И реабилитации граждан
Надзор за законностью исполнения наказаний является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры, так как при исполнении приговоров происходит реализация вступивших в законную силу судебных актов, а также разрешение судом вопросов, возникающих как при обращении приговора к исполнению, так и в ходе самого его исполнения. Судопроизводство считается оконченным с момента обращения приговора к исполнению. Как известно, наказание имеет своей целью восстановление социальной справедливости и от надлежащего исполнения приговора зависит эффективность уголовного наказания.
Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года в законодательстве и судебной практике следует вырабатывать подходы, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия основывался бы, прежде всего, на учете данных о наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности. Учитывая, что лишение свободы все еще остается основным видом уголовного наказания, необходимо принимать меры, повышающие воспитательный компонент лишения свободы. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, поэтому в Республике Казахстан принимаются меры по приближению пенитенциарной системы к общепризнанным нормам. В частности, по выполнению международных обязательств, вытекающих из международных актов о правах человека и гражданина, а также специализированных международных документов об обращении с осужденными к различным видам наказаний.
К числу таких актов в первую очередь необходимо отнести Всеобщую Декларацию прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых, задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.
Соблюдение прав осужденных является одним из важнейших компонентов соблюдения прав человека. В ст. 17 Конституции Республики Казахстан закреплено: «Достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманного обращения с арестованными и осужденными закреплен как действующим законодательством, так и во многих ведомственных правовых актах. Порядок и условия исполнения и отбытия наказания и иных мер уголовно-правового воздействия на осужденных должны основываться на принципах законности, равенства всех перед законом, гуманизма и демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, соединения наказания с исправительным воздействием.
По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях республики содержались 63 445 осужденных и следственно-арестованных. В структуру Комитета уголовно-исполнительной системы входят 15 территориальных управлений, 74 исправительных учреждения, 20 следственных изоляторов, 218 уголовно-исполнительных инспекций, 3 республиканских государственных предприятия, 2 центра республиканской реабилитации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, Академия Комитета УИС и Павлодарский юридический колледж.
За последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан реализован ряд программ. Так, значительно расширены права осужденных, стала более эффективной социальная и правовая их защищенность, законодательно закреплена прогрессивная система отбывания наказаний, укрепляется материально-техническая база исправительных учреждений и следственных изоляторов, снижена плотность тюремного населения.
С момента передачи пенитенциарной системы в ведение Министерства юстиции сняты необоснованные ограничения и запреты на переписку, ношение часов, спортивной формы одежды в свободное время. Окна в камерах расширены, с них сняты металлические жалюзи с целью доступа дневного света и свежего воздуха, настланы деревянные полы. Лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, постоянно информируются об их правах и обязанностях. При этом формой информирования о правах и обязанностях является предоставление памяток осужденным, а также наглядная информация, разъясняющая требования законодательства и общечеловеческие ценности.
Подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется возможность отправлять религиозные обряды по возможности в специально оборудованных для этих целей помещениях, в соответствии с религиозными традициями. Им разрешается иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культа индивидуального пользования. Для оказания духовной помощи разрешается приглашение служителей культа. В настоящее время во всех исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы функционирует 34 здания мечетей и церквей, 145 молельных комнат различных конфессий. В целях урегулирования правового аспекта обеспечения соблюдения в деятельности уголовно-исполнительной системы прав лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, проводится работа по расширению участия гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы.
В частности, 29 декабря 2004 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам органов юстиции», которым предусматривается организация общественного контроля за обеспечением соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. В то же время положения, закрепленные в законе, и усилия правительства не могут полностью гарантировать успешное и своевременное исполнение приговоров Необходим надлежащий надзор и постоянный контроль, которые должны обеспечивать реальное претворение закона в жизнь.
На сегодня прокуратура является единственным государственным органом, который централизованно осуществляет оперативную и всеобъемлющую вневедомственную надзорную функцию за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других учреждений и органов, связанных с исполнением наказаний и назначенных судом мер принудительного характера.
Содержанием и предметом прокурорского надзора в этой сфере, согласно ст. 43 Закона РК «О Прокуратуре» и Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан, являются законность нахождения лиц в местах лишения свободы, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, соблюдение установленных законодательством порядка и условий содержания указанных лиц в названных учреждениях, охрана их прав и свобод, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Под законностью нахождения лиц в местах лишения свободы понимается законность их водворения и содержания в этих местах, соблюдение сроков содержания и законность освобождения.
Исходя из предмета надзора определены цели и задачи прокурорского надзора. Следует учесть, что целями уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. В соответствии с указанными целями уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей регулирование порядка и условий отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание им помощи в социальной адаптации, а также восстановление справедливости по отношению к людям, подвергшимся массовым политическим репрессиям.
