Глава 14 понятие и правовая природа брака

Существует насколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis). Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступле­ния в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Дан­ный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулирова­нию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отноше­ний, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (при­общение (< семейному культу) области совершенно справедливо оста­вались за рамками права.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака ха­рактер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представле­ние о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономи­ческом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой»1. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака.

В тот период, когда семейные отношения регламентировались ре­лигиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заме­ной канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регу­лировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: ду­ховные, физические и материальные. Духовные и физические элемен-

• Загормский И А. Курс семейного права. Одесса, 1902. С. 5.

104 Раздел IV Брак

ты брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим согла­шаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу.

Историческое развитиелредставлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью'(или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе чело­века. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу дей­ствия права целиком, во всем многообразии составляющих его отно­шений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обла­дают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охваты­вает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением опреде­ленной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном рбщении.

Недостатком этой теории является перенесение этических пред­ставлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строить­ся в соответствии с этическими'представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы, Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными ос­новами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важ­нейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязы­вание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одно­временно с этим возрождается интерес к концепции брака как догово­ра. «Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, — пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, — брак по своей духовной стороне есть

Глава 14 Понятие и правовая природа брака 105

таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский институт».

Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, — это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или даже как сред­ство достижения определенных выгод — все это лежит за границами права.

Этическая оценка своего брака — сугубо личное дело каждой суп­ружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, фило­софских и этических представлений. Навязывание таких представле­ний извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззре­ния личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак.

Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключен­ной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как института особого рода была весьма попу­лярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном пра­воотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровский, например, ука­зывает, что хотя брак «в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторже­ние не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду инсти­тутов особого рода (sui generis)»'.

Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоот­ношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличия брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант:

l Загоровский И А Курс семейного права С 5

Раздел IV. Брак

«Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких дей­ствий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брач­ное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но об­щение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономи­ческое содержание»4.

Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относил к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отказывают­ся признавать соглашение о заключении брака гражданским догово­ром. Основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникно­вение брачного правоотношения, но также и создание союза, основан­ного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом служит то, что, всту­пая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены импе­ративными нормами закона, что нетипично для договорных правоот­ношений.

Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сдел­кой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квали­фикацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-пра­вовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участ­ников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, «основа кото­рого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках.

Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на до­стижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов.

I Шершеиетч Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. Вып. 3. С. 160 См. также: Иоффе О.С. Советское i раждапское право. Т. 3. Л., 1965. С. 187-188.

Глава 14.11оня тие и правовая природа брака 107

Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не регистрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, бблыпая часть которых ранее была императивно определена законом.

Можно ли на этом основании заключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотношения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона?

Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появле­нием брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расширяются'. Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супру­гов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отношения. Даже если брачный дого­вор не был заключен данной супружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

Когда мы говорим, что брак — наиболее полное общение супругов:

материальное, физическое и духовное, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, со­держание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере. Поэтому невозможно ска­зать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором.

Напротив, содержание супружеских отношений может варьиро­ваться еще в большей, мере, чем содержание других договорных отно-

1 В последние десятилетия в западных странах стали появляться теории, основан­ные на плюралистической модели брака. Их авторы считают, что уже в настоящее время существование в каждой правовой системе единственной модели брака не отвечает по-1 рсбностям современного общества. Брак обычно определяется как союз одного мужчи­ны и одной женщины, как правило, пожизненный и предполагающий их взаимную вер­ность друг другу. Однако в настоящее время возможно появление брачных союзов, за­ключенных на время или без обещания взаимной верности. В связи с этими изменения­ми и высказывается предположение, что в будущем липа, вступающие в брак, получат право с помощью договора выработать для себя ту модель брака, которая для них наи­более приемлема, а государство будет лишь регистрировать их выбор (Shults M. Contrac-tual Ordering of Marriage: New Model for State Policy. Califomian Law Revues, 1982. P 251).

108 Раздел IV. Брак

шений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов:

брачных договоров и других соглашений между супругами.

