Сущность и функции государства. формы государства.
Функции государства – объективно необходимы направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.
Функции государства делятся на внутренние и внешние.
Функции государства имеют комплексный и объективный характер.
Конкретный характер функций зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство. Другими словами, функции выступают инструментами (средством) реализации постоянных целей и задач.
Каждая функция имеет собственный объект в виде той или иной сферы общественных отношений.
Объективность исполнения функций определяется закономерностями взаимодействия общества и государства.
По сферам общественной жизни:
К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, культурно-воспитательная, функция финансового контроля, фискальная.
К внешним функциям относятся: функция обороны страны, экологическая, функция поддержания мирового порядка и др.
По продолжительности действия:
Постоянные – осуществляются на всех этапах развития общества. Например, экономическая, охраны правопорядка, фискальная.
Временные – осуществляются в связи с чрезвычайными ситуациями, направлены на решение временных задач. Пример: функции ликвидации последствий аварий и катастроф.
Роль и функции государства исторически изменялись. Функции утрачивали объективность и отмирали, одновременно появлялись новые (экологическая).
По механизму реализации различных видов деятельности:
Законодательная – принятие законов представительными органами власти;
Исполнительная – реализация законов органами власти и управления;
Судебная – осуществление правосудия звеньями судебной системы страны;
Контрольно-надзорная – осуществление государственного надзора и контроля.
Формы осуществления функций государства:
Правоваяформа – проявляется в принятии и утверждении и контроле исполнения юридических актов. Включает следующие виды деятельности: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную.
Организационная форма – организационная работа, не имеющая (не несущая) юридических последствий.
Кроме перечисленных, осуществляются функции: регулятивная, охранительная, координационная, обеспечительная, гарантирующая.
Формы государства
Формы государства представляют собой совокупность его внешних признаков, характеризующих его строение, составные части, структуру, методы осуществления властных полномочий и др.
Формы государства исторически не остаются неизменными, а трансформируются под влиянием различных факторов: экономических, социально-политических, идеологических и иных.
Каждое государство можно охарактеризовать с позиции трех форм:
- формы правления;
- формы государственного устройства;
- формы политического режима.
Все эти три формы непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.
Формы правления
Государство есть форма осуществления суверенитета власти. В зависимости от того, кто является ее носителем, говорят о разных формах правления.
Формы правления делятся на:
а) монархия;
б) ограниченная монархия;
в) республика.
Монархия характеризуется следующими признаками:
1) верховная власть сосредоточена в руках одного человека;
2) верховная власть передается по наследству;
3) верховная власть выполняет одновременно функции законодательной и исполнительной власти, а также контролирует правосудие (судебную власть);
4) монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций;
5) монарх обладает юридическим иммунитетом и независимостью.
На текущий момент: в Европе и Америке – 11 монархий;
в Австралии и Океании – 6 монархий;
в Африке – 4 монархии;
в Азии – 12 монархий.
Абсолютнаямонархия предполагает неограниченную власть монарха. Все существующие органы власти полностью подотчетны монарху. Народ может выражать свою волю не более, чем через совещательный орган.
Примеры абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Катар, Бутан, Бруней, Оман, ОАЭ.
Конституционная (ограниченная) монархия – власть монарха ограничивается конституцией (в отдельных случаях – неписанным правом или традициями).
Конституционная монархия имеет две формы: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая (двойственная) монархия характеризуется тем, что власть монарха ограничивается конституцией и парламентом (в законодательной области), но монарх может назначать правительство и самостоятельно принимать решения в установленных законодательством рамках. Таким образом, двойственность проявляется в разделении власти между парламентом и правительством, которое не подотчетно парламенту (отчитывается перед монархом).
Примеры дуалистической монархии: Марокко, Иордания.
Парламентскаямонархия отличается тем, что правительство формируется из представителей партий, прошедших в парламент. Власть монарха является лишь символической. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом. Правительство подотчетно парламенту. Действует принцип разделения властей.
Примеры: Великобритания, Бельгия, Швеция, Япония, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.
Республика – самая распространенная в современном мире форма правления, характеризуется следующими особенностями:
1) народовластие, которое проявляется в наличии органов власти, избираемых населением на определенный срок, то есть источником власти выступает суверенный народ;
2) действует принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.
Республика как форма правления появилась в конце XVIII века (от латинского publika – дело согласия народа).
В республиках высшие органы власти, как правило, коллегиальные и преимущественно выборные, несущие ответственность перед избирателями.
Республика представлена двумя формами: президентской и парламентской.
Президентскаяреспублика.
Главой государства является президент, избираемый на определенный срок путем прямых выборов гражданами, либо путем косвенных выборов в 2 этапа: на первом этапе выбираются выборщики, на втором – выборщики выбирают президента. Президентом может быть только гражданин государства, достигший определенного возраста (в России – 35 лет) и обладающий всеми правами (гражданскими и политическими).
Президент является главой исполнительной власти в стране, назначает и освобождает от должности членов правительства.
Правительство несет политическую ответственность перед президентом.
Действует принцип разделения властей.
Примеры: США, Бразилия, Аргентина.
Парламентская республика.
Главой государства является премьер-министр (председатель правительства). Правительство назначается парламентом и подотчетно перед ним за свою деятельность. Состав правительства и, соответственно, его политика напрямую зависят от состава парламента. В определенных ситуациях это создает нестабильность в стране (в случае, когда парламент состоит из примерно равного количества представителей противоборствующих партий).
Примеры: Индия, Греция, Германия, Италия.
Смешаннаяреспублика.
Сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Глава исполнительной власти – премьер-министр, но в формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Правительство отвечает и перед парламентом, и перед президентом.
В России – смешанная республика. Государственная Дума (законодательный орган) дает президенту согласие на назначение премьер-министра. Кроме того, она решает вопрос о доверии правительству. В-третьих, ГД может выдвигать обвинение против Президента для отрешения его от должности в случае тяжкого преступления. Последнее относится и к ведению Совета Федерации (верхняя палата парламента). С другой стороны, в соответствии с Конституцией, Президент РФ может распустить ГД.