Понятие конфедерации. Отличие от федерации.
Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследует прежде всего экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращении и т.д. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
Форма правления в РФ.
Форма государства - набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.
Форма государства включает в себя следующие элементы:- Форма правления .
- Политический режим.- Форма государственного устройства.
1. Форма правления Российской Федерации.
Форма правления Российской Федерации - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.
Основные характеристики РФ как республики:
- Президент РФ - глава государства (статья 80 Конституции РФ).
- Президент РФ избирается всеобщим голосованием на 4 года (статья 81 Конституции РФ).
- Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).
В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику.
2. Политический режим Российской Федерации.
Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.
Политический режим РФ:
- Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).
- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).
- В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).
- В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).
- В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).
- В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ).
3. Форма государственного устройства Российской Федерации.
Форма государственного устройства Российской Федерации - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый в Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация является государством с федеративной формой государственного устройства.
Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства:
- Субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ).
- Территория РФ - совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ).
- Республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, государственный язык (статья 68 Конституции РФ).
- Субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов (часть 2 статьи 5, статья 6 Конституции РФ).
- Субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы (статья 77 Конституции РФ).
- Представители Субъектов РФ формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ (статья 95 Конституции РФ).
Механизм государства.
Носителем суверенитета единственным источником власти России является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госуд. власти и органы местного самоуправления и которые составляют механизм государства. Механизм государства – система органов и учреждений, через которую государства обеспечивает управление обществом. Через систему спец. органов и учреждений государство реализует свои внутренние и внешние функции и тем самым фактически осуществляет свое социальное предназначение – управление обществом в его интересах. Гос. аппарат проходит длительный путь развития вместе с государством и состоит из конкретных госуд. органов. Государ. органы – организации или учреждения наделенные определенными властными полномочиями для выполнения госуд. задач. Функции в госуд. органах фактически выполняют госуд. служащие. Госуд. служащий – работник выполняющий на професс-ной основе за плату в гос. органе работу согласно занимаемой должности. Не все органы государства обладают властными полномочиями. Некоторые из них выполняют хозяйственные, социальные, культурные, научные, учебные задачи и не обладают властными полномочиями. Содержание деят-сти госуд. аппарата составляет работа: распорядительно-управленческой, организационная, по правовому, материально-финансовому обеспечению управленческих и организационных мер. Исходя из содержания деят-сти госуд. аппарата определяются формы его работы: правовые и неправовые. Правовые формы: 1. Правотворческая – разработка, принятие норм права, придание юрид. силы др. правилам поведения; 2. Права исполнительное – по реализации правовых норм; 3. Правоохранительная – по надзору и контролю за соблюдением правовых норм, привлечение к юрид. ответственности, решению юрид. дел в судах и др. юридикционных органах, исполнение принятых решений.
Механизм государства включает в себя: госуд. аппарат власти и средство обеспечение госуд. власти. Гос. аппарат состоит из трех ветвей: законод., исполнит. и судебная. Средствами обеспечения гос. власти являются органы, обеспечивающие охранительные функции – полиция (милиция), исправительные учреждения, внутренние войска, армия, разведка, погранвойска и предприятия организации, учреждения, выполняющие др. функции государства для решения задач стоящих пред ним. В структуру аппарата госуд. власти меняется в зависимости от госуд. устройства. Так в унитарном государстве аппарат делится на два уровня – органы центральной власти и органы местной власти. В государстве с федеративным устройством аппарат делится ни три уровня органы федеральной власти. Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Аппарат власти государства с федеративным устройством представляет собой: федеральный уровень: представительная (законд) власть, исполнительная власть и суд. власть. Уровень субъектов федерации: представительная (законод) власть, исполнительная власть и суд. власть. Последней ступенью являются органы местной власти и самоуправления (муниципалитеты, мерии и др.). Однако в некоторых государствах на местах м.б. и представители центральной власти в 2004г. в целях совершенствования организации и деят-сти госуд. аппарата России Президентом РФ была утверждена новая структура правительства РФ. Она стала трехзвенной: суперведомства, укрупненные ведомства и обычные ведомства. Структура ведомств также трезвенная это министерства, агентства, службы. Эти изменения на федеральном уровне повлекли за собой изменения структуры гос. аппарата исполнительной власти и на уровне субъектов Федерации. Совершенствование деят-сти гос. аппарата заключается в принятии антикоруппционного законод-ства, повышения професс-зма государственных служащих их ответственности за неправомерные действия и решения. Конституция РФ 1993г. определила приоритет прав и свобод человека и гражданина, защита которых является одной из главных задач в деят-сти органов госуд. власти.
Принцип разделения властей.
Аппарат власти демократического государства строится на основе принципа разделений властей и включает в себя 3 части: - законодательную власть, исполнительную и судебную. Таково деление аппарата власти по «горизонтали». По «вертикали» деление зависит от гос. устройства. В унитарном государстве аппарат власти делится на два уровня: 1. органы центральной власти; и 2. органы местного самоуправления. В государстве с федеративным устройством аппарат власти делится на 3 уровня: 1. органы федеральной власти; 2. органы власти субъектов Федерации; 3. органы местного самоуправления. Однако, в ряде государств на местах могут быть представители центральной власти. Представительные органы госуд. власти: формируются путем выборов; действуют от имени народа и ответственен перед ним. К ним относятся: законод. органы, представительные органы местного самоуправления; действуют на основе Конституции, уставов и др. законов; функции законод. власти осуществляют внешние представительные органы государства – парламенты.