По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по правовой природе не отли­чается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулирует­ся правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сдел­ку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

Глава 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА

Новое семейное законодательство, как и КоБС 1969 г., придает юридическое значение только зарегистрированному браку. Незареги­стрированный брак по-прежнему не порождает правовых последст­вий*.

Брак, заключенный по религиозному обряду или в соответствии с обычаями той или иной народности, также не имеет правового значе­ния. Заключение брака по религиозному обряду возможно как до, так и после государственной регистрации брака. Правовое регулирование такого заключения, включая условия и препятствия к заключению брака по религиозному обряду и саму процедуру заключения брака, осуществляется нормами канонического права соответствующей ре­лигии.

) В этой части российское семейное законодательство следует признать не отвечаю­щим современным потребностям общества. Предложения о включении в новый Семей­ный кодекс РФ норм, регулирующих правовой статус фактических супругов, не полу­чили поддержки законодателя. В странах Западной Европы и США, как уже отмечалось ранее, различия между фактическим н зарегистрированным браком все более теряют значение в сфере имущественных отношений. Фактические супруга получают право на взыскание алиментов, применение к совместно нажитому имуществу правового режима имущества супругов, заключение соглашений, аналогичных брачным договорам. В не­которых странах фактические супруги могут вступить в так называемое зарегистриро­ванное партнерство, участники которого во всех отношениях (кроме нрава бы гь усыно­вителями) приравниваются к лицам, состоящим в зарегистрированном браке.

Глава 15. Заключение брака 109

Светское законодательство эти вопросы не регулирует. Из правила о непридании такому браку юридической силы существует одно ис­ключение. Правовое значение придается браку, заключенному по ре­лигиозному обряду на территории СССР, временно оккупированной в период Великой Отечественной войны, до момента восстановления органов загса (п. 7 ст. 169 СК). Такие браки считаются законными независимо от того, были они в последующем зарегистрированы в государственных органах или нет.

Порядок регистрации брака регулируется ст. 11 СК. Регистрация осуществляется органами загса в порядке, установленном ст. 24—30 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»1. Регистра­ция осуществляется только при личном присутствии вступающих в брак. Регистрация брака через представителя не допускается. По же­ланию будущих супругов регистрация брака может быть произведена в торжественной обстановке. Наличие свидетелей, согласно новому СК, не обязательно. В соответствии с п. 6 ст. 27 названного Закона при наличии уважительных причин регистрация брака возможна вне по­мещения органа записи актов гражданского состояния, например на дому, в лечебном или ином учреждении.

Заключению брака обычно предшествует период ожидания сроком в один месяц. Его значение заключается в том, что в течение этого месяца будущие супруги могут проверить серьезность своих намере­ний. Лица, вступающие в брак, подают заявление в органы загса, при этом им назначается день церемонии регистрации брака.

При наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на один месяц. Потребность в увеличении срока может быть вызвана невозможностью личного при­сутствия одного из супругов в связи с командировкой, болезнью или иными обстоятельствами. Уменьшение срока может быть связано с беременностью, болезнью, отъездом одного их супругов или иными причинами.

Новое законодательство впервые предусматривает возможность заключения брака непосредственно в момент подачи заявления. Такая регистрация возможна при особых обстоятельствах. Их перечень, приведенный в ч. 3 п. 1 ст. 11 СК, не является исчерпывающим. В частности, необходимость срочной регистрации брака может быть связана с непосредственной угрозой жизни одного из супругов, на­пример при несчастном случае, ранении, смертельной болезни. Такая же ситуация может возникнуть при рождении ребенка или беремен-

' СЗ РФ 1997 № 47 Or 5340

110 Раздел IV. Брак

ности невесты, особенно в тех местностях, где все еще сильны местные обычаи.

В случае отказа органов загса от регистрации брака будущие суп­руги вправе обратиться в суд. Следует признать за ними и право обжа­ловать в судебном порядке отказ в сокращении или увеличении срока ожидания, поскольку последствия такого отказа практически те же, что и последствия отказа в регистрации брака.

Семейный кодекс сохраняет различия между условиями заклю­чения брака и препятствиями к вступлению в брак. Условия вступ­ления в брак — обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак мог быть зарегистрирован и был признан действительным. Препят­ствия — обстоятельства, при которых заключение брака не допуска­ется. Они являются правопрепятствующими юридическими фактами. Первые — положительные условия, вторые — отрицательные. Пра­вовое значение и тех и других в принципе одинаково. При отсутствии условий или при наличии препятствий заключение брака неправо­мерно, а заключенный брак может быть признан недействительным в судебном порядке.

Условиями вступления в брак являются взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста и принадлеж­ность лиц, вступающих в брак, к противоположенным полам (ст. 12 СК). Препятствиями к заключению брака в соответствии со ст. 14 СК признается наличие другого зарегистрированного брака, близкое род­ство будущих супругов, недееспособность одного из вступающих брак. Не допускается также заключение брака между усыновленными и усы­новителями.

Относительно оснований возникновения брачного правоотноше­ния существуют разные точки зрения. Некоторые авторы включают в сложный состав юридических фактов, порождающих права и обязан­ности супругов, следующие обстоятельства: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; несостояние в другом зарегистрированном браке;

отсутствие запрещенных степеней родства; регистрацию брака*. Дру­гие полагают, что брачное правоотношение возникает на основании взаимного согласия лиц на вступление в брак, достижения брачного возраста, акта регистрации брака.

Следует согласиться с мнением о том, что не нужно включать в данный состав правопрепятствующие юридические факты, поскольку «наличие этих обстоятельств препятствует возникновению брачного правоотношения, но не является необходимым условием, порождаю-

1 См.: Красавчиков ОА. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 146; Оридоро/а М.Т. Брачное правоотношение. Кнер, 1971. С. 22. •

Глава 15. Заключение брака 111

щим это правоотношение»1. Вместе с тем, на наш взгляд, не нужно вводить в юридический состав и обстоятельства, относящиеся к брач­ной правоспособности, в частности достижение брачного возраста, по­скольку оно характеризует правосубъектные, а не юридико-фактичес-кие предпосылки возникновения правоотношения.

Таким образом, в фактическом составе остаются только два юри­дических факта: взаимное согласие лиц на вступление в брак и акт регистрации брака. Взаимное согласие вступающих в брак является, по нашему мнению, соглашением, гражданским договором. Акт реги­страции брака представляет собой административный акт компетент­ного государственного органа — загса.

Принято считать его самостоятельным юридическим фактом, имеющим конститутивное значение, фактом, завершающим юриди­ческий состав. Безусловно, в стране, где законным признается только зарегистрированный брак, акт регистрации брака имеет конститутив­ное значение. Однако, на наш взгляд, его необходимо рассматривать не как самостоятельный юридический факт — элемент сложного факти­ческого состава, а как часть состава другого юридического факта — соглашения о заключении брака.

Под составом юридического факта понимается «совокупность признаков, при наличии которых соответствующий жизненный факт... должен влечь те или иные юридические последствия»2. Если граждан­ско-правовой договор требует регистрации, то он считается заключен­ным и порождает правовые последствия только с момента регистра­ции. Следовательно, акт регистрации договора входит в состав догово­ра как юридического факта.

Аналогичное положение возникает и при регистрации брака. Оп­ределяющее значение здесь имеет соглашение будущих супругов, но в силу того, что закон предписывает зарегистрировать такой договор, брак считается заключенным только с момента регистрации. Регистри­руется не брак как таковой, а соглашение лиц, вступающих в брак. Орган загса не вправе отказать в регистрации брака, если соблюдены требования закона. Он ничего не оценивает и ничего не решает. Зна­чит, его роль такая же, как и роль органа, регистрирующего любой другой гражданский договор.

Рассмотрим подробнее условия и препятствия к заключению брака. Хотя Кодекс прямо не называет требование принадлежности лиц, всту­пающих в брак, к различным полам, это требование вытекает из форму­лировки ст. 12 СК, говорящей о согласии «мужчины и женщины, всту-

) Данилы" В.И., Реутчя С.И. Юридические факты в советском семенном нраве. С 42 2 Красавчиков ОА. Юридические 4'акты в советском гражданском праве. С. 17.

112 Раздел IV. Брак

дающих в брак». Таким образом, разнополость будущих супругов также следует рассматривать в качестве условия заключения брака.

