Предпосылки (основания) возникновения административных правоотношений
!!! КАРМОЛИЦКИЙ - Предпосылки возникновения, изменения и прекращения АП отношений
Предпосылки возникновения АП отношений являются АП нормы (база возникновения АП отношений).
Второй предпосылкой является наличие у субъектов административной правосубъектности (отношения возникают только тогда, когда субъекты обладают соответствующим комплексов прав и обязанностей).
Ø Основанием АП отношений являются юридические факты, под которыми понимаются события (явления, которые не зависят от воли и сознания людей) и действия (правомерные и неправомерные).
Далее – по учебнику:
Необходимыми АП предпосылками являются :
1) Административно-правовая норма
2) Административная правосубъектность участников
3) Юридические факты
Административно-правовая норма
А-п отношение может возникнуть только при наличии нормы, которые придает управленческому отношений правовой характер. Она закрепляет меру возможного и должного поведения , закрепляет права и обязанности сторон, обуславливает характер связи между ними, устанавливает ответственность за ее невыполнение.
Административная правосубъектность –
Наличие у субъекта АП материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.
· Административная правосубъектность позволяет сторонам самостоятельно приобретать прав и нести обязанности, предусмотренные правовой нормой, отвечать за правовые последствия своих действий.
· Административная правосубъектность, ее содержание определяют границы, в рамках которых тот или иной субъект может вступать в административные правоотношения.
В данном случае идет речь о двух таких категориях:
1) административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
2) административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).
Юридически факт.
Для создания, изменения, прекращение конкретного АП отношения необходимым условием является юридический факт, предусмотренный нормой права - то есть то некое условие при которых наступают правовые последствия.
Юридические факты делятся на события и действия.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными(подача заявления о выдачи паспорта) и неправомерными(совершения проступка).
· Наиболее распространенное действие граждан- обращение в компетентные органа в связи с реализацией субъективных прав и их защитой, а субъектов, обладающих юридическими полномочиями - издание индивидуальных актов
События - это явления, не зависящие от воли людей (например, смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т.д.).
Также юр.фактом может выступать бездействие юридически обязанных лиц совершить соответствующие действие(например, граждане вправе обжалования бездействие органов и и должностных лиц)
Также в качестве юр.факта можно выделить и сроки
Виды административных правоотношений
!!! КАРМОЛИЦКИЙ – виды АП-отношений:
2. Виды АП отношений:
I.
Материальные (возникают на основе материальных норм);
Процессуальные;
II. В зависимости от наличия и объема полномочий сторон:
1) вертикальные:
# субординационные: возникают между вышестоящим органом исполнительной власти и нижестоящим органом исполнительной власти;
# отношения, возникающие из подвластности: у одной стороны есть власть требовать от одной стороны определенного поведения;
# отношения, вытекающие из подконтрольности (поднадзорности);
2) горизонтальные (координационные): партнерство, решение вопросов, представляющих взаимный интерес
Далее – по учебнику:
1. По основания возникновения.
1.1. Связанные с нормальной, правомерной деятельностью уполномоченных субъектов.
1.2. Деликтные, являющиеся следствием дисциплинарных, административных правонарушений.
2. По назначения административно - правовых норм
2.1.Материальные – урегулированные материальными норами АП.
2.2.Процессуальные – урегулированные процессуальные нормами АП.
3. По структуре объекта
Общим объектом АП отношений выступает поведение, действительность физических лиц и их различных коллективных образований.
3.1.Простые – отношения, имеющие один объект
3.2.Сложные - отношения, имеющие помимо общего объекта еще некоторые, схожие с ГП: а) имущество, б) работы, услуги в) информация г)результаты интеллектуальные деятельности д)нематериальные блага.
o Такое отношением, может быть связано с их охраной (Таможенный кодекс, КоАП РФ)
4. По соотношению прав и обязанностей сторон
4.1.Вертикальные- основанные на властном подчинении одной стороны, другой. (например, вышестоящий орган по отношению к нижестоящему).
При этом «вертикальность» этих отношений условна, так как бывают ситуации при которых, уполномоченному субъекту, обязанная сторона не подчинена ни административно, не юридически, а принятое решение не является обязательным( например, обращение в гос. органы).
§ При этом в таких отношения, хотя и нет подчинения, но есть состояние юридической зависимости юридически слабой стороны от субъекта уполномоченного принимать решения. Более того, юридически слабая сторона имеет юр. возможность требовать принятия мер по возбужденному ею вопросу и право обжалования
4.2.Горизонтальные– отношения, стороны которых равноправны, ни одна из них юридически не зависима от другой (отношения между юридическими равными ОИВ- совместная разработка актов, организация мероприятия)
· Здесь речь идет о взаимном сотрудничестве, однако, основанном на правовых актах. Однако, это не означает, что ими должны быть субъекты с одинаковыми статусами. (например, ФОИВ и ОИВ субъекта РФ при заключении соглашений о передаче осуществления части своих полномочий)
Þ Мелехин признает такое деление спорным.
«Независимо от соподчиненности сторон административно-правового отношения на долю одной из них в силу властности, присущей управлению, приходится больший или весь объем полномочий.»