Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам

Независимость Казахстана кардинально повлияла на положе­ние дел в сфере защиты прав человека. На современном этапе раз­вития гражданского права на первое место выдвигаются пробле­мы соотношения публично-правовых и частно-правовых методов регулирования общественных отношений, и как производное от этого пределы государственного вмешательства в частнопредпри­нимательскую деятельность.

В связи с расширением компетенции судов по разрешению спо­ров гражданско-правового характера растет из года в год число гражданских дел. Если ранее в судах рассматривались, в основ­ном, такие категории гражданских дел, как бракоразводные, али­ментные, жилищные, а также дела о восстановлении на работу и о возмещении ущерба, то в настоящее время суды рассматривают более 42-х категорий гражданских дел.

Как известно, до 1992 года споры между организациями раз­решались ведомственным арбитражем, а после, государственные арбитражи стали арбитражными судами. Однако, процедура раз­решения хозяйственных споров оставалась прежней. И только после объединения в 1995 году арбитражных судов с судами об­щей юрисдикции было установлено равенство всех субъектов гражданско-правовых отношений (равенство перед судом физиче­ских и юридических лиц), и восстановилась справедливость в раз­решении споров между организациями.

Теперь всякие нарушения прав, в какой бы сфере или отрасли, на каком бы участке, в какой бы стадии жизни человека они не допускались, могут быть обжалованы в судебном порядке[18]. Более того, нередко возникают споры имущественного характера, разре­шаемые в суде, между участниками предприятий и организаций, созданных совместно с зарубежными странами, в том числе стра­нами СНГ.

Особое место в гражданском судопроизводстве занимает рас­смотрение судами жалоб на неправомерные действия государствен­ных органов и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан. Это свидетельствует о возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Гражданское процессуальное право призвано обеспечивать до­ступность правосудия, максимальную реализацию прав участ­ников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства.

В этих целях меры по совершенствованию гражданского про­цессуального законодательства Концепция правовой политики Ре­спублики Казахстан на период с 2010 до 2020 г. ориентируются на:

1. определение путей и способов обеспечения доступности правосудия, позволяющего гражданам более полно осуществить реализацию своего права на судебную защиту;

2. нормативно-правовое закрепление принципов справедливости, беспристрастности, расширение действия принципов состя­зательности, а также восстановление принципа непрерывности судебного разбирательства по гражданским делам;

3. определение подсудности дел специализированным судам на основе перехода от исключительно субъектного принципа опреде­ления подсудности к субъектно- предметному принципу, то есть с учетом категорий субъектов, вовлеченных в орбиту судопроизвод­ства, и в зависимости от характера правоотношения;

4. дальнейшее расширение сферы упрощенного порядка граж­данского судопроизводства, в том числе путем расширения сферы применения приказного производства, а также упрощения судопроизводства по делам, подсудным специализированным судам;

5. оптимизацию стадии подготовки дела к судебному разбирательству в целях обеспечения быстрого рассмотрения и разреше­ния гражданских дел;

6. расширение возможностей реализации судом апелляцион­ной инстанции полномочий по принятию нового решения по делу (пересмотру дела по существу) в целях ускорения окончательного разрешения дела и обеспечения реализации права на обжалование судебных актов;

7. исключение излишней формализованности судопроизвод­ства по гражданским делам, в том числе относительно видов, структуры и содержания судебного решения;

8. закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (ме­диация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесу­дебном порядке, в том числе обязательности обсуждения возможности использования мер, примирительных процедур при подго­товке дела к судебному разбирательству, а также развитие внесу­дебных форм защиты гражданских прав.

В соответствии с законом задачей прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве является обеспечение защиты кон­ституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и инте­ресов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия, основных начал гражданского судопроизводства.

Согласно ст. 55 ГПК РК высший надзор за точным и единоо­бразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчинен­ных ему прокуроров. Участие прокурора в гражданском судопро­изводстве обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда необходимость участия прокурора в данном деле при­знана судом.

Прокурор вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных ин­тересов организаций, общественных или государственных интере­сов. Иск о защите прав, свобод и законных интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Иск в защиту интересов недееспособного граж­данина может быть заявлен прокурором, независимо от просьбы заинтересованного лица. Если истец не поддерживает требования, заявленного прокурором, то суд оставляет иск (заявление) без рас­смотрения, если не затрагиваются права, свободы и законные ин­тересы третьих лиц.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуаль­ными правами, а также несет все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ прокурора от иска, предъявленного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу.

С учетом этого, основной задачей всех прокуроров является надзор за точным и единообразным применением законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров при от­правлении правосудия и исполнения судебных актов по граждан­ским делам в целях:

1. соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц и госу­дарств в гражданском судопроизводстве;

2. соответствия судебных актов по гражданским делам Консти­туции, законодательным и иным нормативным правовым актам;

3. анализа состояния законности в гражданском судопроизвод­стве, анализа состояния прокурорского надзора и выработка мер по повышению его эффективности.

Все это требует совершенствования деятельности прокуроров в гражданском судопроизводстве, чтобы она стала надежной гаран­тией соблюдения законности в этой отрасли права, способствовала вынесению судами законных и обоснованных решений.

Ответственность задач, стоящих перед прокурором, обязыва­ет его принимать участие в судебном разбирательстве в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым вы­шестоящим прокурором и судом. Закон представляет прокурору полномочия вступать в процесс по своей инициативе или по ини­циативе суда, если этого требует охрана прав и законных интере­сов граждан, общества и государства (ст. 55 ГПК РК).

