Источники административно-правовых норм

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».

Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут изда­вать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы администра­тивного права. К их числу относятся:

1.Конституция Республики Беларусь;

2.законы Республики Беларусь;

3.нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь; нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь;

4.нормативные акты местных исполнительных и распоряди­тельных органов;

5.нормативные акты республиканских органов;

6.межгосударственные соглашения;

7.нормативные акты руководителей государственных объ­единений, предприятий, учреждений.

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-право­вую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управ­ления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и де­ятельности органов в сфере государственного управления (ст.ст. 84, 85, 106-108, 117, 119, 120, 122, 124, 125, 129-131, 136 Конституции). Конституция является преимущественно источни­ком конституционного права, а ее нормы — нормами этой отрас­ли права. Названные же выше нормы — в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы админис­тративного права.

Законы — также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, до­вольно много. В качестве примеров можно назвать законы Респуб­лики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О Национальной академии наук Беларуси»1. Среди них немаловажное место занимают кодек­сы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Бела­русь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Тру­довой кодекс Республики Беларусь и др. Некоторые из них явля­ются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Например, в Водном кодексе Республики Бела­русь (разд. III, а также гл.8, 17, 19, разд. VII, гл. 25) преобладают нормы экологического права, но вместе с тем в нем имеются и нормы административного права, к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление в области использования и охраны вод.

[1] См.: Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29—30. Ст. 466; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №52, 2/172; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №21. Ст. 22

Трудовой кодекс — фундамент трудового права, но в нем на­личествуют и нормы административного права. Например, статьи 11—14, многие нормы глав 2—б, 10—15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзо­ра и контроля за соблюдением законодательства о труде. Назван­ные нормы, являясь нормами трудового права, одновременно являются и нормами административного права, ибо они самым непосредственным образом связаны с одним из важных институ­тов административного права — государственной службой, право­вым положением служащих, отношениями, возникающими в про­цессе их деятельности.

К нормативным актам Президента в первую очередь относят­ся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права. Например, к таким актам относится Декрет Президента Республики Беларусь от 17 октября 2001 г. № 25 «О повышении роли науки и реформировании Националь­ной академии наук Беларуси», Декрет Президента Республики Беларусь от 12 марта 2001 г. №8 «О некоторых мерах по совер­шенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи», Декрет Президента Республики Бела­русь от 18 мая 1999 г. «О некоторых мерах по недопущению иска­жений данных Государственной статистической отчетности»1.

Могут быть нормативными и содержать нормы администра­тивного права и указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов госу­дарственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», Указ Прези­дента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утвер­ждении Кадрового реестра главы государства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь»2.

[1] См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №99, 1/3131; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь. 2001. № 28, 1/2464; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 14. Ст. 376.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 92, 1/3078; № 106, 1/3192; № 108, 1/3210

Из постановлений Правительства Республики Беларусь к ис­точникам административного права относятся те, которые содер­жат такие нормы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001 г. № 1729 «Об Аппарате Совета Ми­нистров Республики Беларусь», постановление Совета Минист­ров Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 1869 «Об утверждении перечня должностей руководящих работников республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Рес­публики Беларусь, включенных в Кадровый реестр Совета Ми­нистров Республики Беларусь, и порядка назначения (утвержде­ния, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности, включенные в Кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь», постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопро­сах осуществления ведомственного контроля»)1.

Источниками административного права могут быть акты рес­публиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др.

Нормативные акты республиканских органов (министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь), как и нормы, находящиеся в них, могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации, так и на граждан, надведомственный, т.е. распрос­траняться на организации независимо от их подчиненности, и ве­домственный, т.е. иметь юридическую значимость только в своей системе, как, например, приказ Министра обороны Республики Беларусь от 25 января 1999 г. «О порядке медицинского освиде­тельствования водолазов в Вооруженных силах Республики Бе­ларусь», приказ Министра архитектуры и строительства Респуб­лики Беларусь от 31 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о генеральном проектировщике в строительстве»2.

Акты местных Советов и местных исполнительных и распо­рядительных органов также могут быть источниками админис­тративно-правовых норм. Например, решение Минского горис­полкома от 15 июня 1999 г. «Об учреждении премий Минского

[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 2, 5/9632; № 4, 5/9674; № 8, 5/9753.

2 См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 11; Бюллетень нормативно-правовой информации. 1999. №22.

горисполкома для учащихся детских школ искусства города» яв­ляется таковым, так как оно содержит нормы административного права.

Не исключаются из источников норм административного права также нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Наши рекомендации