Теоретическая основа и степень изученности темы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. ОГАРЁВА»

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Автор курсовой работы

Обозначение курсовой работы КР-02069964-030900.62-__-14

Направление 030900.62 юриспруденция

Руководитель работы

канд. юрид. наук, доц. ______________

Саранск

Содержание

Введение 3

1 Понятие и виды правового обычая как источника права

2 Роль и значение обычая в различных правовых системах мира 15

2.1 Правовой обычай как источник права на международном уровне

2.2 Правовой обычай как источник права в Российской Федерации

2.3 Обычай как источник права в англосаксонской правовой семье

2.4 Обычай как источник права в традиционной правовой семье

Заключение 34

Список использованных источников 36

Введение

Актуальность темы. Обычай как источник права признавался еще древними юристами, если при рассмотрении дела отсутствовали конкретные указания, выраженные в других формах права.

В таких случаях требование обычая считалось обязательным и равнозначным правовому требованию.

Однако не всякий обычай признавался имеющим юридическую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевалось, что он его дополняет и в своем роде «оживляет»; безусловным считалось, что Обычай не может отменять указание закона.

Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, либо путем включения обычая в издаваемые в рабовладельческом или феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права.

Современные правовые концепции существенно повлияли и на правовые явления в целом.

Наличие разнообразных правовых систем позволяет считать обычай правовым как в силу прямой санкции государства, так и вследствие признания его через определенные общности, касты, религиозные общины и т.д.

С этой стороны подтверждается особо значимая роль государства в наделении правового обычая статусом источника права.

Специфика взаимодействия права и государства в ходе их исторического развития определяет активность государства в ходе формирования системы источников права. А поэтому, нельзя умалять даже «молчаливого» пассивного государственного допущения тех или иных традиционных институтов и норм общества.

Повышенная заинтересованность к обычному праву проявляется и на государственном уровне.

Научно-исследовательская работа правоведов, историков, этнографов, антропологов заставила задуматься о национальной политике государства в отношении малочисленных, коренных народов и сохранении их традиционных норм и образа жизни.

Государством поддерживается и политика правового плюрализма, построенная на сравнительном подходе к правовым системам и возможности существования различных источников права.

Тем не менее, и в настоящий момент существует неоднозначность в понимании правового обычая п его месте в системе источников нрава, как в Российской Федерации, так и в других правовых системах.

Теоретическая основа и степень изученности темы.

Теоретическую основу работы составляют труды известных отечественных и зарубежных авторов по теории государства и права, истории политических и правовых учений, отечественной истории государства и права, конституционному праву, сравнительному правоведению, социологии права, философии права, в том числе научные труды С. Ф. Афанасьева, А. Н. Бабая, А. Б. Венера, А. В. Демина, М. И. Байтина, С. Н. Братуся, Д. А. Керимова, Н. М. Коркунова, О. Э. Лейста, А.В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича, В. С. Нерсесянца, Л. И. Петражицкого, И. А. Покровского, С. В. Полениной, Ю. А. Тихомирова, В. А. Туманова, Р. О. Халфиной, Б. Б. Черепахина, Г. Ф. Шершеневича и др.

Объект исследования – правовой обычай как источник права.

Предмет исследования: уровень и состояние разработанности в юридической науке проблем правового обычая и определение его места и роли в правовой жизни общества.

Цель данной работы состоит в анализе социальной (правообразование) и юридической (правотворчество) природы правового обычая и его сущностных характеристик, места и роли правового обычая в мировых правовых системах, а также выявление тенденций развития правового обычая, как универсального регулятора общественных отношений в условиях формирования рыночной экономики, становления гражданского общества.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и виды правового обычая;

- провести правовой анализ обычая в системе источников (форм) российского права, в контексте мировых правовых систем;

- определить перспективы развития обычного права в России.

Методологической основой исследования методы научного познания объективной реальности: диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный, сравнительно-правовой и формально-юридический.

Цель и задачи исследования определи структуру работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Наши рекомендации