Реализация основных принципов правового государства в Российской Федерации
Все вышеназванные принципы правового государства закреплены в Конституции РФ в ст. 1, провозглашающей Россию демократическим правовым государством. Необходимо подчеркнуть, что в ней говорится не о стремлении к правовому государству, а о наличии его в РФ уже в настоящее время, точнее, с момента принятия Конституции в 1993 г. Однако принципы правового государства в РФ реализуются со столь значительными отклонениями от их теоретической модели, что не позволяют признать, что Россия — это реальное, а не декларативное правовое государство.
Например, ст. 3 Конституции провозглашает народ единственным источником власти, осуществляющим ее непосредственно, а высшим непосредственным выражением власти народа — референдум. Тем не менее после принятия в 1993 г. Конституции не проведено ни одного общероссийского референдума, хотя вопросы, по которым его нужно провести, не решены Конституцией и как были, так и остаются (о собственности на недра, плате за жилье, отмене результатов приватизации и др.). Фактически решения, принятые на референдуме (всенародном голосовании по наиболее важным вопросам жизни общества), не могут быть отнесены к источникам права РФ.
Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 27.09.02)1, содержащий довольно-таки сложные процедуры, в соответствии с которыми должен проводиться референдум , фактически бездействует. Более того, в 2002 г. в него внесены изменения, запрещающие даже выступление с инициативой о проведении референдума, если он приходится на последний год полномочий Президента или Государственной Думы, а также в период их избирательных кампаний. Учитывая срок полномочий Президента и Государственной Думы (4 года), запрет их одновременного избрания и возможность ухода Президента в отставку перед проведением референдума, а также то, что подготовка к референдуму в соответствии с законом занимает около 8 месяцев, становится ясно, что провести общероссийский референдум стало практически невозможно. Таким образом, единственный официальный источник власти в РФ — народ — оказался отстраненным от важнейшего средства ее осуществления — референдума.
Другим непосредственным выражением власти народа ст. 3 Конституции называет выборы. Действительно, выборы в различные органы власти проводятся регулярно. Вопрос в том, как они проводятся, как реализуется народовластие.
Прежде всего нужно обратить внимание на то, что Конституция содержит явно недостаточно норм о выборах, что позволяет решать множество вопросов о выборах иными актами с весьма вольным толкованием положений Конституции. Общеизвестно, что ни одна избирательная кампания не обходится без перевыборов или хотя бы заявлений кандидатов о нарушениях порядка их проведения. На выборах, особенно в субъектах РФ, выдвигаются заведомо «непроходные» кандидатуры, призванные создать видимость соблюдения их альтернативности.
В нарушение законов некоторые депутаты совмещают депутатскую деятельность с коммерческой. Отзыв депутатов различных уровней избирателями слишком усложнен, поэтому зачастую практически невозможен, а отрешение всенародно избранного Президента от должности и вовсе не предусмотрено.
В результате народ все больше не верит государству, все меньше влияет на власть, массовый характер — десятки миллионов человек — приобрела неявка на выборы. Добровольное не-
1 СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921. 2002. № 39. Ст. 3641.
участие значительной части граждан в выборах вступает в противоречие с конституционным принципом народовластия, ведет к пагубному самоустранению единственного источника власти от осуществления этой власти. «Из всех видов демократии, — писал еще Аристотель в своей «Политике», — наихудшим является тот, при котором под видом господства народа правит кучка демагогов при отсутствии твердых законов, заменяемых постоянно изменяющимися предписаниями».
К сожалению, руководство страны продолжает довольствоваться тем, что посредством выборов удалось сформировать органы власти. А как прошли эти выборы, какой след они оставили в обществе, как повлияли на улучшение обстановки в стране, насколько граждане стали менее безразлично относиться к происходящему, почему в выборах не приняла участие значительная часть избирателей — эти проблемы чаще всего не учитываются.
Не меньшие отклонения, чем от принципа народного суверенитета, имеются и в реализации прав абсолютного большинства граждан. Конституция закрепляет такие нормы, которые формально в полной мере отвечают принципам правового государства. Статья 2 говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17), являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Конституция закрепляет равенство прав и свобод граждан независимо от каких бы то ни было обстоятельств (ст. 19).
Эти заманчивые для каждого человека конституционные установления дополняются нормой ст. 7 Конституции, отнесенной к основам конституционного строя, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В ней «охраняются труд и здоров ье лю дей, у ста навливается гарантированный м инима ль-ный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Именно законодательство о труде и социальном обеспечении интересно широким слоям населения в отличие от иных отраслей законодательства и сфер их регулирования, отдаленных от повседневных нужд многих людей. Юридически неподготовленному человеку далеко не всегда понятно и даже неинтересно, как устройство власти в государстве отражается на его каждодневной жизни. Широкие слои населения больше интересует, какие условия власть создает для достойной жизни людей.
В период проведения агитационной кампании за голосование по проекту Конституции 1993 г. внимание избирателей акцентировалось главным образом на ее главе о правах граждан. Недальновидные государственные деятели и журналисты полагали, что права граждан — главное в Конституции. Великое заблуждение! Права человека — главное в декларациях и конвенциях. Главное в республиканской Конституции — кто, как и для кого реализует эти права, т. е. устройство и политика государственной власти.
К моменту принятия Конституции Россия обязалась соблюдать все основные международно-правовые акты о правах человека. Более того, еще 22 ноября 1991 г. в самой России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина1. В ее преамбуле говорилось, что настоящая Декларация принимается в порядке утверждения «прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства». А далее — сорок статей Декларации, которые в апреле 1992 г. были включены в действовавшую тогда Конституцию России. Поэтому новая Конституция в части закрепления прав граждан практически ничего нового не дала, а ее положения о правах и свободах граждан во многом остаются декларативными.
