II. Алгоритм изучения дел об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Для выполнения судом поставленных задач, учитывая, что законодательством об административных правонарушениях предусмотрен незначительный срок как для привлечения к административной ответственности (в основном указанный срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения), так и рассмотрения дела об административных правонарушениях (15 дней - на рассмотрение дела об административном правонарушении и всего 10 дней - для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении), большое значение имеет тщательное и в то же время оперативное изучение поступившего на рассмотрение судье дела об административном правонарушении.
Изложенное корреспондирует со ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту, и с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, предусматривающей каждому в случае спора о его гражданских правах и обязанностях право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. С учетом требований данной нормы, а также положений пп. "c" п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной волокиты, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.
Поэтому в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач административного судопроизводства и неукоснительного соблюдения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях поступившее на рассмотрение дело об административном правонарушении требует тщательного изучения.
Судья, получив дело об административном правонарушении, может поручить своему помощнику изучить дело, что в условиях загруженности самого судьи представляется целесообразным. Квалифицированный же помощник в состоянии значительно облегчить работу судьи, поскольку он может подготовить дело к рассмотрению, довести до сведения судьи о допущенных при составлении протокола об административном правонарушении существенных недостатках, которые не могут быть восполнены и устранены при рассмотрении дела по существу, может предложить возвратить дело для устранения выявленных недостатков, составить проекты необходимых определений и самого постановления либо решения. Поэтому трудно переоценить работу помощника судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Безусловно, правовое решение принимается судьей самостоятельно на основе личного изучения дела об административном правонарушении, однако помощник доводит до сведения судьи результаты своего личного изучения дела и собственное мнение по поводу рассмотрения дела об административном правонарушении. Такой результат изучения дела желательно изложить в письменном виде, со ссылкой на нормы права, с конкретным указанием выявленных недостатков, предложений; проекты правовых документов также должны быть представлены судье в письменном виде.
В целях выполнения перечисленных выше задач административного производства при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении помощнику судьи предлагается примерный алгоритм действий по изучению дела об административном правонарушении.
Наиболее целесообразным и правильным представляется начать изучение дела об административном правонарушении с протокола об административном правонарушении.
Приступая к его изучению, помощник судьи в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ должен в первую очередь установить, относится ли к компетенции судьи рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении. При этом помощник должен знать и учитывать, что в законодательстве об административных правонарушениях регулируется судебная подведомственность, которая определяется как подсудность. Следует также обратить внимание на то, что дела об административных правонарушениях рассматриваются как мировыми судьями, арбитражными, военными судьями, так и судьями районных судов, в связи с чем помощник судьи при определении компетенции поступившего к судье дела должен учитывать требования ст. 23.1 КоАП РФ, понимая смысл указанной процессуальной нормы, которая разрешает вопросы подведомственности (подсудности) дел об административном правонарушении. Изучив протокол и установив, что его рассмотрение не относится к подведомственности судьи, помощник судьи может составить проект определения о передаче дела по подведомственности.
Далее помощник судьи проверяет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, имея в виду, что он должен соответствовать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, т.е. помощник судьи при изучении протокола должен обратить внимание на следующие обстоятельства:
- содержит ли протокол сведения о дате и месте его составления;
- указана ли должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- имеются ли данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- содержит ли протокол сведения о свидетелях, потерпевших (если они были и на них указывали лица, в отношении которых составлен протокол), имеются ли сведения об их месте жительства;
- описано ли в протоколе место и время совершения и событие административного правонарушения;
- имеется ли указание на конкретную статью КоАП РФ, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;
- истребовалось ли объяснение физического лица, законного представителя юридического лица по поводу совершения административного правонарушения.
Кроме этого, приступая к изучению протокола, помощник судьи должен убедиться, подписан ли протокол лицом, уполномоченным составлять его, содержатся ли в протоколе сведения о разъяснении лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, их прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ; указаны ли при составлении протокола понятые и их данные о месте проживания, в случаях, когда их присутствие в соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ и главой 27 настоящего Кодекса обязательно; соблюдалось ли лицом, составившим протокол, право на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; в случае составления протокола в отношении лица, не владеющего русским языком, был ли осуществлен перевод протокола и других документов, имеющихся в деле об административном правонарушении.
На этой стадии помощник может подготовить проекты процессуальных документов, например определений о назначении времени и места рассмотрения дел, о вызове лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического либо юридического лица, свидетелей, понятых и других лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.10 КоАП РФ, об отложении рассмотрения дела; предложить судье возвратить протокол на основании ст. 29.4, ч. 1, п. 4, КоАП РФ и составить проект данного определения. Однако при этом помощнику судьи следует учитывать, что возвращение протокола возможно только при выявлении существенных его недостатков, т.е., как следует из содержания ст. 29.4, ч. 1, п. 4, КоАП РФ, в случаях, например, составления протокола и оформления материалов дела неправомочными лицами, отсутствия в протоколе данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, а также при отсутствии других сведений, в зависимости от значимости которых невозможно рассмотреть дело по существу; при этом если указанные недостатки не могут быть устранены при рассмотрении дела по существу.
Необходимо учитывать, что в рамках подготовки дела к рассмотрению помощник судьи в состоянии выяснить наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела, и довести о них до сведения судьи. Так, обстоятельствами, исключающими рассмотрение дела данным судьей, могут быть перечисленные в ст. 29.2 КоАП РФ родственные отношения судьи с лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, с потерпевшим и другими лицами, участвующими в деле об административном правонарушении, заинтересованность судьи в разрешении дела, т.е. когда имеются основания для отвода судьи. Такие сведения помощнику может дать судья и предложить составить проект определения об отводе судьи.
Помощнику надо помнить также, что при изучении дела об административном правонарушении следует выяснять, имеются ли в данном деле обстоятельства, перечисленные в ст. 24.5 КоАП РФ, которые бы исключали возможность производства по делу, к которым относятся:
- отсутствие события административного правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- отмена закона, установившего административную ответственность;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При выявлении одного или нескольких перечисленных обстоятельств помощник обязан довести до сведения судьи об этом, составив одновременно проект соответствующего постановления.
Также при изучении дела помощник судьи определяет, достаточно ли имеющихся материалов для рассмотрения дела; при необходимости помощник судьи может самостоятельно составить необходимые запросы об истребовании дополнительных документов либо выполнить указания судьи об этом, также может вызвать лиц, которые могут пояснить по существу совершенного правонарушения. При этом в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дела об административных правонарушениях и принятия мер для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения необходимо использовать любые доступные средства связи, которые бы позволяли контролировать получение уведомления лицом, которому оно адресовано. Это может быть судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь.
Помощник судьи должен обратить особое внимание на наличие в материалах дела ходатайств и заявлений и в рамках подготовки дела к рассмотрению предложить судье их удовлетворить путем направления необходимых запросов, вызова лиц и т.п. либо отказать в их удовлетворении.
Итак, умение квалифицированно, тщательно и вместе с тем оперативно изучить дело и довести до сведения судьи собственное мнение по целому ряду важных вопросов - один из основных критериев профессионализма помощника, залог его успешной работы в должности.
Вышеизложенное касается изучения помощником судьи дела об административном правонарушении, поступившего к судье для рассмотрения в порядке главы 29 КоАП РФ.
В случае поступления к судье дела об административном правонарушении для рассмотрения в порядке обжалования постановления по делу об административном правонарушении, т.е. рассмотрения дела в порядке главы 30 КоАП РФ (ст. ст. 30.1 - 30.9 настоящего Кодекса), изучение дела также целесообразно начать с протокола об административном правонарушении, затем изучить принятое по делу постановление. Далее необходимо изучить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и оценить изложенные в ней доводы. При этом помощник обязан сформулировать свое мнение по доводам, жалобы со ссылкой на правовые нормы, о чем доложить судье в письменном виде и составить по поручению судьи проект решения по результатам разрешения жалобы на постановление об административном правонарушении.
