных лиц, совершенные с нарушением закона. Государство обеспечивает доступ к правосудию и потерпевшим от преступления. Закон предусматривает также компенсацию потерпевшему морального и имущественного вреда, нанесенного преступлением или запрещенным уголовным кодексом деянием невменяемого, путем рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе.
Во всех судах и на любой стадии судопроизводства гражданам гарантируется право на профессиональную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Подозреваемый, обвиняемый (а в случае смерти обвиняемого его близкие родственники), не согласные с прекращением дела по основаниям, которые затрагивают их доброе имя, нарушают их права, могут требовать судебного разбирательства дела для полной реабилитации. Орган, ведущий уголовный процесс, в частности суд, при наличии на то оснований, вправе освободить подозреваемого, обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда адвоката производится за счет государства.
Таким образом, всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Принцип презумпции невиновности постулирует, что каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, никто не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу; обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и должен быть подтвержден достаточной совокупностью достоверных доказательств.
Слово презумпция означает предположение, не требующее доказательств. Презумпция невиновности выражает не личное мнение судьи, следователя, прокурора. Это объективное правовое положение, означающее, что человек изначально является невиновным и ему не нужно доказывать или подтверждать свою невиновность: она является его свойством. Вместе с тем, презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена приговором суда виновность в совершении преступления.
Принцип презумпции невиновности сформулирован в п.п. 1 п. 3 ст. 77 Конституции Республики Казахстан и ст. 19 УПК РК, в которых закреплена главная идея презумпции невиновности: признать виновным вправе только суд, и она распространяется на подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а также осужденного, в отношении которого приговор не вступил в законную силу. Соблюдение принципа презумпции невиновности тесно связано с непосредственными задачами, подлежащими разрешению в процессуальном законе — гарантированию высокого уровня защищенности прав человека, оказавшегося в орбите уголовной юстиции. Презумпция невиновности является гарантией для обвиняемого от неосновательного обвинения и осуждения, она пронизывает все судопроизводство и подлежит точному и неуклонному соблюдению.
Принцип состязательности и равноправия сторон заключается в таком построении судебного разбирательства, при котором функция обвинения отделена от функции защиты и функции решения дела.
Статьей 23 УПК РК впервые законодательно закреплено, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты, что служит гарантией соблюдения и обеспечения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений. Одной из важных проблем при соблюдении данного принципа является обеспечение равенства сторон, равенства методов и средств доказывания обстоятельств, обосновывающих определенную позицию участников процесса. Суд должен создать сторонам такие условия, чтобы они имели равные возможности отстаивать свою позицию, избранную ими самостоятельно независимо от кого бы то ни было. Судья, ущемляющий права одной из сторон, не может считаться объективным.
Состязательность предполагает:
1. наличие двух состязающих друг с другом сторон (сторона обвинения и сторона защиты);
2. определенные условия состязания, ставящие стороны в равные условия, то есть равенство определенных прав и обязанностей сторон (уголовно-процессуальные нормы, предписывающие определенный характер, порядок действий участниками уголовного судопроизводства);
3. наличие арбитра, следящего за соблюдением сторонами условий состязания и принимающего окончательное решение (суд, осуществляющий функцию разрешения уголовного дела).
Принцип гласности разбирательства дела в суде обеспечивает открытое разбирательство дел во всех судах и во всех инстанциях. Данный принцип также закрепляет конституционное положение о том, что «в суде каждый имеет право быть выслушанным». Гласность предполагает доступность участников процесса ко всем материалам дела, в том числе полученным в ходе оперативно- розыскных мероприятий, ознакомление сторон с поступившими жалобами других участников процесса, осведомленность о времени и месте рассмотрения дела в суде любой инстанции, создание единой базы данных вступивших в законную силу приговоров и постановлений судов и свободный доступ к ним, доступность информации об исполнении судебных актов.
Ограничение гласности судебного разбирательства допускается, лишь когда это противоречит интересам охраны государственных секретов. Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному постановлению суда по делам о преступлениях несовершеннолетних, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников.