Так, попирая право каждого на труд (ст. 37 Конституции), массовый характер приобрела безработица, а также невыплата мизерных зарплат (иногда задержка составляет несколько лет). На рынке труда царят стихия и произвол работодателей. Только треть своих доходов люди получают по так называемому основ-
1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
ному месту работы, а остальные, часто скрываемые от налогообложения, вынуждены добывать «на стороне», в ущерб своему здоровью и времени отдыха.
Пенсии и пособия не обеспечивают даже официального (тем более реального) прожиточного минимума. Более того, на государственном уровне всерьез обсуждаются возможности «пересмотра» (сокращения) даже имеющихся социальных льгот. Массовый характер имеют решения органов государственной власти субъектов РФ об отмене или приостановлении льгот, предоставленных федеральным законодательством различным категориям граждан.
Резко снизилась доступность бесплатной медицинской помощи, что превратило ее из гарантированного Конституцией (ст. 41) права каждого в дорогую и все более дорожающую привилегию. На основе системы бюджетных медицинских учреждений в РФ сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости. Реализации конституционного права на охрану здоровья существенно препятствуют также непомерно высокие цены на операции и медикаменты, дефицит современного медицинского оборудования, нехватка квалифицированных врачей, крайне низкая оплата их труда в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.
Все более дискриминационный характер приобретает реализация права на образование (ст. 43). При нынешней экономике бесплатное государственное образование не может быть гарантированным. Это выражается в обветшании имущества школ, нехватке учебных пособий, отсутствии денег на оплату коммунальных услуг. Огромному числу школ требуется немедленный капитальный ремонт.
Основная причина бедственного положения с реализацией этих и других прав граждан — безответственность должностных лиц системы исполнительной власти. Сказывается неумение или нежелание государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц помочь гражданам в осуществлении и защите их прав. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не пострадал от их безнаказанных неправомерных действий или бездействия. Особенно не допустимо, что правонарушения совершаются работниками правоохранитель-
ных органов. В ответ на это происходит существенное увеличение количества исков к государственным органам, многие из которых судами удовлетворяются. Однако нередко решения судов не исполняются.
Крайне негативное влияние на реализацию прав граждан оказывает рост преступности. Терроризм и коррупция в нашей стране стали обыденным явлением. Периодическое кратковременное снижение количества зарегистрированных преступлений ни в коей мере не компенсирует их увеличение за предшествующие периоды. А ведь существует еще и латентная (скрытая) преступность, от которой страдают миллионы человек. О многих преступлениях граждане, разуверившись в правоохранительных органах, не сообщают.
Но, пожалуй, наиболее наглядно, концентрированно отступление от принципов правового государства выражается в реализации главного права человека — права на жизнь. Последние десять лет население России уменьшается в год примерно на один миллион человек. В настоящее время смертность в России более чем в два раза превышает рождаемость. Темпы уменьшения численности населения несколько смягчены тем, что за последние годы в Россию приехало около 8 млн русских, не выдержавших притеснений в бывших союзных республиках. Это ничем не лучше политических репрессий и массового принудительного переселения народов. Ведь по количеству унесенных и покалеченных человеческих жизней, по ущербу в целом для страны такие последствия превзошли их уже сегодня.
От вымирания страдает прежде всего русский народ. Естественно, что стабильный, существенный экономический рост в вымирающей стране невозможен, а поддерживать ее сложные системы жизнеобеспечения на огромном географическом пространстве будет просто некому.
Что можно предложить для устранения указанных отклонений от принципов правового государства? Прежде всего требуется расширение перечня субъектов, которые могут инициировать референдумы, а также упрощение процедуры его подготовки и проведения. Помимо избирателей и Конституционного Собрания, созываемого для внесения поправок в Конституцию, инициаторами референдума должны быть признаны палаты представительного органа (Государственная Дума и Совет Федерации), а также Президент.
Конституцию следует дополнить положениями о выборах органов власти всех уровней, которые станут базой законодательства о выборах. При этом следует исключить неперсонифициро-ванное голосование по партийным спискам; закрепить реально исполнимый порядок отзыва избираемых должностных лиц; уточнить в системе разделения властей место Центральной избирательной комиссии РФ и ее полномочия. Любое нарушение законодательства о выборах должно неминуемо влечь строгие меры ответственности виновных, поскольку тот, кто посягает на основы народовластия, подрывает основы правового государства.
Реализация прав граждан должна стать реальной, а не только продекларированной. Для этого государство в соответствии с законом обязано вести бескомпромиссную борьбу с любыми правонарушениями, особенно преступлениями. Необходимо безусловное исполнение государством всех своих обязательств перед гражданами, особенно закрепленных трудовым и социальным законодательством. Каждому человеку должны быть созданы условия для улучшения своей жизни путем создания новых рабочих мест, значительного повышения оплаты труда, дифференцированного и социально справедливого налогообложения, обеспечения жильем, качественными медицинскими и образовательными услугами.
К сожалению, в РФ имеют место отступления и от такого принципа правового государства, как разделение властей, которые рассматриваются ниже.
©Вопросы для самопроверки
1. Почему возникла теория правового государства?
2. Каковы условия развития правового государства?
3. Что относится к принципам правового государства?
4. В чем в РФ проявляются отклонения от принципов правового государства?
5. Почему в РФ нарушения прав человека имеют массовый характер?
6. Что нужно предпринять для более полной реализации принципов правового государства в РФ?