Тема 18. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой

Вопросы для обсуждения

1. Конституционные основы государственного управления в социально-культурной сфере.

2. Государственное управление в сфере образования и науки.

3. Виды образовательных учреждений. Образовательные стандарты. Типовые положения об образовательных учреждениях. Управление образовательны­ми учреждениями в субъектах РФ. Статус Российской академии наук. Ученые степени и звания, порядок их присвое­ния.

4. Государственное управление в сфере культуры и массовых коммуникаций. Система органов исполнительной власти, осуществляющих нормативное регулиро­вание, контроль, надзор, правоприменение, оказание государственных услуг и управ­ление имуществом в отношении учреждений культуры.

5. Государственное управление в сфере здравоохранения и социального развития.

6. Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

7. Компетенция Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

8. Система органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих охраной здоро­вья населения.

9. Обязательное медицинское страхование граждан, их права и обязанности во взаи­моотношениях с медицинскими учреждениями.

10. Надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

11. Компетенция органов исполнительной власти в сфере соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспече­ния занятости населения.

Государственное управление социально-культурной сферой включает государственное управление образованием и наукой, здравоохранением и социальным развитием, культурой и массовыми коммуникациями, физической культурой и спортом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социально-культурного развития Российской Федерации. Общие же вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Задание 1. В соответствии с Законом «Об образовании» раскройте типы образовательных организаций в РФ. По каждому виду образовательной организации приведите практические примеры.

Задание 2. Схематично отобразите организационно-правовую систему управления образованием и здравоохранением по следующим параметрам:

а) - система органов исполнительной власти;

- система предприятий и учреждений комплекса;

- система органов, осуществляющих административный надзор.

б) - федеральный;

- субъектов РФ;

- территориальный.

Задание 3. Назовите кем, как и в каком порядке осуществляется контрольная, контрольно-надзорная и надзорная деятельность в сфере здравоохранения, науки, образования.

Задача 1. В ходе проверки, проводимой контрольным управлением Администрации Президента РФ в одной из областей, было выявлено несвоевременное выполнение высшим должностным лицом области поручения Президента о поддержке малоимущих слоев населения.

Президент РФ на основании представления начальника контрольного управ­ления своим распоряжением объявил высшему должностному лицу области выговор.

Высшее должностное лицо области обратился в Верховный Суд РФ с просьбой при­знать распоряжение Президента РФ незаконным. Верховный Суд РФ жалобу удовлетворил.

Дайте юридический анализ дела.

Задача 3. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ обратился с запросом об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ к федерально­му министру здравоохранения и социального развития РФ. Не получив ответа в течение двух недель, депутат обратился в прокуратуру с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении.

Дайте юридический анализ дела.

Задача 4. Гражданин Иванов был включен в состав коллегии присяж­ных заседателей. 17 мая он не смог явиться на назначенное судеб­ное заседание в связи с тем, что начальник не отпустил Иванова, ссылаясь на невыполненную им работу.

Содержит ли деяние состав административного правонаруше­нии?

Семенов, имея в собственности яхту и соответствующее удос­товерение на право управления судном данной категории, дал покататься своему другу Иванову, который на тот момент нахо­дился в состоянии алкогольного опьянения.

Содержит ли деяние состав административного правонаруше­ния? Кого следует привлечь к административной ответственнос­ти?

Задача 5.Судоводитель маломерного судна управлял судном в состоянии алкогольного опьянения. При прибытии в порт на просьбу пройти медицинское освидетельствование судо­водитель ответил отказом.

Квалифицируйте данное правонарушение.

Наши рекомендации