Исполнительное производство: понятие, задачи, принципы, стадии
Организация ССП.
1. Развитие системы принудительного исполнения в России.
2. Классификация органов, исполняющих судебные акты и иные.
3. Организация ССП.
4. Направление дальнейшего развития службы ССП.
Развитие системы принудительного исполнения в России.
Появление института ССП – это возврат к известному до революции институту судебных приставов. В России многое время занимались СП, восстановление данной должности – объективно целесообразно.
2 этапа:
1. До 1857 года.
2. С 1864 года – принятие судебных уставов.
Пристав как олицетворение гос.власти фигура в царской России не только лицо власное, но и популярное, были частные приставы. Днём организации ССП считается 20.11.1864 – это день утверждения судебных уставов.
В 1917 году на смену СП появляются судебные исполнители, которые стали гос. служащими, они состояли в штатах судов низового звена, по своему статусу представляли судебную власть. Подробно порядок исполнения раскрывался в ГПК 23 года и ряде др. актов. СИ исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и др. акты. Порядок исполнения регламентировался в ГПК 64 года, ряде подзаконных актов (инструкции Минюста СССР о порядке исполнения судебных решений от 24 апреля 1973 года, об исполнительном производстве от 15 ноября 1985). В этот период окончательно сложилась дейсвующая система исполнительного производства система СССР и России. Исполнительное производство характеризовалось:
1. Носило государственный характер.
2. СИ относились к судебной системе, состояли под орг. началом как органов юстиции, так и председателей судов.
3. Как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков.
4. Преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность, путем установления рада существенных ограничений по обращению взыскания к гос. предприятий колхозов (гл. 40 ГПК 64).
Произошедшие в 90 года преобразования, вынудили изменять всю систему исполнения судебных решений.
Впервые термин СП появился у нас в современном законодательстве после принятия ФКЗ О КС, по которому поддержание порядка в заседании КС возлагалось на СП, требования которых обязательны для всех присутствующих. На них не возлагались функции по принудительном исполнению актов КС РФ. Только после принятии в 1997 году ФЗ О СП и об Исполнительном производстве можно говорить о начале реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей современного облика, соответствующего современным социально-экономическим реалиям. В соответствии с данными законами принудительное исполнение судебных актов было возложено на ССП, входящих в систему органов Минюста. Принятыми ФЗ были решены следующие основные вопросы исполнительного производства.
1. Создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов – осуществлена одна из основных идей, положенных в закон. ФССП была окончательно сформирована к 1.01.99.
2. Законодательно обеспечено равенство всех форм собственности в сфере исполнительного производства.
3. Созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава СПИ и подъема их проф.уровня.
4. Усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов др. органов, а также граждан и организаций за неисполнение законных требований СПИ и нарушений законодательства РФ.
5. Обеспечен действенный (внутриведомственный, судебный, прокурорский) контроль над действиями СПИ. Применение нового законодательства подтвердило его необходимость, на практике показало реально-возросшую возможность СПИ и привело к значительным положительным результата в деле обеспечения принудительными мерами исполнение судебных актов и др. актов.
В течение 98 – 04 годов происходило дальнейшее расширение полномочий ССП, к функция ССП добавилось взыскание задолженности по налогам и сборам, функции органа дознания по 5 статьям УК РФ (ч.1 ст.294, 297, ч.1 ст.311, ст.312, ст.315), а также административное производство по 9 статьям (п.77 ч.2 ст.28.3 КоАП).
В 2004 году в результате проведения административной реформы ФССП становится самостоятельным органом исполнительной власти, подведомственным Минюсту России.
Вступление с 01.02.08 года нового ФЗ об исполнительном производстве от 02.10.07 ознаменовал начало нового этапа в развитии системы принудительного исполнения, принятый ранее ФЗ от 21.07.91 года утратил силу. Необходимость принятия нового закона об исполнительном производстве была обусловлена потребностью устранить имеющиеся нечеткости и пробелы в законодательном регулировании, практической потребностью в дальнейшем совершенствованию принудительного исполнения, отражения произошедших изменений, прежде всего ГПК и АПК. Новый закон не меняет концепции действующего законодательства РФ об исполнительном производстве и вместе с тем предусматривает ряд существенных новелл в его правовом регулировании, подготовленных с учетом складывающейся практики.
