Криминалистические учеты и их использование в расследовании преступлений и розыске преступников
Система криминалистической регистрации, функционирующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для целей раскрытия и расследования преступлений, достаточна сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям:
1) по территориальности и подразделениям, в которых ведутся учеты;
2) по функциональному и объектовому признакам.
В зависимости от территориального охвата обслуживаемого региона все учеты можно подразделить на: централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно-местные.
Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) и охватывают регистрацией всю территорию Российской Федерации.
Местные (региональные) учеты ведутся в пределах республики, края, области в соответствующих информационных центрах (ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлениях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розыска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрайлинорганов внутренних дел.
Централизованно-местные учеты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учитываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах, чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне оперативно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые преступления, совершенные на территории обслуживаемого региона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД России учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступления к смертной казни, лишению свободы или ссылке, а также за иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше.
Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать, что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на местном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД, ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и в местный информационный центр или криминалистическое подразделение.
Особенности проверки регистрируемых объектов централизованных и местных учетов второе основание классификации. Одна группа учетов ведется по линии информационно-справочных служб ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД, учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов по этим учетам специальных криминалистических познаний не требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и т.д.
Другая группа учетов ведется в экспертно-криминалистических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функционирования необходимы специальные криминалистические познания. Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических денег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъектов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений.
Выдача необходимых сведений осуществляется по запросам. Последние могут содержать:
а) полную совокупность необходимых признаков объекта;
б) частичную информацию о подучетном объекте;
в) задание на подборку аналитико-статистических сведений. От этого, а также от степени автоматизации ведения учета зависят точность и быстрота ответа на запрос.