Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
Систематизация законодательства – это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов в целях их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе этой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.
Цели систематизации - создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или но годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Кроме того, инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.
К изданиям, представляющим собой официальную инкорпорацию, можно отнести "Собрание законодательства Российской Федерации". В его первом разделе публикуются федеральные конституционные законы и федеральные законы; во втором - акты палат Федерального Собрания; в третьем - указы и распоряжения Президента РФ; в четвертом - постановления и распоряжения Правительства РФ; в пятом - решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.
При этом второй раздел подразделяется на две части: в первой публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые но вопросам, отнесенным к ведению палат ст. 102 и 103 Конституции РФ; во второй - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой помещаются нормативные акты, во вторую включаются акты ненормативного характера.
К неофициальной инкорпорации относятся, например, сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, в целях просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде и других правоприменительных органах.
Кодификация- вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация - это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы определенного правового института).
57) Юридическая техника и правила оформления нормативного акта
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, т.е. использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
Уровень развития юридической техники всегда был надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно и то, что юридическая техника -не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.
Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Укажем па наиболее общие требования, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов:
- конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
- логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
- отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
- ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования и тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов, типа "бесчинство", "буйнопомешанный", "исключительный цинизм" и др.;
- отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний ("присовокуплять", "довольствие", "деяние" и др.);
- краткость и компактность изложения правовых норм, исключение дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
Выполнение указанных выше правил юридической техники будет способствовать созданию совершенного с точки зрения формы права нормативного акта.
От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, суть которых сводится к официальным реквизитам и структурным частям нормативного акта. Так, конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят, как правило, из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в кодекс новой нормы права ей присваивается индекс ("значок"), который не нарушает установленной нумерации.
К реквизитам нормативного правового акта, подтверждающим его официальный характер, относят:
- Государственный герб РФ;
- наименование вида акта: Федеральный закон, постановление, распоряжение и т.д.;
- официальное наименование органа (должностного лица), издавшего акт;
- заголовок;
- подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт;
- место и дату принятия акта;
- номер акта;
- печать.
Реквизиты акта позволяют выделить его из всех других, не отвлекаясь при этом на ознакомление с текстовой частью. Каждый реквизит имеет строго установленное место расположения
Понятие правосознания
Правосознание — это совокупность знаний, идей и чувств, характеризующаяся восприятие, оценку и отношение людей к правовым явлениям в реальной действительности.
Структура правосознания
Правосознание - целостное сложное структурное образование, в котором теоретически можно выделить три компонента, неразрывно связанные и взаимодействующие между собой и правовыми явлениями.
Правовая психология охватывает эмоциональные элементы правосознания, отражающие нравственные, эстетические, религиозные, мистические представления о правовых явлениях. В рамках правовой психологии происходит восприятие правовой действительности в чувственных, эмоционально окрашенных тонах и образах. Здесь формируется отношение к праву как к хорошему или плохому, справедливому или несправедливому. Такие представления могут распространяться и на людей, работающих в сфере правосудия и иных правоприменительных органах. Эмоции определенным образом влияют на поведение людей, как правомерное, так и неправомерное.
Правовая идеология включает в себя представления о праве, отражающие господствующие в данном обществе и государстве политические, экономические и правовые идеи. Истоки этих представлений коренятся в тех или иных идеологических и религиозных учениях, теориях, произведениях литературы, пословицах. Примерами могут служить библейские заповеди: не убий, не укради, не суди и не судим будешь; выражения, взятые из социалистического прошлого: "закон - мера политическая", "государство - машина для подавления эксплуататорских классов", "кто не работает, тот не ест", "защита социалистической собственности - обязанность каждого гражданина"; из пословиц - "закон что дышло, как повернешь, так и вышло"; из практики стран западной демократии "частная собственность священна, а личность неприкосновенна"; из современных идеологических правовых постулатов популярны идеи верховенства права, правового государства, прав и свобод человека и гражданина. Идеи могут быть разной направленности, и, естественно, они могут и оказывать положительное воздействие на поведение людей, и способствовать формированию негативного отношения к праву.
Правовые знания характеризуют рациональное звено правосознания, они основаны на реальных фактах правовой действительности, добыты научными методами и могут быть проверены практикой и сравнительными исследованиями. Люди получают правовые знания из юридической литературы популярного и научного толка, с помощью занятий в системе правового просвещения, юридического образования и т.д. В качестве источников правовых знаний могут служить кодифицированные нормативные правовые акты, учебники и монографии. Неисчерпаемым резервуаром в этом плане длительное время служило римское частное право. Заметное влияние на формирование правосознания в разных странах оказали и оказывают такие акты, как французская Декларация прав человека и гражданина, Гражданский кодекс Франции 1804 г., Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г. и многие другие.
Особое значение для правосознания имеет юридическая наука. Она определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой материи.
Виды правосознания
В качестве основания разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе. По этим критериям правосознание делится на три уровня.
Первый уровень - обыденное правосознание - свойствен основной массе членов общества. Данный уровень правосознания формируется на основе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, знакомятся с правовыми предписаниями, решая свои повседневные задачи, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д. Этот уровень правосознания характеризуется знанием общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Второй уровень - профессиональное правосознание - складывается в ходе специальной подготовки (например, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Данный уровень характеризуется наличием специализированных, детализированных знаний действующего законодательства, умений и навыков его применения. Так, судьи в процессе вынесения решений по юридическим делам руководствуются законом и своим профессиональным правосознанием. Особенно велика роль проявления профессионального правосознания в странах англосаксонской правовой системы, где распространенным источником права являются судебные прецеденты.
Формированию профессионального правосознания российских юристов должно быть уделено особое внимание в современных условиях, когда право становится все более значимым инструментом социального регулирования. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении - одна из бед нашего общества.
Третий уровень - научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Теоретическое правосознание играет важную роль при разработке правовой политики, т.е. путей, способов и средств воздействия на правовую ситуацию в обществе. Перед российской правовой наукой стоит задача разработки правовой идеологии, юридического мировоззрения, построенных на признании высшей значимости в жизненных делах правовых ценностей и идеалов.
Правосознание можно разделить на виды по его субъектам, носителям.
Правосознание называют индивидуальным, если оно характеризует правовые взгляды, эмоции одного человека.
К видам коллективного правосознания относится групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения. В профессиональном правосознании юристов можно проследить отличия во взглядах работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД России.
Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, людей, живших в определенную историческую эпоху) используется понятие общественное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей.