Формирование кадров. Общие условия службы

Успешное выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, дальнейшее совершенствование их деятельности невоз­можно без улучшения работы с кадрами, без воспитания у сотруд­ников прокуратуры чувства высокой государственной ответствен­ности за порученное дело.

Порядок прохождения службы в органах прокуратуры Респу­блики Казахстан регулируется Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 20 мая 2008 года № 595.

Кадровая работа обычно начинается с формирования кадров. На должности сотрудников органов прокуратуры принимаются граж­дане Республики Казахстан, по состоянию здоровья годные к про­хождению службы в органах прокуратуры, имеющие, как правило, высшее образование. Прокурорами могут быть назначены граждане, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необхо­димыми моральными и деловыми качествами, годные по состоянию здоровья к прохождению службы в органах прокуратуры, прошед­шие обязательную специальную проверку. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок.

Годность гражданина по состоянию здоровья к прохождению службы в органах прокуратуры подтверждается военно-врачебной комиссией, порядок прохождения которой определяется уполно­моченными органами.

При поступлении на службу в органы прокуратуры гражданин представляет сведения из налогового органа по месту жительства о сдаче им и супругой (супругом) декларации о доходах и об иму­ществе, являющемся объектом налогообложения. Непредставле­ние или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на службу в органы прокуратуры.

Поступление на службу в органы прокуратуры осуществляется при условии предварительного запроса в республиканский центр данных о кадрах государственных служащих.

Прием на службу в Генеральную прокуратуру осуществляется приказами Генерального прокурора, в Главную военную прокура­туру, в прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры, в научные организации и организации образования прокуратуры — приказами их руководителей, за исключением лиц, назначае­мых на должности Генеральным прокурором.

Порядок прохождения воинской службы в органах военной прокуратуры определяется законами Республики Казахстан «О во­инской обязанности и воинской службе», «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей». «О Прокуратуре», иными нормативными правовыми актами и вышеуказанным По­ложением.

Годность к воинской службе в органах военной прокуратуры Должна быть подтверждена военно-врачебными комиссиями в порядке, определяемом Правилами проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, утвержденными Прави­тельством Республики Казахстан.

Лицо, впервые назначаемое на должность в органы прокурату­ры, принимает присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан. Присяга принимается в торжественной об­становке в порядке, определяемом Генеральным прокурором.

Прокуроры областей, районов, городов назначаются Генераль­ным прокурором сроком на пять лет. Назначения на должности прокуроров областей производятся Генеральным прокурором с согласия Президента Республики Казахстан. Не позднее, чем за месяц до окончания пятилетнего срока полномочий прокуроров районов и городов вышестоящий прокурор вносит Генеральному прокурору предложение о назначении прокурора района или го­рода на новый срок либо его перемещении на другую должность. Назначения прокуроров областей на новый срок осуществляются Генеральным прокурором по согласованию с Президентом Респу­блики Казахстан.

Не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры:

1. признанное судом в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

2. признанное негодным к прохождению службы по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комис­сии;

3. отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах;

4. которое в течение двух лет до поступления на службу в орга­ны прокуратуры привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, за исключением дисциплинарного взыскания в виде увольнения;

5. на которое в течение года до поступления на службу в орга­ны прокуратуры налагалось в судебном порядке административ­ное взыскание за умышленное правонарушение;

6. на которое в течение трех лет до поступления на службу в ор­ганы прокуратуры налагалось в судебном порядке административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения;

7. уволенное с работы за совершение коррупционного право­ нарушения;

8. ранее судимое или освобожденное от уголовной ответствен­ности по нереабилитирующим основаниям;

9. уволенное с государственной службы, из правоохранительных органов, судов и органов юстиции по отрицательным моти­вам.

Запрещается отказ в приеме на службу в органы прокуратуры по мотивам происхождения, социального, должностного и имуще­ственного положения, пола, расы, национальности, языка, отноше­ния к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Отказ в приеме на службу в органы прокуратуры может быть обжалован вышестоящему прокурору либо в суд.

В целях выявления у кандидата на должность прокурора необ­ходимых деловых, моральных и профессиональных качеств с ним проводится собеседование руководителем соответствующего орга­на прокуратуры, а по его поручению — и иными работниками.

