Правовая политика: понятие и приоритеты

Правовая политика – это целенаправленная, системная и планомерная практическая деятельность органов государственной власти и иных субъектов общественно-политической жизни в сфере правового регулирования, оказывающая определяющее воздействие на характеристики правовой системы общества.

Основные характерные черты (признаки) правовой политики:

1) Правовая политика – это особого рода социальная практика, специфическая форма целенаправленной практической активности, деятельности соответствующих субъектов политико-правовой жизни;

2) Правовая политика – это такая социальная практика, которая связана с правовой формой, с областью правового регулирования и правовых отношений. Правовая политика есть такая деятельность, которая связана прежде всего с воздействием на разнообразные элементы правовой системы общества, с целью достижения их необходимого качества (политика в сфере права). Кроме того, правовая политика связана с использованием элементов правовой системы в качестве средства обеспечения наиболее оптимального развития отношений в различных сферах социальной жизнедеятельности (политика посредством права);

3) Правовая политика – это деятельность, проводимая особой группой субъектов правовой жизни общества, к которым следует отнести в первую очередь высшие государственные органы власти и представляющих их должностных лиц;

4) Правовая политика – это деятельность в сфере правового регулирования, которая оказывает существенное, определяющее воздействие на формирование и функционирование элементов правовой системы общества. Результатами подобной практики всегда выступает определенная «заданность» параметров функционирования и развития этой системы;

5) Правовая политика является по своей природе организационно-регулятивной деятельностью, оказывающей определяющее регулятивное влияние на параметр правовой системы, определенные характеристики правовой жизни общества;

6) Правовая политика в её идеальном варианте – это всегда стратегически целенаправленная и тактически целесообразная деятельность, ведь в её основе всегда лежит определенная система целей и концептуальных идей, отражающих наиболее узловые моменты будущей организации социальных отношений. Как и любая политик, политика правовая немыслима без конкретных ориентиров, без представлений о конечных результатах деятельности, а также о путях, сроках, этапах их достижения, т.е. без определенной программы. Там, где нет концепции, там и не может быть никакой политики, а есть лишь видимость сознательного регулирования, по сути – анархия;

7) Правовая политика в идеале должна отличаться такими необходимыми качествами, как системность, согласованность. Если общество и государство осуществляют правовую политику, то это означает, что предпринимаемые в юридической сфере шаги взаимосвязаны внутренней логикой, правотворчество и юридическая практика развиваются непротиворечиво.

Наиболее актуальным задачами (приоритетами) современной правовой политики России являются:

• Выработка и научное обоснование стратегии правового развития на длительную перспективу;

• Разработка среднесрочных и краткосрочных программ развития отдельных отраслей правового регулирования;

• Устранение пробельности российского законодательства;

• Повышение степени согласованности в системе нормативных правовых актов;

• Совершенствование юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных целей и задач правового регулирования;

• Совершенствование механизмов реального обеспечения защиты прав и законных интересов человека и гражданина;

• Создание стабильной государственности, реформа исполнительной власти;

• Совершенствование конституционной модели разделения властей в направлении перераспределения властных полномочий между президентскими структурами, парламентом и правительством;

• Дальнейшее развитие федерализма, устранение асимметрии между центром и регионами, законодательное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти;

• Совершенствование процедур профилактики и преодоления коллизий правовых актов РФ и субъектов РФ;

• Декриминализация общественных отношений;

• Борьба с коррупцией в органах власти всех уровней;

• Вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение противоправной корыстной экономической деятельности, поддержка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции, создание благоприятных правовых условий для стимулирования экономического роста;

• Выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы;

• Создание правовых условий для преодоления правового нигилизма, оздоровления нравственного состояния российского общества.

Понятие и сущность права.

Термин «право» имеет множество определений. Среди многообразий значения слова «право» можно выделить его следующие наиболее распространенные трактовки:

1. Право в общесоциальном смысле предстаёт в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиции нравственности, религии и иных социальных норм (моральное право, религиозное право и т.д.)

2. Право в юридическом смысле есть совокупность норм (правил поведения), издаваемых и охраняемых от нарушения государством.

Право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих общественную классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавлиемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

Признаки права:

1. Волевой характер права.

2. Неразрывная связь государства с правом.

3. Общеобязательность права. Только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, должностных лиц и других участников общественных отношений.

4. Нормативность права заключается в том, что право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения важнейших сфер социальной жизни.

5. Формальная определенность права – правовые предписания (нормы права) имеют строго установленные официальные формы своего закрепления во вне (законы, указы, постановления).

6. Системность права – право представляет собой не простую разрозненную совокупность, а их единую и взаимосвязанную систему, в которой отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.

Под сущностью права понимают прежде всего совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.

При рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два обстоятельства:

1. То, что любое право есть регулятор общественных отношений (формальная сторона)

2. То, чьи интересы обслуживает данный регулятор общественных отношений (содержательная сторона)

Можно выделить следующие подходы к сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно те или иные интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах:

1. Классовый (марксистский) подход. В рамках данного подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (право используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

2. Социальный (общечеловеческий) подход. В данном случае право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.)

Наши рекомендации