Правила и критерии оценки по деловой игре
«Юридическая техника законодательного проектирования»
№ | Критерии оценивания | Общее число баллов за критерий оценки | Разработчики НПА | Эксперты по соблюдению юридико-технического оформления законопроектов | Эксперты по соблюдению правил юридической техники (качества норм) | Эксперты по общественной, профессиональной экспертизе законопроекта |
1. | Соблюдение состава перечня сопроводительных документов проекта НПА | + | ||||
2. | Соблюдение метод рекомендаций по структуре НПА | + | ||||
3. | Соблюдения правил оформления текста НПА | + | ||||
4. | Соблюдения порядка разработки НПА (соблюдение процедуры разработки) | + | ||||
5. | Соответствие проекта НПА действующему законодательству (выявление правовых коллизий) | + | ||||
6. | Оценка качества правого регулирования проекта НПА (выявление правовых пробелов) | + | ||||
7. | Наличие коррупционных рисков в положениях НПА | + | ||||
8. | Оценка профессионального сообщества по содержанию норм проекта НПА | + | ||||
9. | Научная оценка качества положений НПА | + | ||||
10. | Оценка качества подготовки преподавателем | 0,1-1 | + | + | + | + |
Правила (сценарий) деловой игры:
1. Игровой состав. Учебная группа делится на четыре группы: - разработчики от 6 до 10 человек, группы экспертов по 6 человек. Каждая группа экспертов отвечает за свой сектор оценки качества законопроекта: Группа 1. Эксперты по соблюдению юридико-технического оформления законопроектов; Группа 2. Эксперты по соблюдению правил юридической техники (качества норм); 3. Эксперты по общественной, профессиональной экспертизе.
2. Цель игры –закрепить теоретические знания, сформировать практические умения и навыки юридической техники разработки НПА. Цель игры включает две ключевые задачи: во-первых, разработать проект нормативно-правового акта; во-вторых, дать данному проекту юридико-экспертную оценку.Сфера регулирования проекта НПА определяется студентами самостоятельно, исходя из существующих проблем в учебном процессе, и необходимости их разрешения посредством нормирования.
3. Порядок распределения баллов. В результате игровых действий, в зависимости от качества подготовки, баллы между участниками деловой игры распределяются на конкурентной основе. По умолчанию 8 баллов начисляются команде разработчикам законопроекта. В процессе аргументации экспертных команд баллы вычитаются из начисленных 8 баллов на разработчиков по каждому критерию и зачисляются в вычитаемой части командам экспертов.
Набранные командами суммы балов умножаются на коэффициент качества оценки определяемой преподавателем. Коэффициент определяетсяот 0,1 до 1 по следующим критериям:
Критерий оценки | Вид оценки | Коэффициент | Компетенции |
Ясность, логичность аргументации | Аргументация выступления | 0,1 | ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
Нормативная обоснованность аргументов | Аргументация выступления | 0,2 | ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
Владение юридическим понятийным аппаратом | Аргументация выступления | 0,1 | ПК-1 способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
Умение толковать специальные НПА и применять их положения в законопроектировании | Качество подготовки документов | 0,2 | ПК-15 Способен толковать различные правовые акты |
Соблюдение правил юридической техники в НПА | Качество подготовки документов | 0,2 | ПК-13 способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
Соблюдение процедуры разработки (подготовки) проектов НПА | Качество подготовки документов | 0,2 | ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов |
По результат набранных баллов заработанная сумма балов распределяется между участниками команд пропорционально числу участников и выставляется в электронный журнал.
4. Задание для самостоятельной подготовки на деловую игру:
4.1. Всем группам повторно ознакомится с содержанием следующих нормативно-правовых актов определяющих юридико-техническое оформление, порядок заработки и принятия проекта нормативно-правовых актов РФ. В том числе:
А) «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/
Б) Комментарий к методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70374344/
В) Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения"
Г) Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями)
Д) Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 18.07.2015) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых…
Е) Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 15.10.2016) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (при разработки подзаконных нормативно-правовых актов)
Ж) Ст. 105 Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изменениями и дополнениями) Приложение. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ
З) Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 (ред. от 13.03.2015) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов"
К) Методические рекомендации Государственной Думы Федерального Собрания от 6 августа 2013 г. "По лингвистической экспертизе законопроектов".
4.2. НПА регулирующих сферу действия законопроекта, например в сфере образовательного процесса:
А) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
Б) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) изменения не вступили в силу
В) Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 N 464 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 N 17337)
Г) Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 (ред. от 28.04.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 N 38132)
Д) Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 1383 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования"
4.3. Разработчикам НПА подготовить законопроект с соблюдением правил юридической техники, в том числе сопроводительный пакет документов (пояснительная записка, экономическое обоснование и т.п.). Весь пакет документов предоставить для ознакомления экспертным группам до проведения деловой игры;
4.4. Экспертам провести оценку проекта НПА и сопроводительных документов по критериям определенным таблицей оценивания. Зафиксировать в письменном виде все найденные ошибки нарушения юридической техники (в соответствующих блоках оценки по каждой экспертной группе отмеченными «+» в таблице).
4.5. При проведении игры разработчики НПА предоставляю весь пакет документов (проект НПА, пояснительную записку, экономическое обоснование, оценку регулирующего воздействия, протокол и т.п.) по числу команд +1 экз. для преподавателя.
4.6. Каждая команда распечатывает и использует в ходе игры нормативно-правовые акты которыми она руководствовалась при выполнении игрового задания.
4.7. В процессе игрового обсуждения законопроекта участники игры должны строить свою аргументацию на основе действующего законодательства и правил формальной логики.
Составитель сценария деловой игры к.ю.н., доцент кафедры ГПД Кравченко А.Г.