Назначение на должность оформляется приказом соответству­ющего прокурора, который объявляется работнику под расписку.

Лицам, впервые назначаемым на прокурорские должности в районные, областные и приравненные к ним прокуратуры и не имеющим опыта работы в других правоохранительных органах, в целях проверки их соответствия поручаемой работе устанавлива­ется испытательный срок, который не может превышать трех меся­цев. В срок испытания не засчитывается отсутствие лица на работе по уважительным причинам, к которым относятся временная не­трудоспособность, выполнение государственных и общественных обязательств, семейные обстоятельства и другие. В этих случаях продолжительность испытательного срока увеличивается на соот­ветствующее число дней.

По окончании испытательного срока подводятся результаты, о чем составляется справка, которая подшивается в личное дело работника. При положительном результате лицо признается вы­державшим испытание и продолжает работу в занимаемой должности, а при неудовлетворительном и отрицательном результате спецпроверки подлежит увольнению из органов прокуратуры.

Первый классный чин и первое воинское звание присваиваются Генеральным прокурором. К присвоению первого классного чина и первого воинского звания представляются сотрудники органов прокуратуры, прошедшие аттестацию. Лицам, принятым на служ­бу в органы прокуратуры из Вооруженных Сил, органов внутрен­них дел, национальной безопасности и других правоохранитель­ных органов, с учетом занимаемой должности, стажа и опыта ра­боты по специальности и наличия специального звания классные чины или воинские звания присваиваются путем приравнивания к воинским или специальным званиям, присвоенным им по прежне­му месту службы.

Сотрудники органов прокуратуры, которым присвоены класс­ные чины или воинские звания, состоят в них пожизненно.

Дополнительные требования предусмотрены к кандидатам на должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуро­ров, районных, городских и приравненных к ним прокуроров. На эти должности назначаются лица не моложе 25-ти лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет. Эти тре­бования обусловлены тем, что перечисленные лица возглавляют самостоятельные звенья прокурорской системы, руководство ко­торыми требует не только необходимого образования, моральных и профессиональных качеств, но и определенного жизненного и практического опыта.

О назначении лиц на должности прокуроров районов, городов и областей публикуются сообщения в печати.

Обеспечение жильем сотрудников органов прокуратуры осу­ществляется в соответствии с законодательством Республики Ка­захстан.

Сотрудники органов прокуратуры и члены их семей пользуют­ся медицинским обслуживанием в порядке, установленном Прави­тельством Республики.

Сотрудникам органов прокуратуры при служебном переме­щении из одного региона Казахстана в другой и членам их семей оплачиваются расходы по переезду, включая:

1. стоимость проезда по железной дороге — по тарифу купейного вагона, по шоссейным и грунтовым дорогам — согласно стоимости проезда в данной местности;

2. стоимость провоза имущества.

Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей либо со­вершение правонарушения влечет ответственность, установлен­ную законодательными актами Республики Казахстан. Дисципли­нарные взыскания налагаются с учетом тяжести совершенного по­ступка, обстоятельств, при которых он совершен, а также предшествующего поведения и отношения к службе сотрудника органов прокуратуры.

Порядок проведения служебного расследования (проверки) и наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников органов прокуратуры Республики Казахстан за совершение дисциплинар­ных проступков, иных правонарушений и преступлений опреде­ляется Инструкцией, утвержденной приказом Генерального Про­курора от 4 апреля 2005 г.

Служебные расследования (проверки) проводятся уполно­моченными лицами в целях полного, объективного и всесторон­него исследования обстоятельств совершения незначительных, значительных и серьезных проступков, иных правонарушений и преступлений, выявления причин и условий, способствующих их совершению, установления виновных и обеспечения принципа не­отвратимости наказания, либо исключения необоснованного при­влечения сотрудников к ответственности.

Дисциплинарный проступок сотрудников есть противоправ­ное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение со­трудниками возложенных на них функциональных обязанностей, превышение должностных полномочий, если в содеянном не содер­жится признаков уголовно-наказуемого деяния, нарушение испол­нительской и трудовой дисциплины, нарушение норм служебной этики, совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке, а равно несоблюдение установленных антикоррупционным законодательством ограничений.

