Функции гос-ва: понятие, классификации. Соотношение целей, задач и функций.
Каждое государство имеет:
— цель (формулируется в конституции, другом конституирующем акте);
— задачи для достижения цели (в конституции, предвыборных программах кандидата в президенты, ежегодном послании президента парламенту и проч.);
— функции для решения задач и достижения цели государства.
Функции всегда направлены на реализацию задач государства, которые государство решает на определённом этапе своего развития.Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Цель государства - то к чему стремится общество, задачи-средства достижения цели, а функции - это решение стоящих перед государством задач.
Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике.
Функции государства обладают следующими признаками:
1) основные, главные направления государственной деятельности
2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами
3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.
Функции государства можно разделить на следующие виды:
Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:
-обеспечение народовластия;
-экономическую функцию;
-финансовый контроль;
-социально-культурную функцию;
-охрану прав и свобод граждан;
-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;
-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;
-функцию налогообложения и взимания налогов и др.
Внешние - на международной арене. К ним можно отнести:
-обеспечение обороны и безопасности;
-интеграции в мировую экономику;
-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;
-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;
-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);
-участие в охране окружающей природной среды и др.
· постоянные и временные.
Постоянные - это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).
Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.
· основные и неосновные.
Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.
Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:
законодательные (правотворческие),
управленческие,
правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но, тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов, вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.
Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
ФГ различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение (задачи и Ф являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные историч периоды приоритетными становятся различные задачи и цели Г, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких либо задач ведет к исчезновению одних Ф, появление новых – к возникновению других). Функции Г устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач Г определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий Г, всех его органов на решенииэкономических задач. Рост преступности заставляет Г своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.