Надзор за исполнением законов судебными приставами.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами — наиболее молодая отрасль прокурорского надзора. Её появлению способствовало принятие двух федеральных законов: Закона о судебных приставах и Закона об исполнительном производстве. Соответствующие изменения, касающиеся данного вида надзора, были внесены Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ и в Закон о прокуратуре.
Как и любая отрасль прокурорского надзора, надзор за исполнением законов судебными приставами имеет свой предмет надзора и присущие только данной отрасли прокурорского надзора, полномочия прокурора, дающие ему возможность эффективно выявлять нарушения в данной сфере и принимать меры к их устранению. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами включает:
— надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с исполнением судебных актов и актов других органов. Речь в данном случае может идти о принимаемых и выносимых судебными приставами правовых актах (постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производств и т.д.), а также о принятых ими иных мерах по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и т.д.;
— надзор за исполнением судебными приставами всякого иною законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности[9]. Это прежде всего - деятельность судебных приставов по обеспечению в судах безопасности судей, присяжных заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; выполнением ими распоряжения председателя суда, а также судьи, председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде; исполнению решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения и т.д.
При реализации своих функций в той или иной отрасли прокурорского надзора органы прокуратуры наделяются определенными полномочиями. Все эти полномочия по устранению, выявлению и предупреждению нарушений закона органы прокуратуры осуществляют в конкретных действиях и прокурорских актах, которые они издают. В юридической литературе реализация Данных полномочий прокурора получила название средства прокурорского надзора.
Таким образом, под правовыми средствами прокурорского надзора понимают предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона[10].
Все средства прокурорского надзора обладают определенными особенностями и отличаются от иных актов административной власти.
Средства прокурорского реагирования не должны:
— содержать каких-либо указаний по вопросам деятельности соответствующих органов и должностных лиц или принимать за них решения;
— влиять на оперативно-служебную и хозяйственную деятельность учреждений и организаций;
— сочетаться с контрольно-ревизионными действиями;
— содержать каких-либо мер административного или дисциплинарного взыскания.
Средства прокурорского надзора по целевому назначению можно классифицировать на средства:
— выявления нарушений законности;
— реагирования на них.
Все средства выявления нарушений законности закреплены в законе. К числу важнейших средств выявления нарушений законности относятся следующие:
— истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству;
— требование от органов управления проведения проверок и ревизий;
— проведение прокурорских проверок;
— рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан и должностных лиц;
— беспрепятственное вхождение на территории и в помещения органов, свободный доступ к документам и материалам и иным сведениям и др.
Правовые средства прокурорского надзора воплощаются в соответствующих актах прокурорского реагирования[11], которые должны соответствовать определенным требованиям и прежде всего — применяться на законных основаниях. Законность применения актов прокурорского реагирования предполагает точное соблюдение норм материального и процессуального права, регламентирующего форму и содержание соответствующего документа, полное соответствие нормам уголовного, и гражданского права, применяемым при составлении данного акта. Документ должен быть законным как по содержанию, так и по форме. При этом все правовые средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения определяются законодательством для каждой отрасли прокурорского надзора. К данной группе правовых средств прокурорского надзора относятся; протест прокурора на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении допущенных нарушений закона, постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушений закона.
Важнымнаправлением деятельности прокуратуры является, также осуществление уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Прокурор осуществляет уголовное преследование, как на досудебной стадии уголовного судопроизводства, так и в стадии судебного производства. На досудебной стадии уголовного судопроизводства прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт, а также дает указания органам дознания при производстве дознания.
На стадии судебного разбирательства прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Он принимает участие в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Участвуя в судебных прениях по уголовному делу, прокурор выступает с обвинительной речью, в которой анализирует исследованные доказательства, высказывает предложения по вопросам, имеющим значение для дела. Законом установлена возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения (ст. 246 УПК РФ).