В законе определены задачи и принципы исполнительного производства, уточнены нормы о сроках, регламентирован порядок извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, расширены полномочия СПИ, предусмотрен порядок обжалования постановлений, действий/бездействий в порядке подчиненности с возможностью отмены вышестоящим лицом оспариваемого постановления, вводится ответственность за неисполнение законных требований судебного пристава исполнителя. Более подробно, чем прежде, регламентируются вопросы реализации имущества его оценки на денежные средства должника, уточнены требования к исполнительным документам и их перечень, а также составы административных правонарушений, связанных с исполнительным производством. Одновременно с принятием нового закона Об исполнительном производстве были внесены изменения и в другие ФЗ: ГПК, АПГ, закон о банках и банковской деятельности (предоставление инфы), УПК (ФССП вправе осущ. дознание по ст.157, 177 УК), в КоАП (дополнен ст.17.14, 17.15).
В июле 2009 года внесены изменения в ФЗ О СП, которые уточнили функции, а также права и обязанности, последние изменения от 27.07.10 касаются права запрашивать сведения СПИ о персональных данных должниках.
Классификация органов, исполняющих требование судебных и иных актов.
В соответствии с ч.1 ст.6 ФКЗ от 31.12.96 О СС РФ – вступившее в законную силу постановление федеральных судов, судов субъектов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов гос.власти, ОМС, ОО, ДЛ, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на все территории РФ. В случае не исполнения судебных постановленных обязанных к тому субъектов в добровольном порядке, они подлежат исполнению уполномоченными на то гос. органами. Гос. обеспечения исполнения в большинстве случаев требуют и акты административных органов и ДЛ. Все органы, на которых возложены функции исполнения судебных и несудебных актов:
1. Органы принудительного исполнения – ССП субъектов РФ, в соответствии со ст.5 фз Об ИП принудительное исполнение возлагается на ССП.
2. Иные органы, организации и граждане, исполняющие требования судебных и несудебных актов (органы не принудительного исполнения). Согласно ч.1 ст.7 фз Об ИП в случаях, предусмотренных ФЗ, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и ДЛ исполняются органами, организациями, ОМС, банками, иными кредитными организациями, ДЛ, гражданами.
a. ЦБ РФ при взыскании денежных средств с коммерческих банков.
b. Коммерческие банки при взыскании денежных средств с организаций и граждан.
c. Минфин при взыскании денежных средств с казны РФ, возмещении вреда, причиненного незаконными действиями гос. органа или ДЛ.
d. Органы федерального казначейства при взыскании средств по ден. обязательствам с получателей бюджетных средств.
e. ЗАГС при исполнении решения судов об установлении правового состояния граждан.
f. ОПП при исполнения решения судов о признании гражданина недееспособным, ограничено дееспособным и др.
Организация СПП.
В соответствии с п.13 Указа Президента РФ от 09.03.04 №314 о системе и структуре фоив создана ФССП, которой были переданы функции Минюста по обеспечению решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию НПА в данной сфере.
ФССП РФ, подведомственная Минюсту России, является фоив, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (УПДС), функции по контролю и надзору в установленной деятельности (Указ Президента от 13.10.2004 №1316 Вопросы ФССП).
ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно или через территориальные органы. Основными задачами ФССП являются:
1. Обеспечение УПДС КС, ВС, ВАС, СОЮ, и АС.
2. Организация принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
3. Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным к подследственности ФССП.
4. ФССП возглавляет директор ФССП – Главный СП РФ, назначаемы и освобождаемый Президентом РФ. (Парфенчиков) Главный судебный пристав (ст. 8 фз о СП, п.10 УП №1316):
a. Осуществляет руководство деятельности ССП.
b. Осуществляет контроль за принудительном исполнении актов, а также контроль за обеспечение УПДС.
c. Издает приказы, распоряжения по вопросам ведения ФССП.
d. Имеет право отменить, изменить решение ДЛ ФССП, не соответствующее требования законодательства.
e. Устанавливает структуру и штаты службы.
f. Обеспечивает и контролирует возбужденное исполнительное производство в отношении одного и того же должника в различных территориальных подразделениях.
Директор имеет 4 замов, одно Первого, назначаемого и смещаемого Президентом. Насчитывает 83 территориальных органов, 82 управления, 1 отдел. Центральный аппарат – 13 профильных управлений: организация работы по управлению имуществом должников, организация УПДС и т.д.
Территориальным органом ФССП являются управления (отдел) ФССП, действующая на территории субъекта (-ов) (приказ Минюста РФ №69 Об утверждении положения о территориальном органе ССП)
Основными задачами являются:
1. обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2. организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);
3. управление районными, межрайонными и специализированными отделами (далее - структурные подразделения территориального органа ФССП России).
Территориальный орган ФССП возглавляет руководитель – главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемы на должность Главным судебным приставом России.
Полномочия Гл. СП субъекта России (ст. 9 фз О СП, п.9 Приказа №69) практически идентичны, но применительно для территориального органа ФССП России. В территориальный орган входят:
1. Аппарат управления территориального органа (его структура схожа с центральным аппаратом ФСС, вместо управления – отделы).
2. Структурные подразделения территориального ФССП (районные, межрайонные, спец.), состоящие из гос. служащих (СПИ, СП по ОУПДС, дознавателей), технического и обслуживающего персонала, возглавляемого начальниками отделов – старшими судебными приставами (в СО одно юр. лицо).
Направление дальнейшего развития ССП.
При выборе направления развития следует определиться с моделью организации исполнительного производства. В н\в существует 3 модели (за основу классификации берется способ организации деятельности СПИ).
1. Публично-правовая – государственная по форме образования, была в СССР.
2. Частно-правовая – СП свободный профессионал, самостоятелен, несет имущественную ответственность за результаты – французская система (либеральная система).
3. Смешанная (публично-правовая с элементами частно-правовой) – российская система относится к этой модели.
В н\в идет по пути расширения полномочий ССП, существует мнение, чтобы было четкое деление на материальное право, процессуальное право, гражданский исполнительный кодекс – исполнительное законодательство.
Исполнительное производство: понятие, задачи, принципы, стадии.
Понятие и задачи исполнительного производства. Соотношение с гражданским судопроизводством.
Исполнительное производство представляет собой процедуру принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и ДЛ, уполномоченных законом возлагать на организации и граждан обязанности по уплате денежных средств, передаче имущества, совершения определенных действий или воздержания от их совершения в пользу других организаций, граждан, бюджетов различных уровней.
Задачи ИП определяются задачами гражданского судопроизводства, но не совпадают с ними, основной задачей является правильное и своевременное исполнение судебных актов и ДЛ, иных документов, в целях защиты права, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 фз Об ИП).
Соотношение ИП и гражданского производства.
В дореволюционном и советском праве ИП рассматривалось как заключительная стадия гражданского процесса, данный подход был обусловлен тем, до принятия в 97 году ФЗ об ИП и СП – исполнительно производство регламентировалось гражданским процессом, судебные исполнители состояли при судах. Даже при таком подходе были точки зрения, что ИП это самостоятельная, независимая отрасль, носит непроцессуальный характер, так как оно бесспорно по существу и характеризовалось как полицейское право, другие рассматривали как комплексную отрасль права, имеющую свою целостность и специфику.
Кафедра УрГЮА считает, что ИП не является частью гражданского процесса, другие – это составная часть гражданского процесса. Так как:
1. С принятием в 97 году ФЗ об ИП и СП – судебные исполнители выведены из состава СОЮ, приводят в исполнение не только постановления СОЮ, но и АС, мировых судей, третейских судов, акты других несудебных органов, в связи с чем, с позиции принципы разделения властей, а также разновидностей юрисдикционных актов, подлежащих принудительному исполнению, считать ИП составной частью гражданского процесса нельзя.
2. В ИП появляются субъекты, которых могло не быть в гражданском процессе (бюджеты как взыскатели при взыскании государственной пошлины), наименование сторон – взыскатель/должник. В процессе есть истец/ответчик, после вступления решения в законную силу выдатся выдача исполнительного листа, но это не значит, что он один, исполнительных производств может быть несколько (взыскание гос.пошлины, затрат на представителя, основного долга)
3. ИП осуществляется в установленной законом процессуальной форме, с предоставление определенных прав участвующим в нем заинтересованным лицам. В ИП СПИ и другие участники вступают не только в гражданско-процессуальнные отношения, но и в отношения, урегулированные нормами материального права.
4. Для применения мер принудительного принуждения, необходимо как минимум возбуждение исполнительного производства (ч.2 ст.68 фз Об ИП) – зачем возбуждать производство, если ранее оно было возбуждено определением суда.
Принципы исполнительного производства.
В российском законодательстве впервые закреплены принципы, в соответствии с которыми осуществляется ИП (ст.4 фз об ИП). В н/в роль принципов основного закона повышается. Под принципами понимаются – основополагающие начала, исходные правовые идеи, определяющие содержание норм отрасли права её назначение в правовой системе, принципы – правовая основа, на которой строится нормативная база отрасли в целом. В теории выделяются несколько классификаций:
1. По юридической силе источника
a. Конституционные
b. Иные
2. По сфере действия
a. Общеправовые
b. Межотраслевые
c. Институциональные
3. По функциям
a. Организационно-правовые
b. Процессуально-правовые
Согласно ст.4 фз Об ИП, ИП осуществляется на принципах:
1. Законности – при исполнении конкретного исполнительного документа, СПИ обязан руководствоваться определенной нормой, при этом не выходить за рамки своей компетенции.
2. Своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения – исполнительные действия должны быть совершены в установленный законом срок.
3. Уважения чести и достоинства гражданина – относиться к человеку не как к объекту воздействия, как к равному субъекту.
4. Неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи – данный принцип призван гарантировать должнику обеспечивать собственную жизнедеятельность, содержать нетрудоспособных иждивенцев (ст.79, 101 ФЗ об ИП, 446 ГПК).
5. Соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения – все применяемые меры должны быть адекватны требованиям, содержащимся в исполнительном документе.
В теории дополнительно выделяют принцип диспозитивности в отношении взыскателя – взыскатель свободен в своем выборе.
Принцип справедливости удовлетворения требований взыскателя – пропорционально.
Принцип добровольности исполнительного документа и т.д.
Стадии ИП.
ИП осуществляется в определенной последовательности, т.е., по стадиям.
Стадия – совокупность процессуальных действий, направленных к одной близлежащей цели.
1. Возбуждение ИП.
2. Подготовка к совершению исполнительных действий.
3. Совершение исполнительных действий.
4. Окончание ИП.
Источники ИП.
Источниками ИП являются НПА, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной отрасли права.
Ч.1 ст.3 фз Об ИП - законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
К федеральным законам, регулирующим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц относятся:
1. ГПК, АПК.
2. ГК РФ в части общих норм.
3. НК РФ в части бесспорного взыскания денежных средств.
4. ТК РФ.
5. ТрК РФ.
6. СК РФ – взыскание алиментов, пени, неустойка.
7. КоАП – что может быть исполнено в бесспорном порядке и т.д.
8. УИК РФ – взыскание с осужденных, в каком порядке те денежные средства, которые он зарабатывает
9. ФЗ Об ипотеке, О несостоятельности и т.д.
В силу ч.2 ст.3 ФЗ об ИП нормы федеральных законов, регулирующие порядок и условия исполнения судебных органов и других должны соответствовать ФЗ об ИП.
На основании и во исполнение ФЗ об ИП Президент и Правительство вправе принимать НПА по вопросам обеспечения ИП. И Президент и Правительство вправе НПА только в случаях прямо предусмотренных ФЗ об ИП. В н/в Правительством принято:
1. Правила возврата должнику исполнительского сбора (ПП от 21.07.08 №550)
2. Положение о размерах компенсации расходов, понесенных понятым в связи с обязанностью понятого при совершении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ПП от 14.07.08 №516).
В ч.4 ст.3 если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 К никто не отменял).
Правовой статус СП.
Законодательство о правовом статусе СП.
Законодательство достаточно разнообразно, связано это с тем, что статус делится – гос.служащий и т.д. СП является федеральным гражданским служащим, под ГГС понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях ГГС по обеспечению полномочий федеральных исполнительных органов. Поэтому статус дополнительно определяется ФЗ О гос.гражданской службе, которым регулируются отношения, связанные с поступлением на ГГС, её прохождением и прекращение, а также с определением правового отношения с федеральным ГГС о системе гражданской службы. Должность СП согласно реестру относится к старшей группе категории специалисты (пристав ГГС – к нему одному нельзя предъявить иск, нужно его предъявлять ко всему управлению). Нормы, предусматривающие особенности ГГС, устанавливаются ФЗ. Особенности правового статуса определены правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительного производства, такие нормы содержатся не только в ФЗ об ИП, о СП, но и других: о коррупции. Действия норм законодательства о труде также распространяется на СП с особенностями, установленными ФЗ о ГГС.
