Тема 7. Государственное (федеративное) устройство РФ
Понятие и форма государственного устройства РФ. Особенности РФ как федеративного государства.
Под государственным устройством понимаются внутренняя структура государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения. Существуют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство – это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц. Федеративное государство – сложное государство, которое может состоять из входящих в него государств, либо государственно-территориальных образований. В унитарном государстве все ведущие полномочия сконцентрированы в руках центральных государственных органов, все уровни управления включены в единую государственную администрацию. В федерации существует два уровня государственной власти. Субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью. Они вправе формировать свои органы власти, наделены собственной компетенцией, в соответствии с которой принимаются законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Федеративная форма России отражена в ст. 1 Конституции РФ 1993 г.: Российская Федерация – федеративное государство, ее наименования Российская Федерация и Россия – равнозначны. Специально федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.
Особенности России как федерации:
1) РФ по числу субъектов является самой большой федерацией в мире. В ее составе на данный момент находятся 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа (83 субъекта федерации).
2) Россия является асимметричной федерацией, так как ее субъекты имеют различный государственно-правовой статус. Республики – это государства в составе РФ, другие субъекты - государственные образования.
3) Субъекты России образованы на смешанной основе: республики и автономные образования образованы по национальному признаку, другие субъекты – на территориальной основе.
4) Россия – это полиэтническая федерация. По данным переписи 2002 г. в России 176 этнических групп и народов (русские – 82 %).
5) В составе Российской Федерации имеются «сложноустроенные субъекты» (матрешки). Из 4 автономных округов только один Чукотский входит в состав РФ непосредственно, а остальные 3 находятся в составе краев и областей.
6) По своей юридической природе РФ является конституционной федерацией.
Принципы государственного устройства Российской Федерации
Принципы государственного устройства Российской Федерации – это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на основе которых строится и функционирует РФ как федеративное государство.
К этим принципам относятся:
- принцип приоритета и равенства прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации;
- принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
- принцип государственной целостности РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (субъекты РФ не наделены правом на сецессию);
- принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации;
- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;
- принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
7.3 Правовые основы преобразования структуры Российской Федерации
РФ не является закрытой по своей структуре. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Федерации. В настоящее время такой порядок урегулирован ФКЗ от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Под принятием в РФ нового субъекта подразумевается процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта предполагает процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.
Принятие в состав РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, при этом должны соблюдаться государственные интересы России, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
1. ФКЗ устанавливает условия и порядок принятия в РФ нового субъекта. Инициатором предложения должно выступить иностранное государство в целом. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу, а также Правительство РФ. Принятие решения происходит в результате подписания международного договора, которым могут быть урегулированы следующие вопросы: а) наименование и статус; б) порядок оптации; в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях; в) действие законодательства РФ на территории нового субъекта и др.
После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае, если КС признает его соответствующим Конституции РФ, он вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора.
2. ФКЗ установил порядок и условия образования в составе РФ нового субъекта. Образование нового субъекта возможно в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов РФ. В России варианты образования новых субъектов связывают с объединением автономных округов с областями, краями, в состав которых они входят, экономически слабых субъектов с сильными, сельскохозяйственных регионов с промышленными и т.д. ФКЗ предусматривает только одну форму – объединение граничащих между собой субъектов и исключает дробление России.
Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам, на территориях которых образуется субъект Федерации. Совместное предложение законодательных органов государственной власти субъектов РФ и высших должностных лиц заинтересованных субъектов об образовании в составе России нового субъекта направляется Президенту РФ. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта. Президент уведомляет об этом СФ, ГД и Правительство РФ.
В случае поддержки этой инициативы Президентом РФ вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение в соответствии с законами о референдумах в этих субъектах. Официальные данные представляются Президенту РФ, который вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе России нового субъекта. Он должен содержать положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта, положения о правопреемстве нового субъекта, формировании органов власти нового субъекта и т.д. ФКЗ принимается Федеральным Собранием в порядке, установленном ст. 108 и вступает в силу со дня его официального опубликования. В ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.