На всех стадиях гражданского судопроизводства прокуроры, вступившие в процесс, определяют свою позицию в строгом со­ответствии с требованиями закона, материалами дел, последова­тельно отстаивают ее, руководствуются принципами законности, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон. При даче заключения по делу подробно аргументируют позицию со ссылкой на норматив­ные правовые акты и исследованные в суде материалы дела.

При выявлении нарушений законности по рассматриваемому делу участвующий прокурор ходатайствует перед судом о выне­сении частного определения в отношении должностных лиц либо организаций. По выявленным фактам нарушений законности при­нимает меры к проведению дополнительных проверок и решению вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.

В стадии апелляционного производства задача прокуроров за­ключается, прежде всего, в своевременной и полной проверке материалов гражданского дела, в опротестовании постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих за­кону.

Задача прокурора состоит в том, чтобы добиться отмены неза­конного или необоснованного решения суда. Поэтому прокурор в протесте должен изложить мотивы и обосновать, почему считает незаконным или необоснованным судебный акт. В частности, сле­дует указать, какая конкретно норма права нарушена, в чем вы­ражается это нарушение, каково значение нарушения, в чем его сущность и отрицательные последствия. В чем проявилась нео­боснованность решения (неполнота, противоречие выводов суда установленным им фактическим обстоятельствам дела, недоказан­ность фактов, которые суд посчитал установленными). Затем долж­на следовать просьба об отмене решения и, исходя из конкретных обстоятельств дела, об изменении или о вынесении вышестоящим судом нового судебного акта.

Последняя, завершающая стадия гражданского процесса — ис­полнение судебных решений. В исполнительном производстве реализуются решения судов, т.е. они приводятся в исполнение. В соответствии со ст. 236 ГПК РК решение суда в установленном законом порядке приводится в исполнение после вступления его в законную силу (кроме случаев немедленного исполнения). Имен­но реальным исполнением определяется действенность и эффек­тивность решения суда, поскольку вынесенное судом решение об удовлетворении иска не означает его автоматического проведения в жизнь — оно должно быть исполнено. Поэтому прокуроры, осу­ществляющие надзор за законностью рассмотрения гражданских дел в судах, обязаны уделять такое же пристальное внимание пра­вильному и своевременному исполнению решений суда, какое они уделяют соблюдению законов на предшествующих стадиях граж­данского судопроизводства.

Прокурорский надзор за законностью в стадии исполнения судебных решений — одна из характерных особенностей гражданского процесса Республики Казахстан, который является су­щественной гарантией законности и своевременности исполнения судебных решений по гражданским делам.

Гражданское процессуальное законодательство, Законы Ре­спублики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» регламентируют процедуру исполнения решений суда. После вступления в законную силу решения суда выписывается исполнительный лист, который подлежит направле­нию судом для исполнения в соответствующий орган, уполномо­ченный к исполнению судебных постановлений по территориаль­ности.

В сфере прокурорского надзора за исполнением решений по гражданским делам стоят следующие задачи:

1. обеспечить надзор за соблюдением конституционных прав и интересов граждан, юридических лиц и государства в процессе исполнения судебных решений;

2. обеспечить надзор за точным и единообразным применени­ем действующего законодательства при исполнении судебных ре­шений должностными лицами и органами исполнительного про­изводства;

3. обеспечить надзор за законностью судебных актов об оспа­ривании действий (или бездействия) должностных лиц и органов исполнительного производства в суде, судебных постановлений, состоявшихся на стадии исполнения решений суда;

4. принимать меры по выявлению и устранению любых нару­шений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав.

Сфера этой отрасли надзора многогранна и разнообразна, она включает в себя как функции по осуществлению надзора за закон­ностью в деятельности судебных исполнителей и органов, упол­номоченных исполнять судебные акты, так и за законностью су­дебных постановлений, принятых на стадии исполнения решения суда.

Одним из важных аспектов в работе прокурора при осущест­влении надзора за законностью исполнения судебных решений является рассмотрение обращений и заявлений заинтересованных лиц по поводу несоблюдения законности при исполнении судеб­ных решений и допущении при этом должностными лицами раз­личных нарушений.

При разрешении жалоб и заявлений прокурорам следует, пре­жде всего, исходить из того, что контроль за деятельностью судеб­ного исполнителя осуществляет Комитет по судебному админи­стрированию и его территориальные органы. Поэтому все жалобы и заявления, связанные с исполнительным производством, должны направляться для рассмотрения в вышеназванный Комитет и его территориальные органы. Прокуроры должны разрешать обраще­ния и сообщения по поводу злоупотреблений и грубых нарушений законности, допущенных по исполнительному производству как со стороны должников и должностных лиц. так и со стороны судеб­ных исполнителей и органов Комитета, обязанных контролировать действия последних, а также рассматривать заявления о незакон­ности судебных постановлений, состоявшихся по исполнительно­му производству.

Осуществляя свою деятельность в данном направлении над­зора, прокуроры не должны подменять органы исполнительного производства и присваивать их функции, вмешиваться в их дея­тельность. Обязанность прокуроров состоит в том, чтобы прини­мать все предусмотренные законом меры воздействия на органы, осуществляющие исполнение судебных решений в соответствии со своими задачами и присущими функциями в целях обеспечения неуклонного и качественного исполнения судебных актов.

Наши рекомендации