Стадии избирательного процесса
Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Основными стадиями избирательного процесса выступают:
1) назначение выборов;
2) образование избирательных округов, в том числе, единого избирательного округа;
3) образование избирательных участков;
4) составление списков избирателей;
5) формирование избирательных комиссий;
6) выдвижение и регистрация кандидатов;
7) информационное обеспечение и проведение предвыборной агитации;
8) голосование и определение итогов голосования;
9) определение результатов выборов и их опубликование.
Факультативной стадией избирательного процесса является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.
Избирательный процесс – это направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.
Принципы избирательного процесса:
1) осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами – избирательными комиссиями;
2) непрерывность и поступательность избирательного процесса;
3) законность;
4) гласность (открытость);
5) равноправие одно порядковых субъектов избирательного процесса;
6) документальность.
6. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ОБОРОНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНСТИ:
Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через систему всех ветвей власти.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Как глава государства Президента РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обороны и безопасности страны:
- Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 83);
- Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч.1 ст. 87);
- Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. «л» ст. 83);
- Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 83). Статус Совета Безопасности должен быть определен федеральным законом. До принятия федерального закона действует Положение о Совете Безопасности, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999г. Согласно Положению Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросу обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности;
- в случае агрессии против Российской Федерации Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87).
Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом, которой в настоящее время не принят;
- в случае угрозы безопасности Российской Федерации Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88). Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть, определены федеральным конституционным законом. До его принятия действует Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении».
7. ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ –
Президент РФ -избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого изб. права при тайном голосовании. Согласно поправкам, внесенным в К. РФ в конце 2008 г., начиная с 2012 года, срок полномочий Президента РФбудет составлять 6 лет. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом РФ не более чем на 2 срока подряд.
Ограничение президентского срока- важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц.
Специфика российской КОНСТИТУЦИИ. в том, что она ограничивает время пребывания на посту президента не2 сроками как таковыми, а только 2 сроками подряд, т.е. одно и то же лицо может быть Президентом РФ и 3, и 4 срока (и более), главное, чтобы президентство одного человека не было "сплошным" и периодически были перерывы. В этом кардинальное отличие России от США, где возможность быть президентом жестко ограничена 2 сроками и лицо, уже бывшее 2 срока на этом посту, стать президентом не может уже никогда.
Конституционные требования к кандидату в Президенты РФ: наличие гражданства РФ и отсутствие одновременно гражданства другого гос-ва (двойного гражданства); достижение 35-летнего возраста; постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет.
Правом выдвижения кандидатов в президенты обладают: полит. партии, избирательные блоки; граждане в порядке самовыдвижения (при условии поддержки группой избирателей из не менее 500 граждан РФ, обладающих активным изб. правом).
Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 2 млн подписей избирателей;при этом в одном субъекте РФ- не более 50 тыс. подписей. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами РФ, общее число подписей не может быть более 50 тыс.
Партии (блоки), преодолевшие на последних выборах в Госдуму пятипроцентный барьер, освобождаются от сбора 2 млн подписейи могут выдвинуть своего кандидата в Президенты РФ без сбора подписей. Это- новшество законодательства. Его цель- способствовать созданию стабильных партий и многопартийной системы.
Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. Орган, осуществляющий организационные мероприятия по выборам Президента РФ,- постоянно действующая ЦИКи ее органы на местах. Орган, назначающий выборы Президента РФ,- Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
День голосования- второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих всеобщих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов публикуется в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Совет Федерации в предусмотренных законом случаях (смерть, отставка президента и др.) может назначить досрочные выборы.День голосования в этом случае- последнее воскресенье перед днем, когда истекает 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.
Зарегистрированные кандидаты имеют равные права и равные обязанности. Им запрещено использовать свое должностное или служебное положение в целях выборов. Согласно ФЗ "О выборах Президента РФ" от 10.01.2003 расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет средств фед. бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Агитация(призывы голосовать как за, так и против определенного кандидата, обоснование позиций) должна проводиться в рамках законодат-ва.
Выборы считаются состоявшимися, если:в них приняло участие более 50% включенных в списки избирателей; если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший свыше 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не был избран Президентом РФ, Центризбирком назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов - второй тур(проводится через 21 день). Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другой претендент(при условии, что число голосов, поданных за кандидата-победителя, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов). Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один их них. При этом он считается избранным, если получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба кандидата сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, Совет Федерации назначает повторные выборы.
Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае если ко дню истечения 4 лет назначены повторные выборы,- на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов.
Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден К. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Фед. Собрания в присутствии членов КС РФ. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы гос-ва.
8.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА.
Вопрос о принятии новой Российской Конституции встал на I Съезде народных депутатов, которым 22 июня 1990 г была образована Конституционная комиссия, разработавшая проект Конституции РФ.
В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции законодательной власти за счет ущемления исполнительной власти, и, прежде всего власти Президента РФ.
Такое положение дел не могло удовлетворить президентскую власть, поэтому 20 мая 1993 г. Президентом РФ был принят Указ «О созыве Конституционного совещания и завершения подготовки проекта Конституции РФ» и определен его состав. В состав Конституционного совещания вошли 250 человек.
В результате работы Конституционного совещания был выработан согласованный проект Конституции РФ, в который вошли положения президентского проекта, проекта Съезда народных депутатов, замечания и предложения граждан и организаций.