III. Полномочия помощника при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ
Помощнику мирового судьи с целью надлежащего выполнения обязанностей по оказанию мировому судье помощи при подготовке и рассмотрении дел об административных правонарушениях названной категории необходимо знать, что производство по этим делам имеет некоторые особенности, заключающиеся в следующем.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Особая его опасность заключается в том, что под воздействием алкоголя, наркотического или иного опьянения снижается внимание водителя транспортного средства, возрастает время реакции, ухудшается координация движений. Пунктом 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации предусмотрено запрещение водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ", данное правонарушение не может быть отнесено к малозначительным, а виновные в их совершении лица - освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести.
Учитывая ограниченные сроки давности привлечения к административной ответственности, в целях правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении при его поступлении необходимо проверить, подсудно ли дело мировому судье, соблюдены ли срок составления протокола об административном правонарушении и срок направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту его жительства.
В этом случае в силу требований ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела судье, уполномоченному рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Частью 4 ст. 29.5 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Вместе с тем удовлетворение ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту учета транспортного средства, по моему мнению, является нецелесообразным, поскольку в большинстве случаев место жительства и место учета транспортного средства совпадают. Кроме того, нормы, предусматривающие приостановление срока давности привлечения к административной ответственности в данном случае, КоАП РФ не содержит.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.7 КоАП РФ.
Особенностью рассмотрения каждого дела об административном правонарушении в отличие от гражданского дела являются субъектный состав участвующих в деле лиц; применение соответствующих норм материального и процессуального права; отсутствие спора о праве, назначение наказания.
Следует учесть, что участниками производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8, ч. 1, КоАП РФ, являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитник и (или) представитель, а также свидетели и понятые. КоАП РФ не относит должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, к участникам производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обязательным признаком рассматриваемых правонарушений является то, что водитель находится в состоянии опьянения. Для наличия состава данного правонарушения важно установление факта опьянения водителя, управлявшего транспортным средством.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ внесены значительные изменения в нормы ст. 27.12 КоАП РФ, касающиеся порядка освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно примечанию к данной статье под состоянием алкогольного опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
В силу требований ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. В соответствии с Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475, в качестве таких достаточных оснований устанавливают наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых.
Данное освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, разрешенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в Государственный реестр средств измерения. В п. 6 - 8 указанных Правил определены обязанности соответствующих должностных лиц по проведению такого освидетельствования, в том числе обязанность перед проведением освидетельствования информировать водителя о порядке его проведения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.
При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.
Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом допустимой погрешности технического средства измерения.
В случае превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, выявленного в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел России по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Правилами предусмотрены основания для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения:
1) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
2) при несогласии с результатами проведенного освидетельствования;
3) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
При этом в присутствии двух понятых составляется соответствующий протокол по установленной Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 форме, принимаются меры к установлению личности водителя (п. 11 - 12 Правил).
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг, как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям, врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств.
Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который составляется в 3 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названием медицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование.
В случае, если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и другое) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, составленного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, заполняется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.
Подлинник справки о результатах лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается к акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ", наряду с указанными актами не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей). С учетом того, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются доказательствами по делу об административном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.
Порядок определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475.
Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека проводится на основании направления на химико-токсикологические исследования, выданного медицинским работником, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг).
Результаты химико-токсикологических исследований при определении наличия наркотических средств или психотропных веществ оформляются справкой о результатах химико-токсикологических исследований, форма и инструкция по заполнению которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которая приобщается к акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.
Таким образом, изучая по поручению мирового судьи дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП, и учитывая вышеприведенные особенности производства по этим делам, помощник обязан проверить и доложить мировому судье, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие нахождение водителя при управлении транспортным средством в состоянии опьянения, соблюден ли порядок освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения, порядок направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, порядок оформления результатов указанных исследований, а также изложить мировому судье свое мнение о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также о правовой оценке его действий.