Взаимное согласие на вступление в брак представляет собой, как уже отмечалось ранее, согласованное встречное волеизъявление буду­щих супругов, направленное на возникновение брачного правоотно­шения. По своей правовой природе оно является договором. Как и во всяком договоре, воля лиц, вступающих в брак, должна формироваться свободно. Наличие насилия, обмана, угрозы, заблуждения или иных неправомерных воздействий приводит к недействительности брака.

Волеизъявление должно соответствовать воле. Согласие на вступ­ление в брак изъявляется устно и Непосредственно лицом, вступаю­щим в брак, в процессе регистрации брака и подтверждается его под­писью. В случае расхождения между волей и волеизъявлением, как и в гражданском праве, предпочтение отдается воле. Расхождение между волей и волеизъявлением возможно, например, когда один из супругов заявляет о своем согласии на вступление в брак, хотя в действитель­ности его согласие было вынужденным.

УК ранее предусматривал (ст. 233) уголовное наказание за при­нуждение женщины к вступлению в брак. Несмотря на то что жертвами этого преступления действительно чаще всего являются женщины, такая формулировка состава приводила к нарушению равноправия мужчины и женщины. Поэтому следовало бы установить уголовную ответственность за принуждение к вступлению в брак лиц обоего пола.

Российское законодательство не предусматривает необходимость получения согласия третьих лиц, например родителей будущих супру­гов, на заключение ими брака. Не требуется согласия родителей и на вступление в брак несовершеннолетними.

Достижение брачного возраста необходимо прежде всего потому, что вступление в брак требует определенной степени физической и психической зрелости. Поэтому законодатель устанавливает достаточ­но высокий возрастной предел для вступления в брак — 18 лет. Этрт возраст совпадает и с возрастом гражданского совершеннолетия.

В ходе разработки Семейного кодекса высказывались предложе­ния о снижении брачного возраста, однако они были отклонены, по­скольку такое снижение привело бы к поощрению заключения более ранних браков, которые, как показывают статистические данные, весь­ма нестабильны и, кроме того, часто препятствуют завершению супру­гами образования.

Тем не менее не следует переоценивать влияние законодательства в этой области. Невозможность вступления в зарегистрированный брак до достижения 18 лет не служит препятствием к вступлению в

Глава 15 Заключение брака 113

фактические брачные отношения. Отказ в государственной регистра­ции таких отношений, если они уже сложились, ни к чему, кроме нарушения прав фактических супругов, привести не может. Поэтому в п. 2 ст. 13 СК предусмотрена возможность снижения брачного возрас­та лицам, достигшим 16 лет, при наличии уважительных причин. Брач­ный возраст снижается органами местной администрации по месту жительства лиц, вступающих в брак.

Перечня причин, признаваемых уважительными для снижения брачного возраста, в законодательстве не дается. Чаще всего ими явля­ются фактическое создание несовершеннолетними семьи, беремен­ность или рождение ребенка. Однако возможны и другие причины: в частности, неизлечимая болезнь одного из супругов, призыв на воен­ную службу и т.д. Отказ в снижении брачного возраста может быть обжалован в суд.

Федеральное законодательство не предусматривает возможности снижения брачного возраста для лиц, не достигших 16 лет. Это связано с тем, что, во-первых, случаи ходатайства ими о снижении достаточно редки, во-вторых, вызывает сомнения их способность к созданию семьи. Кроме того, вступление в брак в результате снижения брачного возраста приводит к приобретению полной гражданской дееспособ­ности, которой эти лица не всегда могут должным образом воспользо­ваться в столь раннем возрасте. С другой стороны, биологические способности человеческого организма к рождению детей развиваются раньше 16 лет. В случае беременности несовершеннолетней, например в возрасте 13 лет, существуют две возможности: разрешить ей вступить в брак или запретить вступление в брак до достижения шестнадцати­летия. Этот вопрос может быть решен только в строго индивидуальном порядке, потому что и в том и в другом случае существует серьезная опасность нарушения прав несовершеннолетней матери и ее ребенка.

