Государственная власть. Соотношение с другими формами власти

Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю, воздействовать на деятельность и поведение др людей даже вопреки их сопротивлению. Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Гос-ая власть— это обусловленная условиями жизни общества, способ-ть офиц-х структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи гос принуждения.(закона, орг-в) В современном демократически ориентированном обществе гос-ая власть основывается на принципе народовластия. Её источник — суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер гос-ой власти и формы её осуществления.

Необходимым условием укрепления и развития гос-ой власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами гос-ва, а также гражданами и общ-ми организациями. Таким образом, гос-ая власть относится к числу необходимых и спец-ых средств для управления страной, принятия и приведения в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений, как в самом гос-ве, так и на междун-ом уровне.

Признаки:1публичность- всеобщность для всех кто нах-ся на тер-ии гос 2суверенностью- верховенство на тер-ии гос 3 легитимность – полномочьность гос, т.е что дает право осущ-ть власть

В отличие от индивидуальной, частной власти , характеризующей зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), гос-ая власть - сознательная, общ-ая власть, в основе которой лежит сущ-ие определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общ-ой власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Объективное и субъективное право.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила. Однако это - понятие право в объективном смысле. То есть, в объективном (внешнем) смысле право - совокупность норм.

О субъективном смысле можно говорить, когда объективное право переносится на конкретных лиц в процессе реализации права. Объективное право имеет свою форму, является абстрактным правилом и требует реализации, чтобы стать субъективным правом.

В свою очередь, субъективное право живёт только в правоотношениях, являясь частью их содержания. Субъективные права есть предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта. Они незначительно отличаются от обязанностей, выступающих так же как мера, но уже должного поведения.

Их взаимоотношение основывается на том, что объективное право, являясь юридической основой правоотношения, является юридической основой субъективных прав. Последние, в свою очередь, являются реализацией нормы права, закреплённой в законе. Без субъективного права объективное - символы на бумаге, без объективного права субъективное не существует. Вместе же они - две стороны одного и того же явления - права.

Формы демократии

Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на: прямую; представительную

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Принципы демократии: принцип народного суверенитета,согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ; свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей;участие гражданв управлении делами гос-ва с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной); конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом; наличие оппозиции,которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство; принцип разделения властей,в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них

Наши рекомендации