Сущность и функции государства. формы государства.

Функции государства – объективно необходимы направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

Функции государства делятся на внутренние и внешние.

Функции государства имеют комплексный и объективный характер.

Конкретный характер функций зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство. Другими словами, функции выступают инструментами (средством) реализации постоянных целей и задач.

Каждая функция имеет собственный объект в виде той или иной сферы общественных отношений.

Объективность исполнения функций определяется закономерностями взаимодействия общества и государства.

По сферам общественной жизни:

К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, культурно-воспитательная, функция финансового контроля, фискальная.

К внешним функциям относятся: функция обороны страны, экологическая, функция поддержания мирового порядка и др.

По продолжительности действия:

Постоянные – осуществляются на всех этапах развития общества. Например, экономическая, охраны правопорядка, фискальная.

Временные – осуществляются в связи с чрезвычайными ситуациями, направлены на решение временных задач. Пример: функции ликвидации последствий аварий и катастроф.

Роль и функции государства исторически изменялись. Функции утрачивали объективность и отмирали, одновременно появлялись новые (экологическая).

По механизму реализации различных видов деятельности:

Законодательная – принятие законов представительными органами власти;

Исполнительная – реализация законов органами власти и управления;

Судебная – осуществление правосудия звеньями судебной системы страны;

Контрольно-надзорная – осуществление государственного надзора и контроля.

Формы осуществления функций государства:

Правоваяформа – проявляется в принятии и утверждении и контроле исполнения юридических актов. Включает следующие виды деятельности: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную.

Организационная форма – организационная работа, не имеющая (не несущая) юридических последствий.

Кроме перечисленных, осуществляются функции: регулятивная, охранительная, координационная, обеспечительная, гарантирующая.

Формы государства

Формы государства представляют собой совокупность его внешних признаков, характеризующих его строение, составные части, структуру, методы осуществления властных полномочий и др.

Формы государства исторически не остаются неизменными, а трансформируются под влиянием различных факторов: экономических, социально-политических, идеологических и иных.

Каждое государство можно охарактеризовать с позиции трех форм:

- формы правления;

- формы государственного устройства;

- формы политического режима.

Все эти три формы непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Формы правления

Государство есть форма осуществления суверенитета власти. В зависимости от того, кто является ее носителем, говорят о разных формах правления.

Формы правления делятся на:

а) монархия;

б) ограниченная монархия;

в) республика.

Монархия характеризуется следующими признаками:

1) верховная власть сосредоточена в руках одного человека;

2) верховная власть передается по наследству;

3) верховная власть выполняет одновременно функции законодательной и исполнительной власти, а также контролирует правосудие (судебную власть);

4) монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций;

5) монарх обладает юридическим иммунитетом и независимостью.

На текущий момент: в Европе и Америке – 11 монархий;

в Австралии и Океании – 6 монархий;

в Африке – 4 монархии;

в Азии – 12 монархий.

Абсолютнаямонархия предполагает неограниченную власть монарха. Все существующие органы власти полностью подотчетны монарху. Народ может выражать свою волю не более, чем через совещательный орган.

Примеры абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Катар, Бутан, Бруней, Оман, ОАЭ.

Конституционная (ограниченная) монархия – власть монарха ограничивается конституцией (в отдельных случаях – неписанным правом или традициями).

Конституционная монархия имеет две формы: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая (двойственная) монархия характеризуется тем, что власть монарха ограничивается конституцией и парламентом (в законодательной области), но монарх может назначать правительство и самостоятельно принимать решения в установленных законодательством рамках. Таким образом, двойственность проявляется в разделении власти между парламентом и правительством, которое не подотчетно парламенту (отчитывается перед монархом).

Примеры дуалистической монархии: Марокко, Иордания.

Парламентскаямонархия отличается тем, что правительство формируется из представителей партий, прошедших в парламент. Власть монарха является лишь символической. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом. Правительство подотчетно парламенту. Действует принцип разделения властей.

Примеры: Великобритания, Бельгия, Швеция, Япония, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

Республика – самая распространенная в современном мире форма правления, характеризуется следующими особенностями:

1) народовластие, которое проявляется в наличии органов власти, избираемых населением на определенный срок, то есть источником власти выступает суверенный народ;

2) действует принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.

Республика как форма правления появилась в конце XVIII века (от латинского publika – дело согласия народа).

В республиках высшие органы власти, как правило, коллегиальные и преимущественно выборные, несущие ответственность перед избирателями.

Республика представлена двумя формами: президентской и парламентской.

Президентскаяреспублика.

Главой государства является президент, избираемый на определенный срок путем прямых выборов гражданами, либо путем косвенных выборов в 2 этапа: на первом этапе выбираются выборщики, на втором – выборщики выбирают президента. Президентом может быть только гражданин государства, достигший определенного возраста (в России – 35 лет) и обладающий всеми правами (гражданскими и политическими).

Президент является главой исполнительной власти в стране, назначает и освобождает от должности членов правительства.

Правительство несет политическую ответственность перед президентом.

Действует принцип разделения властей.

Примеры: США, Бразилия, Аргентина.

Парламентская республика.

Главой государства является премьер-министр (председатель правительства). Правительство назначается парламентом и подотчетно перед ним за свою деятельность. Состав правительства и, соответственно, его политика напрямую зависят от состава парламента. В определенных ситуациях это создает нестабильность в стране (в случае, когда парламент состоит из примерно равного количества представителей противоборствующих партий).

Примеры: Индия, Греция, Германия, Италия.

Смешаннаяреспублика.

Сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Глава исполнительной власти – премьер-министр, но в формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Правительство отвечает и перед парламентом, и перед президентом.

В России – смешанная республика. Государственная Дума (законодательный орган) дает президенту согласие на назначение премьер-министра. Кроме того, она решает вопрос о доверии правительству. В-третьих, ГД может выдвигать обвинение против Президента для отрешения его от должности в случае тяжкого преступления. Последнее относится и к ведению Совета Федерации (верхняя палата парламента). С другой стороны, в соответствии с Конституцией, Президент РФ может распустить ГД.

Наши рекомендации