Основные начала (принципы) семейного права

При раскрытии сущности семейного права необходимо учитывать не только специфику его предмета и метода семейно-правового регулирования, но и основные начала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные чер­ты данной отрасли права. Под основными началами (принципа­ми) семейного права принято понимать руководящие положе­ния, определяющие сущность данной отрасли права и имею­щие общеобязательное значение в силу их правового закрепле­ния. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Прин­ципы семейного права важны не только для правопримени­тельной практики, но и для более глубокого уяснения сущно­сти действующего семейного законодательства и для его пос­ледующего совершенствования.

Поэтому введение в закон специальной нормы об основных началах семейного законодательства (ст. 1 СК) имеет исклю­чительно важное значение. Как отмечает Нечаева А. М., ст. 1 СК, определяя основные начала семейного законодательства, дает в общем виде перечень, с одной стороны, желательных, а с другой стороны, недопустимых действий и поступков, что «позволяет составить представление о главных чертах поло­жительной модели одобряемого поведения в семье»[37].

К основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК относит:

1) Принцип признания брака, заключенного только в орга­нах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в РФ по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. к России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния»[38] была отменена церковная форма брака и признавались действительными браки, заключенные в граж­данском порядке, то есть в уполномоченных на то государ­ственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церков­ным и иным обрядам), не признаются, то есть не имеют ника­кого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожитель­ство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было. Как обоснованно подчеркивается в юридической литературе, значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этого союз мужчины и женщины полу­чает общественное признание и защиту со стороны государ­ства, как удовлетворяющий требованиям закона[39]. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодатель­стве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Фран­ция, Германия и др.);

2) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному ус­мотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздей­ствия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК — см. § 2 гл. 2). Данный прин­цип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16—23 СК — см. § 1—3 гл. 3). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК — см. § 3 гл. 3);

3) Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав. мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31—32, 34, 39, 61 СК);

4) Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства права супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК — см. подробно § 1 гл. 4). Действие данного принципа рас­пространяется на решение любого вопроса жизни семьи (рас­ходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брач­ного договора, устанавливающего договорный режим их иму­щества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);

5) Принцип приоритета семейного воспитания детей, за­боты об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип выте­кает из содержания Конвенции о правах ребенка[40], рассматри­вающей его как самостоятельную личность, наделенную соот­ветствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в под­держке и защите. РФ, как участник Конвенции о правах ре­бенка, приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершенно­летних детей (личные неимущественные и имущественные права — ст. 54—60 СК), а также прав и обязанностей родите­лей по воспитанию, содержанию и образованию детей (ст. 61— 68,-80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья — ст. 123 СК).

Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практи­ке ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права[41]. А определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, не на правах и обязанностях родителей;

6) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объеди­нение лиц, основанное на браке или родстве, естественно пред­полагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как г нравственной, так и с правовой позиций, должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным но объективным причинам возможности обеспечить себя необ­ходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетру­доспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвали­ды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содер­жит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 80, 87, 89—90, 93—98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совер­шеннолетних внуков, в отношении нетрудоспособных, нуждаю­щихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д.. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудос­пособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказыва­ют (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.

Таким образом, основные начала семейного законодатель­ства, включая признание брака, заключенного только в органах загса, добровольность брака, единобрачие, равноправие супругов в семье, приоритетная охрана прав и интересов несо­вершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, остаются традиционными для России. Существенной новеллой СК (п. 3 ст. 1) является закрепление принципа приоритета семейного воспитания детей (ст. 54, 123 СК) и заботы об их благососто­янии и развитии (ст. 60, 63 СК).

СК с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным орга­низациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запре­щаются любые формы ограничений прав граждан при вступле­нии в брак и в семейных отношениях по признакам социаль­ной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях.

Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции положение п. 4 ст. 1 СК о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федераль­ного закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных орга­нов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов се­мьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, же­стокости, секса, порнографии и т. п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в со­блюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федераль­ных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ре­бенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (то есть ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и учреждениям социальной защиты отказать родителю, проживающему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя.

Исключительно важное значение в реализации принципов семейного права и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Это выражается в том, что все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем[42].

В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики в РФ включают:

1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

2) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

4) усиление помощи семье в воспитании детей[43].

Основными принципами государственной семейной поли­тики в РФ провозглашены: а) самостоятельность и автоном­ность семьи в принятии решений относительно своего разви­тия; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддерж­ку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет ин­тересов каждого ребенка независимо от очередности рожде­ния и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справед­ливого распределения семейных обязанностей, а также в воз­можностях самореализации в трудовой сфере и в обществен­ной деятельности; д) единство семейной политики на феде­ральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и госу­дарства, разделение ответственности за семью, сотрудниче­ство с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного харак­тера, войнами и вооруженными конфликтами; з)осуществле­ние дифференцированного подхода в предоставлении гаран­тий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостоя­ния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики[44].

Защита семьи, материнства и детства государством имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в РФ на период 1996—2000 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. 222[45], предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных и психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи, обеспечение защищенности фи­ксирования важнейших мероприятий; е) повышение эффек­тности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; совершенствование законодательства в области защиты прав интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

В научной литературе высказываются предложения о не­обходимости разработки в ближайшей перспективе комплекс­ного Федерального закона «Об охране семьи», что позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по ох­ране семьи[46].

В настоящее время конституционный принцип защиты се­мьи, материнства, отцовства и детства государством реализует­ся не только в семейном законодательстве РФ и ее субъектов, но и в иных отраслях законодательства (гражданское законодательство, законодательство об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде, жилищное законодательство, уголовное законодательство и т. д.). Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отра­жение в различных отраслях законодательства России.

В области здравоохранения государство берет на себя за­боту об охране здоровья членов семьи, включая проведение консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несо­вершеннолетним детям (ст. 22—24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I)[47].

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последу­ющими изменениями и дополнениями)[48], Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями)[49] и Кодексом законов о труде РФ (ст. 238)[50] в целях защиты материнства установлена выплата следующих пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. В частности, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка, а ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от количества детей, за которыми осуществляется уход. Весьма существенно, что в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1999 «О подоходном налоге с физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями)[51] эти пособия не подлежат налогообложению.

Законодательством о труде в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней (ст. 163, 165—168 КЗоТ). Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки т. 162 КЗоТ).

Запрещено отказывать в приеме на работу и увольнять беременных женщин и женщин, имеющих детей, а также снижать им заработную плату (ст. 170 КЗоТ). Для них предусмот­рено выделение путевок в санатории и дома отдыха (ст. 171 КЗоТ), а также сохранение среднего заработка по месту работы при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 1701 КЗоТ). Запрещено применение труда женщин на тяжелых работах. Ограничены труд женщин, имеющих детей, на работах в ночное время и направление их в командировки (ст. 160—163 КЗоТ). В каче­стве дополнительных гарантий установлены дополнительные перерывы в работе женщинам для кормления ребенка (ст. 169 КЗоТ).

Определенные меры в области защиты материнства и детства предусматриваются гражданским и жилищным за­конодательством, включая: сохранение жилья за детьми во время их пребывания в воспитательном учреждении; уста­новление внеочередного порядка предоставления жилья де­тям, нуждающимся в нем, по окончании пребывания в воспи­тательном учреждении (ст. 37 и 60 Жилищного кодекса РСФСР)[52]; вселение нанимателем несовершеннолетних детей без согласия граждан, постоянно с ним проживающих (ст. 679 Гражданского кодекса РФ)[53]. Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с пос­ледующими изменениями и дополнениями)[54] предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения интересов несовершен­нолетних в процессе приватизации жилых помещений (отказ от включения несовершеннолетних в число участников об­щей собственности на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен родителями, усыновителями, опе­кунами и попечителями только при наличии разрешения органов опеки и попечительства; несовершеннолетние, став­шие собственниками занимаемого жилого помещения в по­рядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после дости­жения ими совершеннолетия и др.). В ст. 31—40 ГК закреп­лены основания и порядок установления и прекращения опе­ки и попечительства над несовершеннолетними, гарантирующие надежную защиту интересов детей, оставшихся без родительского попечения.

В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит именно мерам по защите законных прав и интересов детей. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 29[55] на 1998—2000 гг. продлено действие федеральных целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», « Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», входящих в состав президентской программы «Дети России»[56]. Перечисленные федеральные целевые программы, в свою очередь, были утверждены постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000 годы»[57]. Их основной целью является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.

Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. — Национальным планом действий в интересах детей — (утвержден Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 [58]) в качестве мер по укреплению правовой защиты детства предусматривается приведение законодательства РФ в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, а также усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в обстановке меняющихся социально-экономических условий и отношений собственности. Определенная основа для этого уже имеется (Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспече­нии выживания, защиты и развития детей»[59]). В качестве второ­го этапа реализации Национального плана действий в интере­сах детей постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 165 утвержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000 гг.[60]

На федеральном уровне осуществляются и другие мероп­риятия в области защиты материнства и детства. В соответ­ствии с Программой Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах»[61] Правительством РФ были утверждены Концепция улучшения положения женщин в РФ[62], План действий по улучшению положения детей в РФ на 1995—1997 гг.[63] и Национальный план по улучшению положе­ния женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.[64]

В целях защиты семьи, материнства и детства в РФ от­крыто и оснащено оборудованием 84 центра планирования се­мьи и репродукции. Создано свыше 100 территориальных цен­тров помощи семьям с детьми, около 200 приютов для времен­ного пребывания безнадзорных детей, 8 центров временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, а также экспериментальные центры помощи несовершеннолет­ним матерям[65].

Постановлением Государственной Думы Федерального Со­брания РФ от 5 декабря 1996 г. № 881-II ГД «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи»« в законопро­ектной деятельности Государственной Думы Федерального Со­брания РФ признана приоритетной подготовка и принятие за­конодательных актов о социальной защите и поддержке се­мьи, детей и молодежи. В этой связи заслуживают внимания высказываемые в научной литературе предложения о необ­ходимости введения обязательной экспертизы принимаемых государственных решений и нормативных правовых актов с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи, то есть о проведении так называемой фамилистической экс­пертизы[66].

Таким образом, защита материнства, отцовства и детства, семьи в РФ осуществляется как путем принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер, так и путем совершенствования законодательства, в том числе и семейного.

Наши рекомендации