Административный регламент деятельности
Административный регламент это документ, который определяет направления деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Он утвержден приказом Министерства юстицииРФ от 27 декабря 2006 г. N 384. [ 11]
Административный регламент разработан в целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;
- Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";
- Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии;
- Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" и другими правовыми актами.
Федеральная служба судебных приставов осуществляет функцию по обеспечению установленного порядка деятельности судов непосредственно и через территориальные органы ФССП России.
При исполнении деятельности осуществляется взаимодействие с:
Министерством внутренних дел Российской Федерации;
Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;
правоохранительными органами; судебными органами.
Обеспечение установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:
1. Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
2. Выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
3. Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
4. Обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
5. Проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности;
6. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
7. Взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
8. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
9. Осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
10. Участие в совершении исполнительных действий.
Рассмотрим некоторые административные процедуры более подробно:
1.Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей состоит в осуществлении судебными приставами мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, связанных со служебной деятельностью.
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является непосредственное их обращение к старшему судебному приставу или судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также председателю суда или председательствующему в суде.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в течение всего судебного заседания, в том числе в случае необходимости по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни. Предусмотрено применение судебными приставами специальных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения на защищаемых лиц.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
а) установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;
б) проверкой судебными приставами перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел, куда направляются перечисленные вещи и предметы;
в) проверкой судебными приставами исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;
г) удалением из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;
д) использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "О судебных приставах".
2. Выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде. Ежедневно после завершения судебного заседания судебный пристав обо всех полученных распоряжениях и принятых мерах по их исполнению письменным отчетом докладывает старшему судебному приставу.
3. Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов по решению суда применяют к подсудимому и другим участникам судебного процесса меру процессуального принуждения в виде привода в суд. По уголовному судопроизводству в случае неявки в суд по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу. Привод состоит в принудительном доставлении лица в суд. Постановление судьи о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Обо всех случаях привода в ночное время судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение двадцати четырех часов в письменном виде уведомляет старшего судебного пристава.
4. Для обеспечение охраны зданий, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов закрепляются за судами на постоянной основе.
Судебные приставы осуществляют охрану зданий судов в соответствии с табелем поста. Табель поста разрабатывается старшим судебным приставом и согласовывается с председателем соответствующего суда.
Табель постам содержит: план дислокации постов; перечень находящихся под охраной судебных приставов объектов, печатей и пломб, которыми они опечатываются; маршруты движения судебных приставов;
особые обязанности судебных приставов на каждом посту.
В суде ежедневно ведутся постовые ведомости (приложение N 1).
По окончании рабочего дня постовая ведомость подлежит сдаче старшему судебному приставу. Постовые ведомости хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение одного года.
Осмотр здания осуществляется, как правило, в следующем порядке: внешние стороны объекта; входы в здание; общественные места (фойе, коридоры, туалеты, гардеробы); лестничные пролеты; неохраняемые помещения; внутренние помещения.
При обнаружении подозрительных предметов судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны учитывать следующие рекомендации: обращать внимание на то, что большинство взрывных устройств изготовляются кустарным способом, из подручных материалов, поэтому их внешний вид может не отличаться от обычных предметов; при поиске взрывного устройства необходимо обращать внимание на предметы, вызывающие подозрение: а) неизвестного назначения; б) предметы обихода: сумки, портфели, свертки, чемоданы, посылки и другие предметы, подозреваемые на наличие взрывного устройства; в) предметы с явными признаками самодельных устройств, а также штатные и самодельные взрывчатые материалы.
При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда, судебный пристав обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье. Получив распоряжение председательствующего или судьи об их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа - удалить этих лиц из здания суда. Во время судебного заседания судебный пристав постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только по распоряжению (разрешению) председательствующего в судебном заседании или судьи.
По окончании судебного заседания судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов представляет старшему судебному приставу письменный отчет об окончании судебного заседания, о поступивших обращениях со стороны председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. Письменные отчеты судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение трех лет.
5. Проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляет проверку перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел, куда направляются перечисленные вещи и предметы.
6. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях. Судебный пристав может применять следующие меры:
- удаление из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;
- использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "О судебных приставах", правилами применения и использования оружия и специальных средств должностными лицами службы судебных приставов.
7. Взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности. Взаимодействие осуществляется в соответствии с планом, в котором распределяются действия судебных приставов сотрудников конвойного подразделения по вопросам отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности; пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами; отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения; пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов запрещается вступать с конвоируемыми в разговоры, не относящиеся к порядку конвоирования, принимать от них или передавать им от посторонних какие-либо предметы, записки, продукты питания, принимать для отправления письма, разглашать организацию охраны подсудимых, а также другие сведения, относящиеся к конвоированию.
8. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел. Судебными приставами составляется протокол об административном правонарушении, а также может осуществляться доставление, административное задержание и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Важной проблемой в статусе Федеральной службы судебных приставов является тот факт, что в настоящее время сотрудники службы относятся к категории государственных гражданских служащих, несмотря на то, что судебных приставов на законодательном уровне необходимо включить в состав правоохранительной службы, в состав правоохранительных органов. Это даст немало преимуществ. Например, приставы получат доступ к информационным базам данных МВД, которого сейчас не имеют, что существенно облегчит гражданский розыск должников и их имущества. Так же приставы добиваются обязательности прохождения военно-врачебной комиссии при устройстве сотрудников на работу, для более тщательного отбора кадров. [ 18]
Представляется, что отнесение Федеральной службы судебных приставов к правоохранительным органам повысит качество личного состава, ведь сейчас кадры формируются по так называемому остаточному принципу, в 2009 году текучка составила 47%, то есть сменилось около половины личного состава.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сформулировать ряд выводов по теме исследования.
Воссоздание службы судебных приставов было осуществлено в 1997 году в соответствии с Федеральными законами «О судебных приставах»/. В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов.
Основными задачами ФССП России являются:
1. обеспечение установленного порядка деятельности судов в РФ;
2. организация принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации
3. управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.
Управление ФССП России по Самарской области действует на основании положения «О территориальном органе Федеральной службы судебных приставов», утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 г. N 69
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на 2 вида:
судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
судебные приставы - исполнители.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают порядок в зале судебного заседания и в помещении суда.
Судебный пристав – исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, осуществляет исполнительное производство.
При осуществлении службой судебных приставов правоохранительной деятельности в настоящее время существует ряд проблем:
Большая загруженность судебных приставов исполнителей. Так на 2010 год штатная численность всей службы судебных приставов составляет 85 тысяч человек, при этом 30 тысяч человек – приставы исполнители, 35 тысяч человек – приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, оставшиеся 20 тысяч человек работники аппаратов и специалисты различного уровня. В 2009 году на исполнении находилось 35миллионов 900 тысяч исполнительных документов, что составляет ежемесячную нагрузку на одного судебного пристава исполнителя около 120 исполнительных производств, соответственно для выполнения этой нагрузки пристав должен ежедневно оканчивать 6 исполнительных производств (то есть он должен по каждому производству составить постановление о возбуждении, вызвать должника, исследовать его имущество, описать, арестовать имущество, принять меры к его реализации), что является непосильной нагрузкой. Для решения этой проблемы центральный аппарат ФССП обратился к Президенту с вопросом об увеличении штатной численности службы. Такое решение принято, состав службы увеличен на 20 тысяч человек, из них 14 тысяч отведено на должность помощников судебных приставов исполнителей. Один помощник будет работать на 2-3 судебных приставов, по апробации в данном случае эффективность деятельности пристава увеличивается в 3 раза.
Вторая проблема – это внедрение информационных технологий в деятельность службы судебных приставов. На сегодняшний день служба не имеет единой Всероссийской базы данных по должникам, по разыскиваемому имуществу, что создает трудности при осуществлении гражданского розыска и принудительному исполнению судебных решений, такие базы данных имеются только на уровне субъектов. Конечно, необходимо формировать Всероссийскую базу данных.
Третьей проблемой является совершенствование нормотворческой базы деятельности службы, в частности Федерального Закона «Об исполнительном производстве». Так в 2009 году на исполнении находилось около 12 миллионов документов о взыскании денежных средств на сумму менее 500 рублей, в среднем на 200 рублей. При анализе данной ситуации установлено, что минимальные расходы на одно исполнительное производство оставляют 500 рублей – это расходы на бумагу, конверты, заказные письма взыскателю, должнику, в суд. Таким образом, государственные расходы по данному поводу составляют порядка 2,5 миллиарда рублей в год.
Для решения данной проблемы подготовлен законопроект о том, чтобы установить минимальную пороговую сумму для направления документов на принудительное исполнение в 500 рублей, чтобы государство не несло убытков, а обязанность по взысканию средств менее 500 рублей возложить на тот орган, который вынес постановление.
Также важной проблемой в статусе Федеральной службы судебных приставов является тот факт, что в настоящее время сотрудники службы относятся к категории государственных гражданских служащих, несмотря на то, что судебных приставов на законодательном уровне необходимо включить в состав правоохранительной службы, в состав правоохранительных органов. Это даст немало преимуществ. Например, приставы получат доступ к информационным базам данных МВД, которого сейчас не имеют, что существенно облегчит гражданский розыск должников и их имущества. Так же приставы добиваются обязательности прохождения военно-врачебной комиссии при устройстве сотрудников на работу, для более тщательного отбора кадров.
Представляется, что отнесение Федеральной службы судебных приставов к правоохранительным органам повысит качество личного состава, ведь сейчас кадры формируются по так называемому остаточному принципу, в 2009 году текучка составила 47%, то есть сменилось около половины личного состава.
После решения перечисленных в работе проблем организации и осуществления деятельности Федеральной службы судебных приставов защита прав и охраняемых законом интересов граждан будет производиться быстрее и качественнее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008.
2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (вступил в силу 1 февраля 2008 года).
3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2010).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010).
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2010).
7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах".
8. Указ Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 01.02.2005 № 112.
9. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 года N 1316 (в ред. Указов Президента РФ от 24.01.2006 N 42, от 14.02.2006 N 108).
10. Положение «О Федеральной службе судебных приставов» (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.2006 N 42).
11. Приказ Министерства юстицииРФ «Об утверждении административного регламента деятельности Федеральной службы судебных приставов России» от 27 декабря 2006 г. N 384.
12. Положение «О территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 апреля 2007 года № 69.
Научные и учебно-методические издания:
13. Андреева Т.К., Шерстюк В.М. Исполнительное производство в Российской Федерации. М.: Городец, 2000 г.
14. Белоусов Л.В., Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. М.: Юрайт-М, 2005 г.
15. Булычева Л.И., Салюков Б.С. Служба судебных приставов: проблемы и перспективы // Закон и право, 1999 г. № 2.
16. Валеев Д.Х. Исполнительное производство. Спб.: Питер, 2008 г.
17. Выпирахин А.В., Головка Н.В. Частный судебный пристав: необходимость, реальность, перспективы. М.: Юрист, 2007 г.
18. Головин В., Козлов П. Новой службе силовую поддержку (служба судебных приставов) // Российская юстиция, 2002 г. № 5
19. Гражданский процесс. Учебник./ Под ред. М.К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2004 г.
20. Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. М.: Городец-издат, 2008 г.
21. Захаров В.В. Разработка законодательства о судебных приставах в период подготовки судебной реформы 1864 г. // Государство и право 2000 г. № 5.
22. Кононов О.В., Кокарев Ю.Г. Судебные приставы: вчера, сегодня, завтра. // Государство и право, 1999 г. № 1.
23. Мешков М.В. Правовая основа деятельности судебных приставов// Бюллетень Минюста РФ, 1998 г. №10.
24. Мирошниченко А.Е. Служба судебных приставов: итоги первых шагов // закон и Право, 1999 г. № 10.
25. Настольная книга судебного пристава: Справочно-методическое пособие. Под ред. Яркова В.В., М.: БЕК, 2000 г.
26. Научно-практический комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном производстве» Андреева Т.К., Аргунов В.Н., Борисова Е.А. М.: Городец, 2001 г.
27. Пособие по исполнительному производству для судебных приставов-исполнителей. Под ред. Решетниковой И.В., М.: Статут, 2000 г.
28. Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М.: НОРМА, 2008 г.
29. Сарычев А.Н. Судебный пристав – лицо должностное// Право, 2003 г. № 3
30. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Учебно-практическое пособие. М.: БЕК, 2000 г.
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Начало формы
Оценить/Добавить комментарий
Имя
Оценка
ПлохоСреднеХорошоОтлично
Конец формы
|
|