Особенности надзора за исполнением законов органами дознания
Специфика надзорной деятельности прокурора за исполнением законов органами дознания обусловлена, во-первых, задачами, решение которых возложено на эти органы; во-вторых, по каким делам (по делам,по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно) эти органы осуществляют свои функции.
В соответствии с закономорганы дознания – это милиция; начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы государственной противопожарной и аварийно-спасательной службы (по делам о пожарах и противопожарных правил); органы Федеральной службы безопасности (по делам, отнесенным законом к их ведению); командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); органы пограничной службы (по делам о нарушении режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ); капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции (по делам, отнесенным законом к их ведению); таможенные органы (по делам о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, невозвращении на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте).
Полномочия прокуроров, которые они реализуют, вступая в правоотношенияс органами дознания и их сотрудниками, имеющими юридический статус «лица, производящего дознание»,одинаковы с полномочиями в сфере надзора за исполнением законов органами предварительного следствия.
Однако формы и методы надзора в связи с некоторыми отличиями в деятельности этих органов имеют свою специфику. В этой связи прежде всего необходимо отметить формы и методы прокурорского надзора за исполнением законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие является обязательным.
Наиболее распространенным нарушением, допускаемым работниками органов дознания, является сокрытие преступлений, осуществляемое путем либо отказа в приеме заявления или сообщения о преступлении, либо непринятия мер к его раскрытию. В результате таких неправомерных действий создается обстановка безнаказанности виновных лиц, что нередко приводит к совершению ими еще более тяжких преступлений.
К обстоятельствам, способствующим сокрытию преступлений, относятся прежде всего: неумение либо нежелание раскрывать неочевидные преступления, т.е. те, в которых отсутствуют сведения о лице (лицах), их совершившем; а также нежелание работников органов дознания производить расследование по не представляющим, по их мнению, большой социальной опасности деяниям.
Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимости благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность.
В связи с этим надзор за исполнением законов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях должен осуществляться наиболее активно, чтобы максимально приблизить расследование ко времени совершения преступления. Поэтому проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.
Как уже отмечалось, порядок регистрации заявлений и сообщений о преступлениях предусмотрен не законом, а ведомственными актами органов дознания. При этом следует подчеркнуть, что приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовно-наказуемых деяниях. Поэтому не должно отказываться в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно не подследственно.
Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства:
• полнота, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщении о преступлениях;
• соблюдение установленных законом сроков их проверки;
• законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных в законе решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче заявления или сообщения по под след-ственности или подсудности.
Методы прокурорского надзора за соблюдением органами дознания порядка приема, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. Наиболее характерные из них заключаются в следующем.
Прокурор знакомится в органе дознания с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, с журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу, радио и т.д.; с корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении; с книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного; магнитофонными записями сообщений «02»; корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу; книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д.); с документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении – с журналом учета выездов работников этого подразделения на место происшествия; в паспортных подразделениях – с журналами учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных; в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения – с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).
Сведения о совершенных, но незарегистрированных преступлениях прокурор может получить из следующих органов: из медицинских учреждений; из статистических, контрольно-ревизионных ' органов; подразделений военизированной охраны; организаций, занимающихся частным сыском и охраной судов.
Всю полученную информацию прокурор сопоставляет между собой в целях выявления укрытых от учета преступлений.
Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действия конкретного лица.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством при наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Исходя из требований закона, орган дознания не вправе сам, по своей инициативе, вопреки мнению следователя или указания прокурора, направить следователю уголовное дело до проведения неотложных следственных действий и истечения десяти суток со дня возбуждения дела.
Прокурору необходимо обращать внимание на то, чтобы орган дознания: возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления; немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании; выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия; по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю; после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о. результатах, а также выполнял по поручению следователя розыскные и следственные действия.
Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан. ,
Прокурору следует следить за тем, чтобы органом дознания до передачи дела следователю, кроме осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержания и допроса подозреваемого, допросов потерпевших и свидетелей, не назначались экспертизы, не выносились постановления о привлечении в качестве обвиняемого и .не проводилось иных следственных действий. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с законностью задержаний и производством обысков.