Гарантии реализации института мер административно-правового пресечения.

Термин «гарантия» заимствован из французского языка. Гарантия (garantie) - означает ручательство, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо[196]. Гарантировать - значит определенным образом обеспечивать, ограждать, охранять, защищать, сделать реальным[197].

Гарантии реализации мер административного пресечения различны по форме и содержанию.

По форме их выражения можно выделить гарантии, закрепленные виде принципов, юридических фактов, прав и обязанностей, контроля и надзора, ответственности.

В частности деятельность полиции, в том числе связанная с применением мер административного пресечения строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности (ст.ст. 5,6).

Предусмотренные законом фактические обстоятельства (юридические факты), с наличием которых норма права связывает возможность использования установленных полномочий, могут рассматривается как вид гарантий законности. Закрепленные в нормах права основания применения мер административного пресечения также могут выступать в качестве гарантий их реализации. Так, например, в ч. 1 ст. 23 Закона «О полиции» предусмотрены семь оснований, дающих право применять сотрудникам полиции огнестрельное оружие.

Правовые нормы, определяющие порядок и пределы применения мер административного принуждения в анализируемой сфере деятельности полиции, также рассматриваются как гарантии реализации[198].

В качестве анализируемых правовых гарантий реализации следует рассматривать также нормы, закрепляющие условия в виде конкретных обязанностей сотрудников и формы контроля за деятельностью полиции по применению специальных мер административного принуждения.

Правовыми нормами, определяющими гарантии в виде обязанности,следует рассматривать:

· обязанность сотрудника полиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина разъяснять ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности;

· обязанность при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия предупредить о намерении их использовать;

· обязанность стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при применении физической силы, специальных средств, применении или использовании огнестрельного оружия, был минимальным.

Гарантией осуществления контроля и надзора за применением мер специального пресечения является, в частности, положения, закрепляющие обязанность сотрудника полиции

· о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента его применения представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

· о всех случаях смерти или ранения уведомить прокурора.

Гарантии правомерной реализации (применения) мер административного пресечения, закреплены в виде ответственности.

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного уполномоченное на то должностное лицо принимает, как правило, самостоятельно и поэтому полностью отвечает за последствия их применения.

Говоря об уголовной ответственности, следует подчеркнуть, что в Уголовном кодексе Российской Федерации нет специальной статьи, предусматривающей ответственность за незаконное применение огнестрельного оружия сотрудниками государственных военизированных организаций, другими уполномоченными должностными лицами государственных органов, либо работниками юридических лиц. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) должностного преступления либо превышение пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108, 114 УК РФ).

Умышленное, в нарушение установленных законом оснований и порядка, применение сотрудником государственной военизированной организации, другим уполномоченным должностным лицом государственного органа огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Если, превышая должностные полномочия, сотрудник государственной военизированной организации, другое уполномоченное должностное лицо государственного органа причиняет потерпевшему огнестрельным оружием смерть или тяжкие телесные повреждения, то содеянное им квалифицируется по совокупности ст. 105 и п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Дисциплинарная ответственность за незаконное применение огнестрельного оружия наступает, как правило, за превышение сотрудником (иным уполномоченным должностным лицом или работником) полномочий, установленных федеральным законом, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Речь идет о производстве выстрелов из огнестрельного оружия в случаях, не регламентированных федеральным законом, если при этом сотрудник (иное уполномоченное должностное лицо или работник) не находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или в ситуации задержания лица, совершившего преступление.

По содержанию гарантии реализации мер административного пресечения могут быть правовые и организационные. Все перечисленные выше гарантии по содержанию являются нормативно-правовыми средствами (нормами права).

К числу организационных гарантий, выступающих в качестве организационных мероприятий, можно отнести:

· положение об обязанности сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, применением или использованием огнестрельного оружия;

· соблюдение установленных запретов на вооружение полиции специальными средствами и огнестрельным оружием (боеприпасами), которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Наши рекомендации