Служебное расследование есть деятельность уполномоченного лица по сбору и проверке материалов и сведений о значительном и серьезном проступке сотрудников в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств их совершения, причин и условий им способствовавших.

Служебная проверка есть деятельность уполномоченного лиц по сбору и проверке материалов и сведений о незначительных про­ступках сотрудников в целях полного, всестороннего и объектив­ного выяснения обстоятельств их совершения, причин и условий им способствовавших.

Как уже отмечалось, одной из основных задач кадровой рабо­ты является укрепление всех участников прокурорского надзора сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами, способными по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. В выполнении этой задачи важное значение имеет аттестование работников. Умело организованная и правильно проведенная аттестация позволяет выявить все стороны работников, способствуе1 укреплению дис­циплины и повышению чувства ответственности.

Порядок проведения аттестации установлен Положением об аттестации работников органов прокуратуры РК.

Аттестация военных прокуроров проводится в порядке, пред­усмотренном этим же Положением, а также разработанным в его развитие и утвержденным Главным военным прокурором Положе­нием об аттестации работников военной прокуратуры, учитываю­щим особенности прохождения военной службы.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры — и воинских званий. Аттестации подлежат прокуроры всех уровней за исключением Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей.

Аттестация проводится не реже одного раза в три года. При этом аттестация должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня наступления указанного срока.

Сотрудники, получившие новое назначение, проходят очеред­ную аттестацию через год со дня назначения на новую должность. Указанный срок не учитывается при назначении на равнозначную должность, если они не влекут изменений его функциональных обязанностей.

Первичной аттестации подлежат сотрудники органов прокура­туры Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование и стаж службы в занимаемой должности — не менее одного года.

Первичной аттестации по истечении шести месяцев службы в занимаемой должности, с учетом стажа работы по специальности и квалификации, личных и деловых качеств могут быть представ­лены работники, принятые на службу в органы и учреждения про­куратуры с должностей по юридической специальности, занимае­мых ими в правоохранительных, судебных и иных государствен­ных органах.

При решении вопросов о выдвижении на вышестоящую долж­ность, понижении в должности, об увольнении вследствие суще­ственных упущений в работе или совершения порочащего про­ступка, а также по просьбе самого работника аттестация прово­дится досрочно.

Правом аттестования наделены следующие аттестационные ко­миссии:

1. Высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры под председательством заместителя Генерального Прокурора РК;

2. аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РК под председательством Руководителя Аппарата Генерального Проку­рора РК;

3. аттестационная комиссия Главной военной прокуратуры под председательством первого заместителя Главного военного проку­рора;

4. аттестационная комиссия Комитета под председательством первого заместителя председателя Комитета;

5. аттестационная комиссия прокуратуры области и приравнен­ной к ней прокуратуры под председательством первого заместителя прокурора;

6. аттестационная комиссия Института изучения проблем законности, правопорядка и повышения квалификации работников органов прокуратуры им. С. Ескараева при Генеральной прокуратуре РК под председательством заместителя директора.

Аттестационная комиссия образуется приказом соответствую­щего руководителя в составе председателя, заместителя предсе­дателя, секретаря и членов комиссии, которыми являются руко­водители структурных подразделений прокуратуры или лица, их заменяющие.

Комиссия является совещательным органом: ее работа планиру­ется. График проведения аттестации утверждается руководством и доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации. Заседание комиссии проводится и ее решение считается правомочным при присутствии на заседании не менее 2/3 ее состава. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов работник признается соответствующим за­нимаемой должности.

По результатам аттестации работника комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя мотивированные предложения о со­ответствии занимаемой должности, неполном служебном соответ­ствии занимаемой должности, несоответствии занимаемой долж­ности, назначении на должность с понижением, об освобождении от занимаемой должности, увольнении, о зачислении в резерв, на­значении на вышестоящую должность, направлении на учебу (ста­жировку), присвоении первоначального классного чина, присвое­нии классного чина или очередного воинского звания досрочно, поощрении и распространении положительного опыта работы.

Аттестации утверждаются соответствующим руководителем органа прокуратуры или учреждения. Решение комиссии после его утверждения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суде. Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии.

Утвержденная руководителем органа и учреждения прокурату­ры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу.