После постановления судом приговора прокурор обязан принять в установленном законом порядке меры по исправлению судебных ошибок, если они были допущены. Для этого он наделен определенными полномочиями. Кроме того, прокурор вправе проверить своевременность обращения приговора к исполнению.
Еще одним направлением деятельности органов прокуратуры признается законом участие прокурора в рассмотрении дел судами. Это связано с тем, что судебные органы, как и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел, руководствуются сходными задачами: вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора или законного, обоснованного и мотивированного иного судебного решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует выполнению этих задач, но осуществляет он это в соответствии с принципом состязательности особыми методами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кроме вышеназванных, одним из важных направлений прокурорской деятельности является координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Особое внимание обращается прокуратурой на борьбу с организованной преступностью.
В целях обеспечения координации деятельности вышеуказанных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия. Правовую основу данного направления деятельности органов Прокуратуры РФ определяет Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.
Направлением деятельности прокуратуры РФ является также международное сотрудничество с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями в целях повышения эффективности, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений России о правовой помощи, борьбе с преступностью, защите нрав и свобод человека.
Еще одним из направлений деятельности прокуратуры является участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Закон о прокуратуре предусматривает, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9).
В рамках данного направления деятельности органы прокуратуры участвуют в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Порядок проведения указанной экспертизы регулируется приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» и проводится в соответствии с Методикой проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актом и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупционных факторов прокурор в соответствии с Законом о прокуратуре вносит в орган, организацию или должностному лицу, который издал соответствующий нормативный правовой акт, требований об изменении этого акта с предложением способа устранении выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Данное требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня поступления требования.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Указанное требование прокурора может быть обжаловано в установленном порядке (ч. 2, 3 ст. 9.1 Закона о прокуратуре).
1.4. Сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности
Прокурорский надзор — вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора.
Прокуроры следят за тем, чтобы деятельность федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации[12], законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, общественных организаций и объединений и издаваемые (принимаемые) ими правовые акты соответствовали Конституции РФ и законам, действующим в Российской Федерации.
Надзорная деятельность прокуроров выражается в выявлении нарушений законов, установлении обстоятельств (причин, условий), способствующих их совершению, установлении виновных лиц, принятии установленных законом мер к устранению выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств и привлечению к ответственности виновных лиц.
Из сказанного вытекают следующие принципиально важные выводы:
• во-первых, прокурорский надзор — это самостоятельный, официальный, властно-публичный вид государственной деятельности, форма государственного контроля в сфере обеспечения законности, присущий только органам прокуратуры. Иными словами, эту деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные и негосударственные органы, должностные и физические лица;
• во-вторых, это специфический вид государственной деятельности, который проявляется в особенностях оснований проведения прокурорских проверок исполнения законов, методики их проведения, применения прокурорами актов прокурорского надзора (реагирования) на нарушения законов;
• в-третьих, прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Прокурор, осуществляя надзорную деятельность, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного, субъектного или федерального уровня, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов (организаций, учреждений, предприятий и др.), должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом;
• в-четвертых, прокурорский надзор носит широкоохватывающий надведомственный характер, он распространяется, как уже отмечалось, на федеральные органы исполнительной власти, органы представительной и исполнительной власти регионального и муниципального уровней, государственные и негосударственные органы (организации, учреждения, предприятия), общественные организации. В сфере прокурорского надзора находятся и органы, наделенные функциями осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора (финансового, экологического и иного).
Следует подчеркнуть, что прокуроры при осуществлении надзорной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, во-первых, проводят проверки исполнения законов, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, и, во-вторых, они не подменяют иные государственные органы.
Отличие надзорной деятельности прокуратуры от контрольно-надзорной деятельности многочисленных органов федерального, регионального и муниципального уровней, которые представляют собой преимущественно исполнительную ветвь власти, состоит в том, что, обладая, как и последние административными полномочиями, т.е. правом требовать устранения выявленных нарушений законов и совершать иные обязательные действия, прокурор оперирует только ему присущими, предусмотренными федеральным законом правовыми средствами.
