Действие норм гражданского права в пространстве, во времени и по кругу лиц
Действие гражданского законодательства во времени предполагает определение начального и конечного момента действия правового акта. По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а по отношениям, возникшим до их введения в действие, они применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после их введения в действие.
Придание актам гражданского законодательства обратной силы, т.е. распространение их на отношения, возникшие до введения их в действие, допустимо только для актов гражданского законодательства, являющихся федеральными законами, и лишь в прямо предусмотренных ими случаях.
Введение в действие законов РФ регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок их вступления в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация текста акта в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Согласно п. 3 ст. 15 Конституции неопубликованные законы не применяются.
Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Согласно этому Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Нормативные акты федеральных органов вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Действие гражданского законодательства в пространстве, по общему правилу, распространяется на всю территорию РФ, если более узкая сфера действия не установлена в самом акте гражданского законодательства. В случаях, предусмотренных международным договором, действие российского гражданского законодательства может распространяться и за пределы РФ.
Как правило, действие актов гражданского законодательства распространяется на всех лиц, находящихся на территории действия таких актов, если иной (специальный) круг лиц не определен прямо в самих актах гражданского законодательства или не вытекает из их смысла.
Действие гражданского законов исчисляется с момента вступления их в силу. Обязательным условием вступления федеральных законов в силу является их официальное опубликование. Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных действующим законодательством официальными. Для федеральных законов официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).
Официально опубликованные федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем общественным отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК).
ГК устанавливает исключения из этого правила, предусматривающие более отдаленный срок введения акта в действие или придание обратной силы закону или его отдельным нормам по отношению к определенным гражданско-правовым связям.
Придание обратной силы в отношении федеральных гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам гражданского законодательства иностранного государства.
Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права.
Сервитуты.
Как вещное право сервитуты возникли в условиях частной собственности на землю и отражают необходимость в постоянном пользовании чужим, обычно соседним, земельным участком для прохода, проезда, прогона скота, прокладки линий связи и их последующего обслуживания и т.д. Установление сервитута в аналогичных целях возможно в отношении лесных и водных участков, а также зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, когда возникает необходимость устойчивого пользования ими. Наконец, гражданскому праву издавна известны сервитуты в пользу определенного лица (личные сервитуты), когда предоставляется пожизненное, а иногда и наследуемое право пользования недвижимостью, например для проживания или работы (художественная мастерская).
В условиях перехода к рынку и отношениям частной собственности сервитуты, которые отечественному гражданскому праву в годы плановой экономики были практически неизвестны, стали получать заметное распространение и потребовали регламентации. Нормы о сервитутах содержатся в ГК, многих других актах гражданского права, а Закон о государственной регистрации прав на недвижимость дает в ст. 1 легальное определение сервитута.
Сервитут создает постоянное или достаточно длительное по сроку право пользования чужим земельным участком или иной недвижимостью*(262), собственник которых сохраняет свои правомочия в отношении этой недвижимости и может ею свободно распоряжаться, в частности продать. При этом для нового собственника сервитут сохраняет свою силу, что отражает его вещный характер.
Сервитут устанавливается законом (публичный сервитут), по соглашению заинтересованных сторон или по решению компетентного государственного органа либо суда, вынесенному по требованию заинтересованных лиц для защиты как индивидуальных (частных), так и общественных (публичных) интересов. Возможны судебные споры также в отношении объема прав, предоставляемых сервитутом, и других его условий (периодичность и время пользования, необходимость предварительного уведомления и т.д.).
Собственник обремененного сервитутом земельного участка согласно п. 5 ст. 274 ГК вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соответствующей платы за пользование участком, если иное не установлено законом*(263). Надо полагать, что на получение соответствующей компенсации вправе претендовать также собственники иного недвижимого имущества, обремененного сервитутом. Публичные сервитуты обычно являются безвозмездными.
ГК не содержит в отношении сервитутов развернутого общего регулирования и определяет их режим применительно к отдельным их разновидностям, причем достаточно кратко. Для устранения пробелов в правовом регулировании некоторые нормы ГК о праве собственности могут применяться к сервитутам в порядке аналогии закона, например нормы о прекращении права собственности.