Разрешение снижения брачного возраста ниже 16 лет отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. В ч. 2 п. 2 ст. 13 СК предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе издать законы, определяющие порядок и условия снижения брачного возрас­та при наличии исключительных обстоятельств для лиц, не достигших 16 лет. Многие субъекты Федерации уже воспользовались своим пра­вом и приняли нормативные акты, регулирующие условия и порядок снижения брачного возраста для лиц, не достигших шестнадцати лет1.

' См , например- Закон Московской области от 15 мая 1996 г № 9/90 «О порядке и условиях вступления в брак па территории Московской области лиц, не достигших воз­раста шестнадцати лет» (с изм от 9 февра чя 1997 г ) // Вестник Московской областной Думы 1996 № 76,1997 № 9

8-1148

114 Раздел IV. Брак

Безусловным препятствием к вступлению в брак является состоя­ние хотя бы одного их супругов в другом нерасторгнутом браке. Состо­яние в фактических брачных отношениях не препятствует заключе­нию брака. В данном случае речь идет о законодательном закреплении принципа моногамии. Происхождение этого запрета связано с евро­пейской культурной и религиозной традицией, практически на протя­жении всей своей истории признававшей только моногамные браки.

Население России, исповедующее ислам и имеющее исторические и религиозные традиции, допускающие полигамные браки, тем не менее также оказывается подчиненным принципу моногамии. С одной стороны, это может рассматриваться как навязывание чуждой ему ев­ропейской модели брака, с другой стороны, трудно представить себе современное гражданское общество, строящее брачно-семейное зако­нодательство на основе канонических норм различных религий. Про­блема, по-видимому, упирается в решение вопроса о том, в какой мере моногамный брак можно рассматривать в наше время в качестве уни­версальной ценности, имеющей внерелигиозное значение.

Не допускается регистрация брака между лицами, состоящими в близких степенях родства. Запрещается заключение брака между ро­дителями и детьми и другими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии. Невозможно заключение брака между родными братьями и сестрами как полнородными (имеющими общих отца и мать), так и неполнородными (имеющими только одного общего роди­теля).

Этот запрет имеет биологическое происхождение. Браки между близкими родственниками существенно повышают вероятность пере­дачи по наследству многих наследственных заболеваний. Эта законо­мерность была замечена людьми задолго до того, как она получила объяснение в современной генетике. В процессе своего развития за­прет близкородственных браков, имеющий первоначально естествен­ное происхождение, под влиянием религии был распространен и на свойственников1.

В современном российском законодательстве никакого запрета на браки между лицами, состоящими в отношениях свойства, нет, по­скольку между ними нет кровного родства. С другой стороны, этот запрет следует признать существующим и в отношении лиц, состоя­щих в юридически неоформленных родственных отношениях, по­скольку риск передачи наследственных заболеваний в этих^учаях также высок.

1 Свойством называются отношения между собой детей или иных родственников каждого из супругов. Свойственники не состоят в кровном родстве между собой.

Глава 15. Заключение брака 115

Запрещаются браки между усыновленными и усыновителями. Этот запрет носит не биологическое, асоциальное происхождение. Он связан с тем обстоятельством, что с течением времени естественный запрет на заключение браков между близкими родственниками приоб­рел характер этической нормы. Брак между родителями и детьми стал невозможным и по соображениям морали. Усыновление, имеющее целью создать отношения, имитирующие родительские, также попада­ет под действие этого морального запрета. Поэтому в законодательстве и сохранено правило о запрете подобных браков.

Однако между усыновленным и усыновителем не всегда складыва­ются отношения, напоминающие отношения родителей и детей. Если усыновленный с самого начала знает, что усыновитель не является его родителем, подобных отношений между ними не возникает. В такой ситуации не существует и моральных препятствий к заключению брака между ними. В данном случае усыновленный и усыновитель должны сначала ходатайствовать об отмене усыновления, а после этого — они вправе свободно зарегистрировать брак.