Законод. власть: принимает законы, обязательные для исполнительной власти; осуществляет парламентский контроль за расходованием финансовых средств; участвует в решении кадровых вопросов; осуществляет др. полномочия, объем полномочий определяется Конституциями государств.
Структурно в унитарных государствах парламенты однопалатные; в федеративных – двухпалатные и состоят из нижней и верхней палат (Россия – Гос. Дума, и Совет Федерации). Иногда двухпалатная структура встречается и в унитарных государствах как в Англии (Палата общин и Палата Лордов). Структуры парламентов включают комитеты, комиссии по определенным направлениям его работы. Федеративные государства могут иметь два уровня законод. (представительной) власти – федеральную и субъектов Федерации.
Структура исполнительной власти: принято подразделять на центральные, органы исполнительной власти субъектов Федерации и местные исполнительно-распорядительные органы. Глава государства – является носителем высшей исполнительной власти и высшими долж. лицом (в большинстве государств). В конституционных монархиях главой государства является как правило – Президент. Полномочия Президента определяются Конституцией страны: представляет государство на международной арене; решает кадровые вопросы; является главнокомандующим Воор. Силами страны; может иметь определенные права в отношении парламента; отказать в одобрении законопроекта принятого парламентом; расширить парламент; отправить в отставку правительство и др. Объем правомочий Президента зависит от формы республиканского правления: - в республике с президентским правлением правомочия президента значительно шире, он может возглавлять исполнительную власть; - в парламентских республиках объем полномочий уже чем в Президентской; - В республиках со смешанной формой правления правомочия Президента шире чем в парламентской, и уже чем в президентской.
Исполнительная власть функционирует в лице Правительства или Кабинета министров, которые являются высшим исполнительно-распорядительным органом госуд. власти. Возглавляет Правительство глава Правительства (премьер-министр, председатель совета или Кабинета министров, председатель и др.) либо Президент (США). Членами правительства являются министры, председатели госкомитетов, заместители и помощники главы правительства, министров и др. Правительство может формироваться на профессиональной или партийной основе. Сформированное на партийной основе м.б. однопартийным или коалиционным (сформированным из представителей различных партий). Правительство в рамках своей компетенции самостоятельно принимает решения, изучает нормативно-правовые акты (подзаконные), вносит проекты законов не рассмотрение парламента! Объем полномочий правительства определяется конституциями государств или законами о правительстве. В блок исполнительной власти входят министерства, ведомства, гос. комитеты и др. учреждения, призванные обеспечить эффективное управление различными сферами жизни общества (экономика, транспорт, связь, энергетика и др.). К исполнительной власти относятся органы надзора и контроля. Исполнительная власть на местах осуществляется: исполнительными органами местного самоуправления.
Судебная власть – деят-сть направлена на обеспечение конституц. основ, охрану и восстановление законных прав, свобод, интересов граждан и организаций, привлечения виновных к юрид. ответственности. В своей деят-сти опирается только на закон, подчиняется закону, действует на демократических принципах, ни от кого независима. Судебная система включает в себя различные судебные учреждения, в различных государствах имеет свою специфику, зависит от формы гос. устройства, традиций и др. факторов. Формирование судов судьями в разных странах осуществляется по разному: судьи избираются; судьи назначаются пожизненно.
Второй блок механизма государства составляют – милиция¸ полиция - обеспечивающая охрану общественного порядка, расследование уг. дел, розыск и задержание правонарушителей и др. задач; - исправительные учреждения – исполняют уголовные наказания по приговорам судов за совершение преступлений; - органы государственной безопасности и разведки – выполняют свои специфические задачи; - вооруженные силы (армия и флот) – осуществляют оборону, отражение внешней агрессии и др. функций;
- внутренние войска МВД осуществляют охрану и конвоирование содержащихся под стражей; - другие воинские формирования (в системе органов безопасности, пограничные войска) выполняют возложенные на них задачи.
Третий блок механизма государства включает в себя учреждения, организации, предприятия которые обеспечивают функционирование власти материальными, финансовыми средствами, подготовкой кадров, решений социальных и культурных проблем и др. Они не решают управленческие задачи, не обладают властными полномочиями. Механизм государства строится и действует на основе общих принципов, имеющих объективный характер. Принципы – основополагающие идеи организации и деят-сти механизма государства его органов и долж. лиц. К принципам организации и деят-сти механизма государства относятся: 1. принцип представительства интересов населения на основе выборов; 2. принцип разделения властей и взаимных сдержек; 3. принцип демократизма; 4. принцип законности и правовых начал; 5. принцип высокого профессионализма и компетентности; 6. принцип гласности; 7. четкое разграничение предметов ведения и субординации органов власти.