Более подробно сервитуты регламентируются нормами Земельного кодекса, Водного кодекса и Лесного кодекса, которые проводят различие между двумя их разновидностями: публичными и частными сервитутами. Земельный кодекс подчиняет частные сервитуты нормам гражданского законодательства, а в отношении публичных сервитутов содержит ряд норм в ст. 23, которая называет возможные цели установления таких сервитутов. При этом указывается, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он устанавливается. При невозможности использовать земельный участок вследствие установления сервитута землевладелец вправе требовать изъятия этого участка путем выкупа с возмещением ему убытков или предоставления равноценного участка.
Нормы Лесного кодекса и Водного кодекса о сервитутах близки правилам Земельного кодекса, различают частный и публичный сервитуты и содержат некоторые дополнительные правила, отражающие особенности регулируемых ими отношений. Граждане имеют право свободного пребывания в лесах (публичный лесной сервитут), а также пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами (публичный водный сервитут), если иное не предусмотрено законодательством*(264).
Установление публичного сервитута предусматривает также Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 31 Закона публичным сервитутом может быть обязанность собственника приватизируемого имущества обеспечивать беспрепятственный допуск, проход, проезд, возможность размещения геодезических и других знаков, прокладку и использование линий электропередачи, связи и водоснабжения. Основанием установления таких сервитутов будут условия сделки о приватизации соответствующего имущества, заключенной с новым его собственником.
Особенность сервитута состоит в обязательности его государственной регистрации, без чего это вещное право не возникает. Порядок регистрации сервитута определен в ст. 27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость. Обязательность государственной регистрации личных сервитутов законами прямо не предусматривается; имеющиеся практические пособия склонны считать ее необходимой*(265).
Понятие и содержание дееспособности граждан.
Под гражданской дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Момент возникновения гражданской дееспособности в полном объеме связывается с наступлением совершеннолетия гражданина, т.е. с достижением им восемнадцатилетнего возраста.
Если законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Порядок и условия вступления в брак до достижения восемнадцати лет установлены в СК. Признание гражданина полностью дееспособным в связи со вступлением в брак окончательно и не зависит от последующего сохранения брачного союза. Однако признание брака недействительным означает аннулирование основания для признания гражданина полностью дееспособным, поэтому при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности.
Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. В отличие от отказа гражданина от принадлежащего ему субъективного права, отказ гражданина от правоспособности или дееспособности, как полный, так и частичный, а равно и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны.
Относительная дееспособность гражданина возникает по достижении им четырнадцати лет. Сделки, совершенные таким гражданином без согласия законных представителей, относятся к категории оспоримых и могут быть признаны недействительными в судебном порядке (ст. 175 ГК). По общему правилу, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности: в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.
По общему правилу, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Малолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет обладают частичной дееспособностью, выражающейся в их способности самостоятельно совершать сделки, перечисленные в п. 2 ст. 28 ГК (мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения).
Любые другие сделки, совершаемые малолетними, являются ничтожными в силу ст. 172 ГК. Но по требованию законного представителя малолетнего заключенная последним к его выгоде сделка может быть в интересах малолетнего признана судом действительной.
Под эмансипацией понимается объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным. Условия эмансипации исчерпывающе определены в п. 1 ст. 27 ГК: работа по трудовому договору либо занятие предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей. Эмансипация осуществляется в административном (при согласии всех законных представителей эмансипируемого) или в судебном (в случае отсутствия такого согласия) порядке.
Акционерное общество.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются ГК и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск связанных с его деятельностью убытков, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным. Акционерное общество обладает общей правоспособностью.
Возможно создание акционерных обществ двух типов — открытого и закрытого.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на акции, а число его участников не должно превышать пятидесяти. В случае превышения этого предела закрытое общество должно быть в течение одного года преобразовано в открытое. Минимальный размер уставного капитала закрытого общества должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, действующего на дату его государственной регистрации.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и единоличным (директор, генеральный директор).