Невозможно вступление в брак лица, признанного судом недееспо­собным вследствие психического расстройства. Это ограничение имеет два обоснования. Во-первых, лицо, страдающее психическим расстройством, не способно дать осознанное согласие на вступление в брак. Во-вторых, такой брак крайне нежелателен по медико-генетичес­ким соображениям, поскольку многие душевные заболевания могут передаваться по наследству. Поэтому даже в период стойкой ремиссии, так называемого светлого промежутка, когда недееспособный может сознавать значение своих действий и руководить ими, заключенный им брак не будет действительным.

В качестве препятствия к заключению брака рассматривается только формальное признание лица недееспособным по решению суда. Само по себе психическое расстройство и вызванная им невменяе­мость не укладываются в рамки этого запрета. В этом случае заключе­ние брака невозможно из-за отсутствия добровольности: невменяемое лицо не в состоянии дать осознанное согласие на вступление в брак.

Перечень препятствий к заключению брака является исчерпываю­щим. Отказ в регистрации брака по каким бы то ни было иным основа­ниям (в связи с расовыми, национальными, религиозными, социаль­ными и иными различиями) запрещен и рассматривается как грубое нарушение прав человека.

Не допускается отказ в регистрации брака по медицинским пока­заниям. Это связано с тем, что, если даже запретить вступление в брак лицам, страдающим заболеваниями, передающимися по наследству,

8*

Рам,ел IV. Брак

это не приведет к решению проблемы. Данные заболевания опасны для потомства, но появление потомства возможно не только в браке. В цивилизованном демократическом обществе невозможно запретить указанным лицам иметь детей, поскольку это приведет к нарушению их важнейших прав.

Однако проблема взаимной осведомленности лиц, вступающих в брак, о состоянии здоровья друг друга весьма актуальна. Незнание о наличии у будущего супруга неизлечимого заболевания, передающе­гося по наследству, например психических заболеваний, гемофилии или опасных инфекционных заболеваний, таких, как ВИЧ-инфекция, венерические заболевания, туберкулез и другие, могут привести к не­поправимым последствиям. Поэтому в ходе работы над проектом СК было высказано предложение об обязательном медицинском освиде­тельствовании супругов перед вступлением в брак и обязательном сообщении друг другу о наличии перечисленных выше заболеваний. Однако это предложение принято не было.

Согласно ст. 15 СК, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только по их желанию. Сведения о результатах об­следования составляют медицинскую тайну и не могут быть сообщены лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, без согласия обследуемого; Это правило призвано оградить права лица, страдающе­го упомянутыми заболеваниями.

Однако при таком решении права его будущего партнера оказыва­ются, совершенно незащищенными. Как и в иных случаях коллизии интересов двух лиц, в данной ситуации следовало бы искать решение проблемы с помощью компромисса. Например, целесообразно было бы предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, только если обследуемый сам не. отказывается от намерения вступить в брак после того, как узнал о наличии у себя одного из вышеуказанных заболева­ний. В таком случае его будущий партнер получил бы возможность принять осознанное решение о том, заключать брак или нет.

В нынешней ситуации плата за ненарушение прав одного из супру­гов слишком высока, поскольку такие последствия, как заражение СПИДом или рождение умственно отсталого ребенка, необратимы. На­личие уголовной ответственности за заражение венерическим заболе­ванием или СПИДом тоже существенно не меняет дела, поскольку при отсутствии обязательного медицинского обследования один из вступа­ющих в брак может сам не знать о наличии у него этого заболевания.

Нельзя признать существенно меняющим исход дела и правило п. 3 ст. 15 СК, позволяющее супругу, который не знал о наличии у

Глава 16; Признание брака недействительным

другого супруга ВИЧ-инфекции или венерического заболевания, тре­бовать признания такого брака недействительным. Предоставление такого права вполне оправданно, но не позволит устранить ущерба, причиненного здоровью данного супруга.

Таким образом, наличие у одного из будущих супругов ВИЧ-ин­фекции или венерического заболевания не препятствует заключению брака. Должностные лица, регистрирующие брак, не вправе выяснять эти обстоятельства и даже при наличии сведений о такой болезни не вправе отказать в регистрации брака. Однако эти заболевания дают основания другому супругу требовать признания брака недействи­тельным в судебном порядке, если другой супруг скрыл при заключе­нии брака это обстоятельство.

Наши рекомендации