Тема № 10. Административные правонарушения
(интерактивное занятие в форме анализа конкретных практических ситуаций – case - study)
Цель занятия: организация мыслительной деятельности студентов с целью применения полученных знаний при решении конкретных дел, анализе отдельных административных норм.
Подготовительный этап:
Разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров административно-судебной практики.
Задание для группы № 1 (образец):
«В полицию поступило заявление от гражданина А. о том, что его сосед К. подключился к антенне кабельного телевидения без разрешения. При проведении проверки 10 июня было установлено, что в квартиру, в которой проживает К., действительно проведен кабель, подключенный к коробке кабельного телевидения. Исходя из этого, в отношении К. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 13.2 КоАП РФ. При рассмотрении дела К. пояснил, что правонарушение не совершал: квартира куплена им два месяца назад и кабель уже был проведен. Свидетель А. подтвердил слова К.
Начальник полиции применил в отношении К. административный штраф в размере 500 рублей».
Законно ли постановление начальника полиции? Дайте квалификацию содеянному? Кто является субъектом правонарушения? Как следует решить дело, если К. представит заявление бывшего собственника квартиры о том, что он незаконно подключился к кабельному телевидению за 1 год до продажи квартиры.
Задание для группы № 2 (образец):
«Водитель А., превысив скоростной режим, не успел затормозить и проехал на запрещающий сигнал светофора, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие. На перекрестке он врезался в автомобиль гражданина М., который начинал движение на зеленый сигнал светофора. Инспектором ГИБДД А. был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.9 и ст. 12.12 КоАП РФ».
Квалифицируйте действия А.? Как изменится квалификация, если в результате ДТП М. получил увечья? Как изменится квалификация, если А. управлял автомобилем в состоянии алкогольного опъянения?
Аналитический этап:
- обсуждение группами предложенных ситуаций;
- анализ положительных и отрицательных решений;
- обоснование консолидированной позиции группы нормами КоАП РФ.
Подведение итогов анализа конкретной практической ситуации в каждой группе студентов.
Список рекомендуемой литературы по теме:
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
Основная литература:
1. Административное право: учебник для студентов вузов / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. – М.: Норма, 2010. – 992 с.
2. Конин, Н.М. Административное право России: учебник / Н.М. Конин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.
3. Россинский, Б.В. Административное право: учебник для студентов вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2009. – 928 с.
Дополнительная литература:
1. Серков, П.П. Административные правонарушения: квалификация и назначение наказаний: науч.-практич. пособие / П.П. Серков. – М.: Норма, 2010. – 473 с.
2. Салищева, Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Н.Г. Салищева. – М.: Проспект, 2009. – 382 с.
Тестовые задания к теме № 10:
1. Субъективной стороной административного правонарушения является … отношение субъекта к противоправному деянию и наступившим вредным последствиям
А) моральное
Б) этическое
В) психологическое
Г) психическое
2. Лицо, осознававшее противоправность своего деяния, предвидевшее наступление его вредные последствия и желавшее наступление таких последствий совершило административное правонарушение
А) по неосторожности
Б) умышленно
В) нечаянно
Г) по рекомендации
3. Объектом административного правонарушения являются
А) общеобязательные правила: правила дорожного движения, санитарно- эпидемиологические правила, правила пожарной безопасности
Б) общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности
В) административно-правовые нормы
Г) административно-правовые отношения
4. Совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП РФ, называется
А) повторностью
Б) совокупностью
В) неоднократностью
Г) злостностью
5. Признаками субъективной стороны состава административного правонарушения являются
А) общественные отношения, которым причинен вред
Б) возраст и вменяемость правонарушителя
В) вина, мотив, цель
Г) противоправное деяние, его негативные последствия, размер причиненного вреда
6. Состав административного правонарушения – это
А) совокупность закрепленных законом признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность
Б) несколько противоправных деяний, совершенных правонарушителем одновременно
В) система закрепленных законом административных взысканий, которые могут друг другом дополняться или взаимозаменяться
Г) мера ответственности за правонарушение
7. Такие признаки состава административного правонарушения, как деяние (действие или бездействие), неблагоприятные противоправные последствия и причинная связь между деянием и последствиями, находят свое отражение в его
А) объективной стороне
Б) субъекте
В) объекте
Г) субъективной стороне
8. При квалификации административного проступка «нарушение сезонных правил охоты» роль обязательного признака состава правонарушения играет такой признак, как
А) средства совершения проступка
Б) время совершения проступка
В) мотив совершения проступка
Г) способ совершения проступка.
9. Функция административно-деликтного права, заключающаяся в воздействии на общественные отношения путем закрепления в законе запретов на совершение общественно опасных деяний, называется
А) предупредительная
Б) воспитательная
В) регулятивная
Г) охранительная
10. Материальный ущерб, причиненный административным правонарушением возмещается на основании норм … права.
А) гражданского
Б) таможенного
В) налогового
Г) административного