В связи с этим, содержание и предмет прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний вытекают из задач уголовно-исполнительного законодательства и общих задач органов прокуратуры. Прокурор, используя предоставленные законом полномочия, должен добиваться точного и единообразного применения законов и международных соглашений о правах человека, гуманного обращения с арестованными и осужденными; принимать меры по охране конституционных и иных прав граждан, обеспечению профилактики рецидивной преступности и правонарушений в местах лишения свободы при исполнении уголовных наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; обязан немедленно приостанавливать и опротестовывать противоречащие закону приказы, распоряжения и постановления.
Многообразие видов уголовного наказания обусловило многообразие учреждений и органов, их исполняющих. Среди них особое место занимают учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, где в интересах восстановления социальной справедливости, исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений установлен режим отбывания наказания и более всего ограничены их гражданские права. Следует учесть, что Указом Президента Республики Казахстан от 17 декабря 2003 г. за № 1251 в стране введен мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Согласно приговору или постановлению суда, вступивших в законную силу, каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учреждение либо орган.
К поднадзорным прокурорам относятся органы и учреждения, исполняющие наказания. В частности, наказание в виде штрафа или конфискации имущества исполняется судом, вынесшим приговор, а также судом по месту нахождения имущества и по месту работы осужденного.
Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.
Наказание в виде привлечения к общественным работам исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Наказание в виде ограничения свободы, ареста исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
Наказание военнослужащих исполняется: содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест — командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе — командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие.
Наказание в виде лишения свободы исполняется исправительными учреждениями Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) Министерства юстиции, охраняемых подразделениями внутренних войск. К их числу относятся все виды колоний, включая колонии-поселения, воспитательные колонии для несовершеннолетних и тюрьмы. Этот вид наказания исполняется также следственными изоляторами в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Какие-либо меры принудительного характера в следственных изоляторах не исполняются.
Действующее законодательство подробно регламентирует виды исправительных учреждений и категории осужденных, которые должны в них содержаться (ст. 69 УИК РК и ст. 48 УК РК), а также детально регламентирует порядок и условия содержания лиц в местах отбывания наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. В этих учреждениях, наряду с уголовным наказанием, исполняются различные меры принудительного характера, назначаемые судом, а именно: принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний и СПИДа. Исключение составляет принудительная мера медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости, либо заболевшие неизлечимой душевной болезнью после его совершения. Такая мера на основании постановления суда исполняется в психиатрических лечебных учреждениях.
Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей. Они обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, являться по их вызову. В случае уклонения от явки осужденный может быть подвергнут приводу.
Объектом особого внимания прокуроров должно быть исполнение администрацией установленных и охраняемых законом прав и свобод осужденных. Вне зависимости от места содержания эти лица имеют право на полную информацию, касающуюся правил содержания, дисциплинарных требований, дозволенных способов связи с семьей, подачи жалоб, равно как и всех других вопросов, позволяющих им отдавать отчет в своих правах и обязанностях и приспособиться к условиям жизни в данном учреждении. Они имеют право на достойное человека обращение и санитарно-бытовые условия содержания, квалифицированную медицинскую помощь, льготы, поощряющие хорошее поведение, юридическую защиту их законных прав и интересов.
Особую роль в поддержании правопорядка в местах исполнения наказаний играет установленный законом комплекс режимных ограничений. Они различаются, в зависимости от статуса учреждения и потребностей воспитательного воздействия на конкретных лиц. Дисциплину и порядок в этих местах следует поддерживать с твердостью, используя, однако, только ограничения, установленные законодательством. Предоставление администрацией льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных законодательством, являются грубым нарушением законности, на которое прокурор обязан реагировать вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.
Прокурорский надзор призван способствовать достижению целей наказания, требования закона об основных средствах исправления и воспитания правонарушителей должны находиться в поле его зрения. Осуществляя надзор за законностью исполнения приговора в отношении лиц, которым назначены к отбыванию исправительные работы, прокурор выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению. Например, если лицо, осужденное к исправительным работам, к моменту вступления приговора в законную силу заболело, то прокурор предлагает инспекции исправительных работ направить осужденного на врачебную комиссию для определения его трудоспособности. В случае признания осужденного нетрудоспособным суд может заменить исправительные работы иным, более мягким наказанием.
Прокурор также обязан следить за тем, чтобы соответствующими органами правильно осуществлялись удержания и перечисления удержанных сумм в доход государства из заработной платы осужденных. Когда речь идет об обращении к исполнению приговора, связанного со штрафом, особое внимание прокуроров должны привлекать составляемые судебными исполнителями акты о несостоятельности должников. Незаконность таких актов может быть обнаружена при повторных проверках имущественного положения осужденного.
В целях устранения нарушений закона прокуроры обязаны систематически проверять законность деятельности уголовно-исполнительных инспекций, а также администраций учреждений и организаций по трудовому использованию осужденных к исправительным работам. Таким образом, прокурор при осуществлении надзора за законностью на стадии исполнения обязан своевременно выявлять, пресекать и предупреждать нарушения законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а также всей своей деятельностью способствовать исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, осужденными и иными лицами.