Правовой статус СП.
Правовое положение ФССП сейчас таково, что фактически возводит её в ранг правоохранительной структуры. Исполняя свои служебные обязанности СП вправе:
1. Разыскивать, арестовывать, изымать имущество у должников.
2. Производить дознание по уголовным делам, отнесенным к их подследственности.
3. Применять огнестрельное оружие и спец.средства.
СП может быть:
1. Гражданин РФ, достигший 20 летнего возраста, имеющий среднее (общее) или среднее профессиональное образовании (для Старшего СП – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
2. На должность не может быть назначен гражданин, имеющий судимость (внесены изменения с 2012 требования будут жестче – возраст, образование).
Судебным приставам присваиваются классные чины, специальные звания, носят форму.
Требования СП обязательны для всех органов, организаций, граждан на территории РФ, не выполнение требования СП и действия, препятствующие выполнению его обязанностей влекут ответственность по законодательству РФ (от штрафа до уголовного дела).
В зависимости от исполняемых обязанностей СП подразделяются на:
1. СПИ – исполняют судебные и иные акты.
2. СП ОУПДС (ст.4 ФЗ о СП).
Так как задачи и функции различны, то действующее законодательство наделяет их различным правомочиями.
Особенности правового статуса СПИ.
Основная задача СПИ состоит в своевременно полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организация, в соответствующий бюджет денежных средств, совершения в их пользу определенных действий, воздержания от них, целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций. Осуществляют данное полномочие СПИ принимает исполнительный документ, возбуждает ИП, выполняет комплекс исполнительных действий, реализуемы в рамках установленных законом процессуальных процедур. Сфера деятельности охватывает не все направления ИП. ИП может производиться и другими органами, организациями.
Только ФССП является единственным полномочным органом принудительного исполнения – особенность спец. статуса.
При выполнении своих служебных обязанностей СПИ выступает как представитель исполнительной власти, требования которого являются обязательными для все, только он обладает особым правомочием от имени государства применять меры к должнику, не выполняющему требования.
Права СПИ:
1. Получать при совершении исполнительных действий необходимую инфу в том числе персональные данные, справки и т.д.
2. Проводит у работодателя проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведение финансовой документации.
3. Давать гражданам и организациям поручений по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.
4. Входить в помещение и хранилище, занимаемые должниками, производить осмотр, вскрывать их, на основании определения суда совершать данные действия в отношении помещений, занимаемых другими лицами, принадлежащими им.
5. Арестовывать, изымать имущество, предавать на хранение, реализацию, за исключением имущества, искл.из оборота.
6. Налагать аресты на денежные средства, иные ценности должника, находящиеся на счетах во вкладах, иных кредитных организациях.
7. Использовать нежилые помещения при согласия собственника для временного хранения имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанности по их хранению, использовать транспорт должника в зачетом.
8. Объявлять в розыск должника, его имущества, ребенка, устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ.
9. Вызывать граждан и д/л по исполнительным документам, находящимся в производстве.
10. При совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющих личность у лиц, участвующих в ИП.
Особенности правового статуса СП ОУПДС.
В соответсвии с требованиями ст.11 фз О СП.
СП ОУПДС обязан:
1. Обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания суда безопасность суде, присяжных заседателей и т.д.
2. Поддерживать общественный порядок в здании, помещении суда.
3. Осуществлять охрану здания, помещений, суда.
То есть СП полностью отвечает за порядок в здании суда.
4. На основании постановления суда или судьи, дознавателя ССП осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда или дознавателя судебных приставов.
5. На основании постановления СПИ, утвержденного Старшим СП осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову СПИ (если кто-то является должником, по повесткам вы не являетесь, то возможность привлечения приводу).
6. По поручению Старшего СП обеспечивать безопасность СПИ, иных д/л при исполнении служебных обязанностей.
7. Взаимодействовать с сотрудниками внутренних дел, военнослужащими в/ч, осуществляющими конвоирование, по вопросам конвоирования.