Прокуроры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и оценивают деятельность физических и юридических лиц (субъектов и объектов) прокурорского надзора только с позиций ее соответствия закону, поскольку на прокуроров возложены обязанности охраны единой законности.
Прав был В. И. Ленин, который говорил, что прокурорский надзор своим главным предназначением имеет установление «действительно единообразного понимания законности... несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям»[13].
Под термином «прокурорский надзор» обычно понимаются: а) специфический вид государственной деятельности; б) способ обеспечения законности; в) самостоятельная отрасль юридической науки; г) учебная дисциплина. Основное внимание будет уделено прокурорскому надзору как самостоятельному виду государственной деятельности, возложенному на прокуроров.
Основные понятия прокурорской деятельности
В целях более глубокого уяснения сущности прокурорской деятельности кратко рассмотрим её основные понятия.
Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные установленные законом функции и участки деятельности. В систему прокуратуры РФ помимо органов прокуратуры входят также и организации[14] (ранее учреждения) прокуратуры.
Прокуратура — обобщенное понятие, обозначающее как в целом совокупность органов прокуратуры, что фактически тождественно понятию система органов прокуратуры, так и относящееся к конкретно взятой прокуратуре, например прокуратуре Народного района или прокуратуре Народной области.
Орган прокуратуры — входящая в систему прокуратуры РФ обособленная структура, осуществляющая в пределах установленной компетенции функции и иные направления деятельности, возложенные на прокуратуру РФ законом.
В систему органов прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура РФ — орган прокуратуры, который в пределах установленной компетенции реализует возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности, осуществляет организационное, методическое, информационное и иное руководство нижестоящими прокуратурами субъектов РФ и приравненными к ним прокуратурами.
Главная военная прокуратура — образованная на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ и возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором структура, которая в пределах установленной компетенции реализует возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности в сфере военного управления и строительства, осуществляет организационное, методическое, информационное и иное руководство нижестоящими военными прокуратурами.
Прокуратура субъекта РФ — орган прокуратуры среднего звена, осуществляющий в пределах установленной компетенции на территории субъекта РФ, возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности, а также осуществляющий организационное, методическое, информационное и иное руководство функционирующими на территории соответствующего субъекта РФ прокуратурами городов и районов, иными территориальными и приравненными к ним специализированными прокуратурами, например, природоохранными прокуратурами, прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, прокуратурами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Прокуратура района (города) — орган прокуратуры низового звена, осуществляющий в пределах установленной компетенции на основе территориального принципа формирования в пределах одного или нескольких муниципальных образований возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности. Входит в систему органов прокуратуры субъекта РФ. В качестве разновидности таких прокуратур выступают межрайонные прокуратуры, прокуратуры округов и районов внутри городов.
Военная прокуратура — специализированный орган прокуратуры, осуществляющий в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности в сфере военного управления и строительства. Существуют военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и иные приравненные к прокуратурам субъектов РФ военные прокуратуры, а также подчиненные им военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и иные приравненные к прокуратурам городов и районов военные прокуратуры.
Природоохранная прокуратура — специализированный орган прокуратуры, осуществляющий в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. В настоящее время функционируют одна природоохранная прокуратура на правах областной — Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и более 60 межрайонных природоохранных прокуратур, 16 из которых подчиняются Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре, остальные — прокуратурам субъектов РФ.
Транспортная прокуратура — специализированный орган прокуратуры, осуществляющий надзор в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности в сфере функционирования таможни, а также водного, воздушного и железнодорожного транспорта. В настоящее время функционируют восемь региональных транспортных прокуратур на правах областных, в подчинении которых находятся межрайонные транспортные прокуратуры.
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях — специализированный орган прокуратуры, осуществляющий в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера. Входит в систему органов прокуратуры субъекта РФ.
Прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах — специализированный орган прокуратуры, осуществляющий в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру РФ функции и иные направления деятельности на объектах оборонной промышленности и иных объектах стратегического назначения, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности. Входит в систему органов прокуратуры субъекта РФ.
Прокурор — должностное лицо органа прокуратуры, реализующее в пределах установленной компетенции определенные полномочия при осуществлении возложенных на прокуратуру РФ функций и иных направлений деятельности.
Согласно Закону о прокуратуре к прокурорам относятся Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов.
Прокурорский работник — должностное лицо, находящееся на должности прокурора, а также другой работник органа или учреждения прокуратуры, имеющий классный чин (воинское звание).
Генеральный прокурор РФ — руководитель прокуратуры РФ, возглавляющий одновременно Генеральную прокуратуру РФ, который назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет.
Заместитель Генерального прокурора РФ — назначаемое на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ должностное лицо, которое в соответствии с установленным решением Генерального прокурора РФ о распределении полномочий отвечает за реализацию строго определенных функций и иных направлений деятельности прокуратуры либо курирует деятельность органов прокуратуры в пределах конкретного федерального округа. В предусмотренных законом случаях может временно исполнять обязанности Генерального прокурора РФ. Законом предусмотрено наличие должности первого заместителя Генерального прокурора РФ, который преимущественно исполняет обязанности Генерального прокурора РФ в период отсутствия последнего.
Прокурор-руководитель — должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, или его заместитель. Не следует путать с руководителями структурных подразделений (главных управлений, управлений и отделов) органов прокуратуры, осуществляющими внутреннее руководство подчиненными работниками, но не наделенными полномочиями по применению мер прокурорского реагирования.
Прокурор-исполнитель — должностное лицо, относящееся к категории «прокурор», не наделенное правом применения средств прокурорского реагирования. Наиболее распространенными являются должности старших помощников и помощников прокуроров городов и районов, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов в прокуратурах субъектов РФ и Генеральной прокуратуре РФ.
Компетенция прокурора — возможность применения прокурором установленных федеральным законом полномочий при осуществлении надзорной и иной деятельности в пределах закрепленной за ним территории или в рамках функционирования специальных объектов.
Полномочия прокурора — совокупность закрепленных в федеральном законе прав прокурора совершать определенные действия или принимать юридически значимые решения, обязательность применения которых обусловливается предусмотренными законом основаниями и конкретной складывающейся обстановкой.
Разграничение компетенции прокуроров — совокупность взаимосвязанных правовых решений, закрепленных в законодательных и иных правовых актах и направленных на придание деятельности органов прокуратуры целенаправленного характера с учетом персонализации роли прокуроров конкретного звена или специализации при осуществлении надзорной и иных функций в целях предотвращения дублирования в работе и обеспечения присутствия прокурорской власти на всех ответственных направлениях прокурорской деятельности.
Правовые средства прокурорского надзора — предусмотренные федеральными законами способы совершения действий (формы принятия решений), направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений законов (проведение проверок, вынесение акта прокурорского реагирования).
Акты прокурорского реагирования — специфические правовые акты (постановления, предостережения, представления, протесты, требования и др.), вносимые только прокурором-руководителем в целях устранения и предупреждения нарушений законов по результатам проведенных проверок.
Прокурорский надзор — вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора.
Субъекты прокурорского надзора — совокупность поднадзорных прокурору должностных и иных лиц, деятельность которых охватывается предметом прокурорского надзора.
Объекты прокурорского надзора — совокупность поднадзорных прокурору органов, учреждений и иных структур, деятельность которых охватывается предметом прокурорского надзора.
Предмет прокурорского надзора — исполнение (соблюдение прав и свобод человека и гражданина) законов поднадзорными прокурору органами, должностными и иными лицами.
1.6. Структура учебной дисциплины «Прокурорская деятельность»
Система учебного курса «Прокурорская деятельность» — это совокупность положений теоретического и нормативного характера, предусмотренных государственным образовательным стандартом для преподавания дисциплины «Прокурорская деятельность».