В закрытом судебном заседании рассматриваются также разрешаемые судом на досудебной стадии процесса жалобы на действия и решения органа, осуществляющего уголовное преследование. Эти ограничения конкретизируют положение, предусмотренное ст. 18 Конституции Республики, гласящей: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства». Вместе с тем, независимо от этого ограничения приговор суда и постановления, принятые по делу, во всех случаях провозглашаются публично.
Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, по разрешению суда имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход судебного разбирательства с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
С 2007 года в судах республики действует единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов. Внедрение современных средств фиксации судебной информации будет способствовать реализации принципа состязательности в судопроизводстве.
Принцип обеспечения права пользования родным языком основан на конституционном положении о том, что судопроизводство в Республике Казахстан ведется на государственном языке, а при необходимости в судопроизводстве наравне с государственным употребляется русский язык или другие языки. Производство по одному и тому же делу осуществляется на одном из языков судопроизводства, установленном постановлением органа, ведущего судебный процесс.
Принцип обеспечения права пользования родным языком определяет решение таких важных вопросов для правосудия как:
1. доступность суда для населения;
2. гарантия важности осуществления прав участниками судопроизводства;
3. предпосылка реализации принципов состязательности, гласности, устности.
Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, разъясняется и обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, и бесплатно пользоваться услугами переводчика. Также бесплатно обеспечивается перевод на язык судопроизводства необходимых им в рамках закона материалов дела, изложенных на другом языке.
Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на их родной язык или другой язык, которым они владеют. При этом для лиц, не владеющих языком судопроизводства, прилагается заверенная копия документа, изложенная на выбранном этими лицами языке судопроизводства.
Процессуальный закон гарантирует реализацию установленных правил о языке судопроизводства не только в суде первой инстанции, но и в стадиях апелляционного и надзорного производства.
Принцип охраны чести и достоинства личности нашел закрепление в ст.ст. 17, 18, 34 Конституции Республики Казахстан, согласно которым: «достоинство человека неприкосновенно. В ходе судопроизводства запрещаются действия и решения, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в процессе, не допускается сбор, использование и распространение сведений о личной жизни, а равно сведений личного характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне, для целей, не предусмотренных законом. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию», «каждый имеет право на защиту своей чести и достоинства», «каждый обязан уважать права, свободы, честь и достоинства других лиц.
Достоинство — это признание государством социальной ценности конкретного человека, значимости каждой личности как члена общества. Достоинство человека относится к естественным правам человека и оно неотчуждаемо, оно не передается никому. Оно гарантируется и защищается Конституцией — правом на свободу и личную неприкосновенность, правом на защиту чести и доброго имени и пр. (ст.ст. 16—18). Защита достоинства личности осуществляется государством.
В законах содержится достаточное количество норм, рассматривающих все акты пыток как преступления, их недопустимость в ходе уголовного процесса, а также исполнения и отбывания наказания. Принцип уважения чести и достоинства личности закреплен в ст. 13 УПК РК. Согласно данной статье при производстве по уголовному делу запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в уголовном процессе.
Аналогичная норма существует и в статье 9 ГПК РК, где указано, что при производстве по гражданскому делу запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в гражданском процессе. Моральный вред, причиненный лицу в ходе гражданского судопроизводства незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, подлежит возмещению в установленном законом порядке.
Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства тесно связан с принципами состязательности и гласности, так как последние не могут быть реализованы вне условий устности и непосредственности судебного разбирательства. В силу принципа непосредственности суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. Это означает, что лишь при наличии особых обстоятельств допускается замена допроса подсудимого, свидетеля или другого лица оглашением протоколов ранее данных ими показаний.
Устность судебного разбирательства предполагает, что доказательства должны быть восприняты судом устно, в такой же форме обсуждаться участниками процесса. Имеющиеся в деле документы оглашаются вслух и прения сторон осуществляются в устной форме.