С целью выполнения возложенных на них обязанностей СП ОУПДС далены достаточно широким объемом полномочий, в том числе правом при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки, входить в помещение, проверять документы у лиц, находящихся в здании помещении суда, при осуществлении привода.
1. Осуществлять личный досмотр лиц в случаях, установленных законодательством РФ, в здании судов, а также досмотр находящихся при них вещей.
2. Осуществлять производство по делам об административных правонарушения, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
3. Применять физическую силу, спец.средства, огнестрельное оружие.
Функции Старшего СП (начальника района, межрайона, спец.отдела территориального органа ФССП).
Как следует из ст.10 ФЗ о СП предполагают не только его организующую, контролирующую роль как руководителя отдела, но также осуществление специальных полномочий.
Старший судебный пристав назначается Главным СП Субъекта РФ, он является руководителем отдела, подразделения, несет ответственность за деятельность подчиненного отдела.
К организационно-контрольным полномочиям относятся:
1. организует работу подразделения судебных приставов;
2. обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
3. организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
4. в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;
5. взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;
6. организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений подразделения судебных приставов;
7. организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
8. издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;
9. имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;
10. является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);
11. осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
12. в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя;
13. организация и контроль за профессиональной подготовки СП, создание кадрового резерва, осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
К специальным полномочиям Старшего СП следует отнести:
1. Организация и контроль за деятельностью СП ОУПДС, в части применения ими спец. средств, огнестрельного оружия.
2. Выполнения распоряжения Председателя суда о применении к ф\л мер процессуального принуждения, предусмотренных законом.
3. Обеспечение охраны зданий судов, поддержание там общественного порядка.
Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя.
При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные для судебных приставов-исполнителей настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Специальным полномочием старшего судебного пристава следует отнести распоряжение денежными средствами, находящимися на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов). В соответствии с процессуальными полномочиями старший судебный пристав:
1. Дает письменное разрешение на совершение исполнительных действий СПИ вне рабочее время и в ночное время (ч.4 ст.35). Без него СПИ не вправе совершать какие-либо исполнительные действия.
2. Разрешает вопрос об отводе СПИ (ч.3 ст.63).
3. Дает письменное разрешение на вход в жилое помещение без согласия должника, им занимаемое (п.6 ч.1 ст.64).
4. Утверждает акт о невозможности взыскания (ч.2 ст.46).
5. Дает письменное разрешение СПИ на запрос необходимых сведений у органа, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций (ч.8 ст.69).
6. Утверждает заключение об исполнении штрафа за преступление (ч.8 ст.103).
7. Рассматривает жалобы на постановления СПИ при необходимости отменяет обжалуемое постановление (ст.123, 127).
8. По собственной инициативе или по заявлению взыскателя отменяет постановление СПИ об окончании исполнительного производства (ч.4 ст.108).
Также в рамках процессуальных полномочий старший СП:
1. Осуществляет контроль за ведением сводного исполнительного производства. Существует один должник, а взыскателей несколько.
2. Составляет протокол об административных правонарушений.
3. Осуществляет дознание.
ФЗ об исполнительном производстве предусматривает 10 случаев, когда постановление, вынесенное СПИ, подлежит утверждению старшим СП:
1. О поручении совершения исполнительных действий (ч.6 ст.33). Если у должника есть имущество в Ленинском районе, но есть ещё кВ. в Москве.
2. Об объявлении розыска должника, его имущества, ребенка (ч.1 ст.65).
3. О приводе, в случае уклонения от явки по вызову СПИ (ч.5 ст.24).
4. О проведении гос.регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника (ч.3 ст.66). Есть имущество, но оно в установленном порядке не зарегистрировано.
5. О временном ограничении на выезд должника из России (ч.3 ст.67).
6. О передаче нереализованного имущества должника взыскателю (ч.14 ст.87)
7. Об отказе в возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (ч.3 ст.103).
8. О взыскании исполнительского сбора (ч.2 ст.115).
9. О наложении штрафа (ч.2 ст.115).
10. О взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий (ч.3 ст.111).
В соответствии с ч.4 ст.10 Фз О СП старший СП вправе исполнять обязанности СПИ, при исполнении обязанностей СПИ, на старшего судебного пристава распространяются обязанности и права, предусмотренные для СПИ.