Организация работы по надзору за законностью административного производства
Работа прокурора района (города) по надзору за административным производством должна строиться, прежде всего, с учетом фактического состояния законности как в районе (городе), так и в конкретных государственных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Правильная организация работы по надзору за применением законов об административных правонарушениях позволяет прокурору своевременно принимать меры по выявлению и устранению нарушений законов в деятельности поднадзорных ему органов.
Восстановление нарушенных прав и законных интересов человека и гражданина, должностных лиц является свидетельством правозащитной направленности прокурорского надзора. Эта деятельность прокурора осуществляется в три стадии:
1. обнаружение признаков нарушений закона;
2. проверка материалов о нарушении закона;
3. принятие мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих с привлечением к ответственности виновных лиц.
Итак, первая стадия — обнаружение признаков нарушений законов в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Данная стадия является наиболее сложной. Чтобы полно и глубоко выявлять нарушения законов и обстоятельства, им способствующие, следует определить круг вопросов, в которых прокурору необходимо четко ориентироваться.
Вторая стадия прокурорского надзора за законностью административного производства — проверка материалов о нарушении законов. Для того чтобы провести всестороннюю проверку материалов о всех нарушениях законов, необходимо оперировать полным анализом сведений о деятельности уполномоченных органов и постановлениях, принятых ими по административным делам. В этих целях могут использоваться статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских дел, а также дела об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации и другие сведения.
Последней и во многом решающей стадией прокурорского надзора за законностью административного производства является принятие мер к устранению выявленных нарушений законности, а также причин и условий, им способствующих. Прокурор, выявив нарушения законов, в каждом конкретном случае избирает соответствующий вариант реагирования.
Решая вопрос об организации работы, прокурору необходимо, исходя из штатной численности и объема работы, определить, какое количество работников следует выделить для его обеспечения. Разумеется, решение вопроса о распределении обязанностей между оперативными работниками зависит от их количества в данной прокуратуре и той предельно допустимой нагрузки, которая может быть на них возложена. Организация работы начинается с издания указания о распределении обязанностей между оперативными работниками прокуратуры За каждым из них должен быть закреплен конкретный участок работы, за выполнение которой он несет ответственность.
Организация прокурорского надзора за законностью административного производства включает в себя выполнение следующих мероприятий:
1. планирование работы;
2. контроль за исполнением принятых решений;
3. отдельный учет работы прокуроров, осуществляющих надзор за законностью в деятельности государственных органов и надзор за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях;
4. анализ состояния законности в сфере административных правоотношений;
5. обобщение и анализ практики прокурорского надзора за законностью и обоснованностью актов по административным делам, в т. ч с использованием материалов следственной и судебной практики;
6. ознакомление оперативных работников прокуратуры с анализами и обобщениями по вопросам осуществления надзора за административным производством;
7. координация и взаимодействие прокуратуры с контролирующими, правоохранительными органами и судом.
При планировании работы следует исходить из общего положения дел в борьбе с преступностью, состояния и динамики административных правонарушений, тенденции ее развития, практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также требований организационно-распорядительных актов Генерального Прокурора Республики Казахстан по вопросам осуществления надзора за административным производством.
При планировании могут использоваться следующие сведения:
1. данные Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры и их нижестоящих подразделений;
2. план работы Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан;
3. статистические и информационные сборники Правительства РК, министерств и ведомств;
4. материалы проверки органов представительной и исполнительной власти;
5. статистическая отчетность, составляемая органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;
6. обращения, жалобы, заявления граждан и юридических лиц на решения по делам об административных правонарушениях либо на действия уполномоченных государственных органов (должностных лиц);
7. результаты расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также судебных решений по ним;
8. материалы, информационные письма, поступившие из вышестоящих органов прокуратур, и содержащие сведения о положении дел с предупреждением и пресечением административных правонарушений как в целом по республике, так и в конкретном регионе.
Для полноты учета всех рассмотренных судами дел об административных правонарушениях и принесенных актов прокурорского реагирования, а также полученных на них ответов в прокуратуре района должен вестись журнал.
Показателем рационально организованной работы по надзору за законностью административного производства является систематический анализ состояния законности, а также использование его выводов для составления планов работы: перспективных (годовых) и текущих (квартальных, полугодовых).
Анализ должен дать ответ на следующие вопросы:
1. в каких государственных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, нарушения закона наиболее распространены;
2. какие виды нарушения административного законодательства встречаются наиболее часто, каковы наиболее типичные обстоятельства, способствующие нарушениям законов;
3. принимаются ли уполномоченными государственными органами исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
4. какие меры прокурорского реагирования были приняты по выявлению и устранению нарушений законов, допущенных уполномоченными государственными органами, их эффективность.
Анализ состояния законности может проводиться как в целом по всем уполномоченным государственным органам, так и по определенной их группе либо в конкретном органе, а также по видам административных правонарушений
Кроме того, обобщение и анализ практики прокурорского надзора за законностью и обоснованностью актов по административным делам проводится с обязательным изучением дел. Эту работу следует планировать и проводить периодически как по результатам деятельности судов и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, так и по отдельной категории административных дел. Необходимо заранее четко определить вопросы, которые должны быть выяснены. Особое внимание следует обращать на законность и обоснованность возбуждения производства об административном правонарушении, на соблюдение процессуальных требований КоАП РК при рассмотрении уполномоченными государственными органами дел об административных правонарушениях и принятых ими постановлений (определений), а также устранение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушении.
При обобщении могут также использоваться материалы следственной и судебной практики в связи с тем, что в уголовных и гражданских делах, в отказных материалах по уголовным делам иногда содержатся сведения о совершенных административных правонарушениях, причинах и условиях, им способствовавших. Эти сведения систематизируются и используются при организации и проведении проверок применения законов органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
К примеру, расследование уголовных дел в отношении иностранцев, совершивших преступления на территории Казахстана, показывает, что органами миграционной полиции, участковыми инспекторами своевременно не выявляются административные правонарушения, связанные с нарушением правил пребывания иностранцев в стране (ст. 394 КоАП РК), что является одним из очевидных условий совершения иностранными гражданами преступных деяний.
Улучшению взаимодействия всех отраслей и направлений прокурорского надзора способствует систематическое ознакомление оперативных работников прокуратуры района с анализами и обобщениями состояния законности и практики прокурорского надзора. Полученная ими информация оказывает существенное влияние на повышение профессионального уровня и используется при проведении проверок.
Прокуроры областей, районов и приравненные к ним должны обеспечивать подчиненных прокуроров материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт их работы. Регулярно проводить учебно-методические мероприятия по повышению деловой и правовой квалификации работников прокуратуры, практиковать их стажирование, а также активно выступать в средствах массовой информации.
Обеспечение руководства и контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур, принятие мер по повышению эффективности работы в данном направлении, а также осуществление взаимодействия с другими подразделениями Генеральной прокуратуры РК, Верховным Судом РК, учебными и научными учреждениями возложены на Департамент по надзору за законностью судебных актов и исполнительного производства по гражданским и административным делам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Надзор за применением законодательства по вопросам особого производства по делам лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом от административной ответственности (ст. 692—695 КоАП), возложен на Управление международных отношений.
Контрольные вопросы
91. Какими нормативно-правовыми и ведомственными актами регулируется деятельность прокурора по надзору за законностью административного производства?
92. В чем заключаются сущность и основные задачи прокурора по надзору за законностью административного производства?
93. Какие средства реагирования использует прокурор при установлении и устранении нарушений закона в этой сфере?
94. Каковы основные полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью административного производства?
95. Какова Концепция правовой политики страны в рассматриваемой отрасли?[kgl]
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