Источники административно-правовых норм
Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».
Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права. К их числу относятся:
1.Конституция Республики Беларусь;
2.законы Республики Беларусь;
3.нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь; нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь;
4.нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
5.нормативные акты республиканских органов;
6.межгосударственные соглашения;
7.нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.
Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления (ст.ст. 84, 85, 106-108, 117, 119, 120, 122, 124, 125, 129-131, 136 Конституции). Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы — нормами этой отрасли права. Названные же выше нормы — в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.
Законы — также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О Национальной академии наук Беларуси»1. Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и др. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Например, в Водном кодексе Республики Беларусь (разд. III, а также гл.8, 17, 19, разд. VII, гл. 25) преобладают нормы экологического права, но вместе с тем в нем имеются и нормы административного права, к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление в области использования и охраны вод.
[1] См.: Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29—30. Ст. 466; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №52, 2/172; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №21. Ст. 22
Трудовой кодекс — фундамент трудового права, но в нем наличествуют и нормы административного права. Например, статьи 11—14, многие нормы глав 2—б, 10—15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Названные нормы, являясь нормами трудового права, одновременно являются и нормами административного права, ибо они самым непосредственным образом связаны с одним из важных институтов административного права — государственной службой, правовым положением служащих, отношениями, возникающими в процессе их деятельности.
К нормативным актам Президента в первую очередь относятся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права. Например, к таким актам относится Декрет Президента Республики Беларусь от 17 октября 2001 г. № 25 «О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Беларуси», Декрет Президента Республики Беларусь от 12 марта 2001 г. №8 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи», Декрет Президента Республики Беларусь от 18 мая 1999 г. «О некоторых мерах по недопущению искажений данных Государственной статистической отчетности»1.
Могут быть нормативными и содержать нормы административного права и указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении Кадрового реестра главы государства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь»2.
[1] См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №99, 1/3131; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 28, 1/2464; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 14. Ст. 376.
2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 92, 1/3078; № 106, 1/3192; № 108, 1/3210
Из постановлений Правительства Республики Беларусь к источникам административного права относятся те, которые содержат такие нормы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001 г. № 1729 «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 1869 «Об утверждении перечня должностей руководящих работников республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, включенных в Кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь, и порядка назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности, включенные в Кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля»)1.
Источниками административного права могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др.
Нормативные акты республиканских органов (министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь), как и нормы, находящиеся в них, могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации, так и на граждан, надведомственный, т.е. распространяться на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юридическую значимость только в своей системе, как, например, приказ Министра обороны Республики Беларусь от 25 января 1999 г. «О порядке медицинского освидетельствования водолазов в Вооруженных силах Республики Беларусь», приказ Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о генеральном проектировщике в строительстве»2.
Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также могут быть источниками административно-правовых норм. Например, решение Минского горисполкома от 15 июня 1999 г. «Об учреждении премий Минского
[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 2, 5/9632; № 4, 5/9674; № 8, 5/9753.
2 См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 11; Бюллетень нормативно-правовой информации. 1999. №22.
горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, так как оно содержит нормы административного права.
Не исключаются из источников норм административного права также нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций.