Задачи для самостоятельного решения. Петя Белкин, учащийся техникума, 16 лет, обменял гитару и коллекцию марок, приобретенные на деньги от стипендии
Задача 1
Петя Белкин, учащийся техникума, 16 лет, обменял гитару и коллекцию марок, приобретенные на деньги от стипендии, на велосипед, принадлежавший братьям Шараповым: Мише, 16 лет, и Косте, 18 лет. Родители Шараповых знали об обмене и не возражали. Родители Пети находились в санатории, и он получил разрешение на обмен у бабушки, с которой проживал в это время. Петя, катаясь на велосипеде, часто падал, в результате чего велосипед был поврежден. Вернувшись из отпуска, родители Пети обратились к Мише и Косте Шараповым с просьбой вернуть гитару и марки, обещая, что они получат обратно свой велосипед. Мальчики отказались это сделать и объяснили, что велосипед им сейчас не нужен, да к тому же он сильно поврежден. Родители Шараповых также не согласились на возврат обмененных вещей. Тогда Белкины обратились в суд с иском о признании сделки мены, совершенной их сыном, недействительной и о возврате детьми друг другу переданных вещей.
Каким будет решение суда?
Задача 2
Условия задачи те же, что и в задаче 1, за исключением:
1) Костя Шарапов находится в возрасте 15 лет;
2) вернувшись из отпуска, родители Пети одобрили произведенный обмен;
3) родители Шараповых не знали об обмене, а узнав, потребовали возврата
велосипеда или соответствующей компенсации.
Каким будет решение суда по иску родителей Шараповых о признании сделки мены недействительной?
Задача 3
Малолетний Сережа купил в продовольственном магазине пакет молока. Родители обнаружили, что в соседнем магазине такое молоко стоит значительно дешевле. В связи с этим они решили вернуть молоко в магазин и получить назад деньги на том основании, что Сережа является несовершеннолетним и не имеет право совершать гражданско-правовые сделки. Продавец же, по их мнению, продав ребенку молоко, нарушил закон.
Правы ли родители?
Задача 4
Пятнадцатилетний гражданин Соколов самостоятельно заключил договор купли-продажи мотоцикла с совершеннолетним гражданином Базыкиным. После исполнения договора в натуре Базыкина мотоцикл не устроил, и он захотел расторгнуть уже исполненную сделку. Соколов отказался. Тогда Базыкин обратился с иском в суд о расторжении договора на том основании, что Соколов несовершеннолетний.
Какое решение примет суд?
Задача 5
В районный суд с иском о праве наследования обратилась гражданка Ивлева. Она сообщила, что после смерти ее мужа остался жилой дом, завещанный им своему пятилетнему сыну от прежнего брака. Но ребенок является несовершеннолетним и поэтому, по мнению истицы, не может быть наследником.
Подлежит ли заявление Ивлевой удовлетворению?
Задача 6
Находящийся в срочной командировке Иванчиков выслал по факсу доверенность на имя своей семнадцатилетней дочери на получение крупного денежного перевода. Но в отделении связи отказались выдать перевод, несмотря на наличие доверенности.
Почему?
Задача 7
Гражданин Смирнов, ограниченный в дееспособности по причине злоупотребления спиртными напитками, самостоятельно сдал в наем свой гараж, о чем был составлен договор в простой письменной форме. Однако сделка была признана недействительной.
Почему?
Задача 8
Сергей Иванов, 17 лет, после окончания средней школы поступил на работу учеником электрика на судостроительном заводе. Через полгода после аттестации его перевели на должность электрика; он был признан администрацией завода полностью дееспособным.
Является ли правомерным решение администрации завода о признании Иванова полностью дееспособным?
Контрольные вопросы
1) Перечислите субъектов гражданских правоотношений.
2) Что такое правоспособность физического лица, чем она отличается от субъективного права?
3) Что такое гражданская дееспособность и какие ее виды существуют?
4) В чем разница между малолетними и несовершеннолетними от 14 до 18 лет?
5) В каком случае совершеннолетнего гражданина можно лишить дееспособности, а в каком случае можно ее ограничить?
6) Допускается ли ограничение правоспособности физических лиц?
7) Перечислите основания приобретения дееспособности в полном объеме до достижения возраста совершеннолетия?
Рекомендуемые нормативные акты и учебная литература
1) Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с изменениями от 9 июня 2001 г.). //Российская газета. 1993. 25 декабря.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 г. №51-Ф3 (в ред. от 10 января 2003 г.). //Собрание законодательства РФ. 1994. №32, ст.3301.
3) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 января 1996 г. №14-Ф3 (в ред. от 26 марта 2003 г.). //Собрание законодательства РФ. 1996. №5, ст. 410.
4) Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.). //Российская газета. 1993. 3 августа.
5) Брагинский М.И. Осуществление и защита гражданских прав. Сделки. Представительство. Доверенность. Исковая давность // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1995. № 7.
6) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотипное. – М.: Статут, 2001.
7) Гончаров А.А. Гражданское право. М., 2005.
8) Гражданское право. Т.1. Учебник. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2001.
9) Тархов В.А. Гражданское правоотношение. – Уфа, 1993.
10) Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. – М., 1974.
Практическая работа № 2
Тема 1.4 ''Граждане как субъекты гражданского права''
1. Цель: определение оснований для признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим и правовые последствия этого.
2. Задачи:
1) установить основания для признания гражданина безвестно отсутствующим;
2) установить основания для объявления гражданина умершим;
3) определить порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим;
4) определить правовые последствия признания безвестно отсутствующим и объявления умершим.