В целях наиболее оптимальной расстановки кадров в органах прокуратуры формируется кадровый резерв. Это позволяет пла­номерно осуществлять выдвижение работников на вышестоящие должности, обеспечивать правильное сочетание опытных и моло­дых перспективных работников.

Организация работы с кадровым резервом возлагается на кадро­вую службу и осуществляется в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями соответствующих прокуратур.

Предложения о зачислении кандидатур в кадровый резерв пред­варительно обсуждаются в коллективах, на заседаниях аттестаци­онных комиссий и коллегий прокуратур областей.

Списки резерва периодически пересматриваются на заседани­ях коллегии прокуратур и утверждаются соответствующими про­курорами. Решение о зачислении в резерв доводится до сведения сотрудника, а выписка из решения приобщается к материалам лич­ного дела.

Лица, зачисленные в кадровый резерв, проходят специальную подготовку по индивидуальному плану, утвержденному руководи­телем органа прокуратуры. По результатам проведенной работы на заседаниях коллегий заслушиваются отчеты сотрудников, состоя­щих в резерве, с дачей соответствующей оценки их пригодности и готовности к замещению вышестоящей должности.

Итоги работы с кадровым резервом подводятся в конце года и рассматриваются на коллегии с внесением изменений и дополне­ний в действующий резерв.

В целях дальнейшего совершенствования и повышения эффек­тивности работы с резервом для выдвижения на вышестоящие должности в органах прокуратуры Республики Казахстан утверж­дено Положение о Квалификационных Советах по оценке подготовленности резервистов.

Согласно Положению в органах и учреждениях прокуратуры образуются следующие Квалификационные Советы:

1. Квалификационный Совет Генеральной прокуратуры под председательством Руководителя аппарата Генерального Проку­рора РК;

2. Квалификационный Совет Комитета по правовой статистике и специальным учетам под председательством заместителя председателя Комитета;

3. Квалификационный Совет Главной военной прокуратуры под председательством заместителя Главного военного прокурора;

4. Квалификационные Советы прокуратуры области и приравненной к ней прокуратуры под председательством заместителя прокурора;

5. Квалификационный Совет Института изучения проблем за­конности, правопорядка и повышения квалификации работников органов прокуратуры под председательством заместителя директора.

Квалификационные Советы являются совещательными органами.

Важное значение имеют меры по повышению профессиональ­ного уровня и квалификации сотрудников органов прокуратуры.

Эта работа осуществляется по разным направлениям: индивиду­альная учеба, проведение стажировок в вышестоящих органах и в прокуратурах с большим объемом работы; участие в работе совещаний, коллегий, учебно-методических семинарах, научно-практических конференциях, проверках работы прокуратур; ока­зание сотрудникам практической помощи, изучение ими поло­жительного опыта работы, а также путем подготовки анализов и обобщений временного исполнения обязанностей по вышестоя­щей должности, проведения других мероприятий, способствую­щих повышению деловых и нравственных качеств прокурорских работников. В этом деле важная роль отводится Институту изуче­ния проблем законности, правопорядка и повышения квалифика­ции кадров органов прокуратуры при Генеральной прокуратуре РК им. С. Ескараева.

Институт повышения квалификации кадров органов прокурату­ры, изучения проблем законности и правопорядка им С.Ескараева является государственным учреждением, образованным в целях повышения профессионального уровня сотрудников органов про­куратуры и практических исследований в соответствии с основны­ми задачами деятельности, определяемыми Генеральной прокура­турой Республики Казахстан.

Деятельность Института по повышению квалификации со­трудников органов прокуратуры состоит в улучшении их профес­сионального уровня и практических навыков путем подготовки и проведения обучающих семинаров и тренингов по отраслевым, специализированным программам, программам повышения ква­лификации руководящего состава и резерва.

Исследовательская деятельность Института предполагает:

1. участие в нормотворческой деятельности, а также в изучении и разработке правовой и криминологической экспертизы за­конопроектов и иных нормативных правовых актов;

2. изучение правовых проблем обеспечения законности, укрепления правопорядка, противодействия преступности, проведение анализов, обобщений и разработка предложений и рекомендаций;

3. участие в проведении совместных научных исследований, прохождении стажировки в соответствии с Соглашениями о со­трудничестве и т.д.