Предметом данного курса являются закрепленные в законодательстве, в том числе и в руководящих указаниях Генерального прокурора РФ, правовые нормы, определяющие назначение прокуратуры в правовом государстве, цели, задачи, принципы ее организации и деятельности, виды и особенности правоохранительной деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов и учреждений, правовой статус прокуроров, полномочия прокуроров при осуществлении надзорной и иной деятельности, тактические и методические основы их деятельности. Изучение этих норм, теории и практики их применения являются основной целью курса «Прокурорская деятельность».
По своему содержанию и структуре учебная дисциплина «Прокурорская деятельность» делится на общую и особенную части.
В общей части преимущественно рассматриваются вопросы, касающиеся государственно-правового статуса прокуратуры, задач и основных направлений ее деятельности, принципов ее организации и деятельности, системы и структуры ее органов, особенностей службы в органах прокуратуры, особенностей организации работы и управления, полномочий прокуроров, тактики и методики прокурорской деятельности и надзора.
В особенной части рассматриваются вопросы особенностей организации и осуществления деятельности, в частности надзора за исполнением законов в конкретных отраслях прокурорского надзора, специфики работы прокуроров на отдельных участках деятельности, а также специфики их реагирования на различные виды правонарушений. Здесь же изучаются вопросы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Следует заметить, что курс «Прокурорская деятельность» тесно связан с учебными дисциплинами государственно - правового цикла, гражданско-правового цикла и уголовно-правового цикла и в особенности с такими дисциплинами, как теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, правоохранительные органы РФ, уголовное право, уголовно-процессуальное право, криминалистика.
Существует также связь прокурорской деятельности с финансовым, налоговым, земельным, экологическим, семейным, международным правом и другими отраслями права, затрагивающими с учетом своих предметов разного рода вопросы, являющиеся актуальными и для курса прокурорской деятельности.
Прокурорская деятельность как самостоятельную учебную дисциплину следует отличать от прокурорского надзора как самостоятельной отрасли юридической науки, представляющей собой сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора и, в частности, о формах, средствах, методах и тактике его осуществления, закономерности развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и многом другом.
В связи с тем, что прокурорская деятельность затрагивает многие сферы общественных отношений, дисциплина «Прокурорская деятельность» преподается после изучения названных выше дисциплин обычно на третьем или четвертом курсе. Получение студентами прочных знаний по перечисленным выше и другим дисциплинам позволяет более глубоко усвоить курс «Прокурорская деятельность».
Вопросы и задания для повторения
1.Раскройте сущность прокурорской деятельности.
2.Каковы роль и место прокурорского надзора в деятельности прокуратуры в РФ?
3.Назовите основные понятия прокурорской деятельности.
4.Дайте характеристику системе учебной дисциплины «Прокурорская деятельность».[15]
[1] Прокурорский надзор : учебник / А. Ю. Винокуров, К. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров ; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 418 с.
[2] Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ, в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
[3] Там же.
[4] Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 233-ФЗ, в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», вступивших в силу с 04.06.2014.
[5] См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник / под общ. ред. А. Н. Савенкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2009. С. 190 и др; (автор — О. В. Качалова).
[6] См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник / под общ. ред. Савенкова А. Н. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2009. С. 15 и др. (автор - О. В. Качалова).
[7] Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
[8] Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ, в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
[9]См.: Прокурорский надзор : учебник. 5 -е изд. / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 356.
[10]См.: Синельщиков Ю. П. Настольная книга прокурора. М., 2002. С. 140.
[11] См: Акты прокурорского надзора / под ред. Ю. И. Скуратова. М., 1997.
[12] Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ, в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
[13] Ленин В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. М., 1982. Т. 45. С. 198.
[14] Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 233-ФЗ, в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», вступивших в силу с 04.06.2014.
[15] Прокурорский надзор : учебник / А. Ю. Винокуров, К. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров ; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 418 с.