Система законодательства: понятие и структура
Система законодательства — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Федеративноестроение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:
• федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);
• законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
• законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
Правотворчество: понятие и принципы
Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене НПА и юридических норм
Принципы правотворчества:
· Научность (изучение социально-экономической политической ситуаций)
· Профессионализм (данной деятельностью занимаются компетентные лица)
· Законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)
· Демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)
· Гласность (открытость правотворческого процесса)
· Оперативность (своевременное издание нормативных актов)
Виды правотворчества
1. Референдум (правотворчество непосредственно народа);
2. Законотворчество (правотворчество государственных органов — парламента, правительства);
3. Подзаконное правотворчество (отдельных должностных лиц — министра, президента);
4. Органов местного самоуправления;
5. Локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6. Уполномоченных общественных организаций (негосударственных, например, профсоюзов)
7. Договорное (заключение государственными органами публично-правовых договоров: конституционных, внутрифедеральных, управленческих);
8. Чрезвычайное (при нахождении государства или его региона в кризисном чрезвычайном положении; как правило временное)
9. Делегированное (по поручению, передаче полномочий одним органом другому, например парламент комитету; предусмотрено в законодательстве Франции, Италии, ФРГ)