Управление деятельностью Института осуществляется едино­лично Директором, который осуществляет не только администра­тивное руководство, но и является председателем Ученого Совета, участвует в комиссиях по разработке проектов нормативных ак­тов и экспертных совещаниях, проводит научно-практические и научно-теоретические конференции, совещания и семинары, лич­но читает лекции и проводит семинары перед слушателями.

Департамент кадровой работы Генеральной прокуратуры в со­ответствии с планами деловых аттестаций обязан утверждать спи­ски сотрудников для повышения их профессионального уровня и квалификации с последующим их направлением в указанный Ин­ститут. При этом руководители органов прокуратуры должны про­ходить обязательные курсы повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет), а остальные сотрудники — один раз в три года по занимаемой должности. Наличие свидетельства (сертифи­ката) о прохождении курсов повышения квалификации учитывает­ся при назначении сотрудников на вышестоящую должность.

Специфика работы прокурорских кадров вызывает необходи­мость воспитания у них нравственной чистоты, верности служеб­ному долгу, ответственности за порученное дело. Работник про­куратуры в своей деятельности обязан:

1. быть верным своей присяге, ответственно и добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с Конституци­ей, законами и актами Президента Республики Казахстан, общепринятыми принципами морали и совести;

2. защищать права и свободы человека и гражданина, интересы государства, быть патриотом своей Родины, сознавать ответствен­ность перед народом и обществом;

3. быть объективным и беспристрастным, нетерпимым к любым проявлениям коррупции и другим правонарушениям от кого бы они не исходили;

4. при исполнении своих служебных полномочий ставить слу­жебные интересы;

5. проявлять в быту и личной жизни скромность, подавать окружающим своим поведением пример честности, высокой по­рядочности и такта,

6. совершенствовать профессиональные качества, проявлять инициативу и творческий подход к исполнению служебных обя­занностей, использовать передовой опыт, оказывать поддержку коллегам в исполнении ими служебных обязанностей,

7. при исполнении служебных обязанностей проявлять вежли­вость по отношению к своим коллегам и обращающимся гражданам уважать их собственное достоинство и требовать такого же поведения от других,

8. правильно и с достоинством принимать критику и замечания коллег, руководителей, а также уметь своевременно признавать до­пущенные ошибки, проявлять объективность в отношениях с под­чиненными

Сотрудник органов прокуратуры не вправе:

1. совершать действия, дискредитирующие Республику Казах­стан, государственную власть и органы прокуратуры,

2. занимать иные оплачиваемые государственные должности, кроме преподавательской, научной или иной разрешенной законо­дательством о прокуратуре деятельностью а также осуществлять предпринимательскую деятельность,

3. принимать подарки и различные виды услуг от физических и юридических лиц в связи с выполнением возложенных на него служебных обязанностей,

4. не допускать фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность и случаев лоббирования интере­сов отдельных хозяйствующих субъектов,

5. состоять в партиях и профессиональных союзах выступать в поддержку какой-либо политической партии

Авторитет органов прокуратуры напрямую зависит от компе­тентности, профессиональных, морально-этических и других че­ловеческих качеств каждого ее работника. Сотрудник органов про­куратуры должен осознавать конституционное место и особую роль прокуратуры в системе государственной власти республики и стремиться к укреплению ее престижа, честно и добросовестно ис­полняя служебные обязанности, а также неукоснительно соблюдая на службе и в быту требования Кодекса чести сотрудников органов и учреждений прокуратуры и иных общепринятых принципов морали и нравственности.

Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявляются к кандидатам на должно­сти прокурорских работников?

2. На каких принципах основывается служба в органах прокуратуры?

3. Какой существует порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров?

4. Каково значение аттестации прокурорских работников?

5. В чем состоит сущность социальной защиты прокуроров?[kgl]

[gl]ГЛАВА 9 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪДИНЕНИЙ[:]

Цель:Рассмотреть содержаниеи задачи прокурорского надзора за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений, полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений.

Структура лекции:

1. Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений

2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений

3. Организация работы по надзору за законностью в деятельности государственных органов,организаций и общественных объединений

Наши рекомендации