Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь
Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправлениеосуществляется гражданами через:местные Советы депутатов;исполнительные и распорядительные органы;органы территориального общественного самоуправления;местные референдумы;собрания;другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:областных,районных,городских,поселковых,сельских исполнительных комитетов,местных администраций. Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.Система местного самоуправления включает:местные Советы депутатов;органы территориального общественного самоуправления:советыи комитеты:микрорайонов;жилищных комплексов;домовые;уличные;квартальные;поселковые;сельские комитеты;другие органы, в том числе единоличные.Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;назначение местных референдумов.Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).В компетенцию исполнительного комитета входит:разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;обеспечение на соответствующей территории соблюдения:Конституции Республики Беларусь;законов Республики Беларусь;актов Президента Республики Беларусь;Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
24 Органы судебной ветви государственной власти.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.Разбирательство дел во всех судах открытое.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом РБ.
Конституционный Суд РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.Конституционный Суд по предложениям Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда РБ, Высшего Хозяйственного Суда РБ, Совета Министров РБ дает заключения:о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ;о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам;о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам;о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.
25 Особенности государственного механизма Беларуси
В основе системы и структуры аппарата гос. управления лежит принцип единства системы органов гос. управления. Этот принцип обусловлен рядом причин. 1 управление основывается на государственной целостности, суверенитете РБ. В конституции закреплено положение о том, что исполнительную власть в РБ осуществляет правительство (СовМин). 2 определяется наличие системы местных исполнительных и распорядительных органов. 3 наличие института президента. В соответствии со ст.84 Конституции, президент организует, реорганизует и упраздняет администрацию президента, другие органы гос. управления, а также консультативно-совещательно – иные органы при президенте. Президент также определяет структуру правительства, назначает и освобождает от должности премьер-министра, принимает решение об отставке правительства.
Многочисленность органов обуславливает необходимость систематизации. Критерии:
1)по порядку образования:
А)органы, образование которых предусмотрено Конституцией
Б)те органы, которые образуются по распоряжению других государственных органов
2)по территориальному масштабу:А)республиканские органы гос. управления
Б)местные органы гос. управленияВ)межтерриториальные органы гос. управления3)по характеру и объему полномочий:А)органы общей компетенцииБ)органы отраслевой компетенции
В)органы межотраслевой компетенции
4)по порядку разрешения подведомственных вопросов:
А)коллегиальные Б)единоличные
5)по источнику финансирования:А)государственно-бюджетные Б)хозяйственно-расчетные
В общем виде система гос. управления РБ представляет собой:1)СовМин 2)местные органы самоуправления3)администрации государственных предприятий
Существует действующая система органов гос. управления, которая определена указом президента № 289 О структуре правительства РБ. Согласно этому указа систему республиканских органов гос. управления и иных организаций, подчиненных правительству входят:
1)министерства 2)гос. комитеты, являющиеся республиканскими органами гос. управления
Согласно этого указа существует Перечень РОГУ и иных государственных организаций, подчиненных правительству:
1)министерства и гос. комитеты: МВД, МЖКХ, МЗ, МИД Министерство информации, Минкультуры, МЛХ, Минобороны, Минобразования, МНС, МЧС, МПРООС, Минпромышленности, МСХП, МСТ, МСА, Минторговли, МТК, МТСЗ, МинФин, Минэкономики, Минэнергетики, МинЮст
26 Институт государственной службы в механизме государства
С правовой точки зрения о гос. службе говорят как об особом правовом институте. В теории права термин "институт" означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, проникнуты внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующего участка. Институт государственной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения государственности, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике гос. органов, т. е. он создает гос. администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого гос-ва. С другой стороны, этот правовой институт активно используется для формирования правовых режимов других правовых отраслей.Современный правовой институт государственной службы — система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы гос. службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; гос. должность, виды, реестр гос. должностей и служащих), статуса гос. служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы. Т.о., правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы гос. службы; 2) создание статуса гос. служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения гос. службы.Институт гос. службы состоит из первичных единичных юр. положений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения. Государственно-служебные нормы могут функционировать только при условии их внутренней согласованности и скоординированности.Правовые средства, используемые в сфере гос. службы, связаны едиными регулятивными началами, т. е. все они функционируют в особой, характерной именно для этого правового режима среде. Особенностями гос. службы являются специфические средства и приемы регулирования: дозволения, запреты, связывание, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие гос-ва, верность служащих.Среди важнейших административно-правовых средств, используемых в институте гос. службы и носящих публично-правовой характервыделяются правовое стимулирование и правовое ограничение. Эти правовые средства имеют более широкий объем, чем традиционные методы правового регулирования, так как сам метод может выступать в качестве либо стимулирующего, либо ограничивающего фактора. Институт гос.службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени гос-ва его функции; принципы службы; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.
27 Понятие и элементы формы государства
Формы гос-ва - способ организации и осуществления гос. власти на территории данной страны. Она включает три элемента:
1 Форма гос. правления - организация верховной суверенной власти в государстве. Существует две формы гос. правления:
— МОНАРХИЯ - форма правления, при которой верховная власть в гос-ве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.
— РЕСПУБЛИКА - форма гос. правления, при которой верховная гос. власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть: — парламентские. Парламент формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность;
— президентские. Глава гос-ва непосредственно или с последующим утверждением в верхней палате парламента формирует правительство, которым руководит сам; — парламентско-президентские. Парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.2 Форма гос. устройства - территориально-организационная структура гос-ва. Формы гос. устройства могут быть разделены на три группы:
— унитарные — цельные, единые гос-ва, части которых не обладают признаками гос. суверенитета;
— федерации — союзные гос-ва, части которых в той или иной мере обладают признаками государственности и обладают суверенитетом;
— конфедерации — союзы государств, образуемые для определенных государственных целей.
3 Политический режим - совокупность средств и способов осуществления политической власти. Различают два вида политического режима:
— демократический Он характеризуется тем, что гос. власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных соц. групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.
— авторитарный Гос. власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений. Для формы гос-ва определяющим фактором является его исторический тип
28 Форма государственного правления: понятия и виды
Важной характеристикой гос-ва являются формы гос. правления и национально-территориального устройства гос-ва. Форма правления – организация высшей гос. власти, порядок образования высших органов гос-ва и их взаимоотношения с населением.
Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы гос-ва, законодат. и исполнит. власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.
Признаки монархии:
а) наличие единоличного главы гос-ва; б) передача власти по наследству представителям правящей династии; в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.
Виды монархии:
а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);
б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:– парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.
Признаки республики:а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти; б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; г) сменяемость и выборность представительной власти; д) подотчетность и ответственность (юр. и политич.) власти за результаты своей деятельности.
Виды республик:а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);
в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция Финляндия).
Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).
29 Форма государственного устройства: понятие и виды
Форма гос. устройства - это административно-территориальное и национальное строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Форма гос. устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру гос-ва. Из всех известных форм гос. устройства выделяют: - унитарные гос-ва; - федерации ; - конфедерации. Хотя конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам гос. устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения какой-нибудь общей проблемы.
Простые (унитарные) гос-ва – единые и централизов. гос-ва, состоящие из административно-территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.). Признаки: 1) единство и суверенитет;
2) административные единицы, не обладающие политич. самостоятельностью; 3) единый и централизованный гос. аппарат; 4) общая законодательная система; 5) единая система взимания налогов.
Виды:
1) в зависимости от способа контроля:а) централизованные (на местах – представители из центра); б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления; в) смешанные;
2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией.Сложные гос-ва – гос-ва, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой-либо степенью гос. суверенитета:
1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно гос-во (США, РФ).
Признаки: а) союзное гос-во; б) наличие самостоятельности; в) общефедеральное закон-во и закон-во субъектов федерации; г) двухканальная система налогов.
Виды:а) в зависимости от принципа формирования субъектов:– административно-территориальная; – национально-государственная; – смешанная;б) в зависимости от юридической основы:
– договорная; – конституционная;2) конфедерация – межгос. объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.
Признаки:а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;
в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;
3) империя – гос-во, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.
30 Политико-правовой режим: понятие и виды.
Государственно—правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.
Виды политич. режима: 1) авторитарный – осуществление гос. власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства. Его признаки: а) отстранение населения от формирования государственной власти; б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;в) устранение властью оппозиции; г) реализация решений гос. власти с использованием насилия и при помощи военно—полицейского аппарата; д) преобладание противоправных решений.Виды: – деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;– тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население гос-ва;– конституционно—авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; – тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном гос-ве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;
переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, 3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству. Демократия - (от древнегреч народ и власть) - народовластие это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое гос-во не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Признаки: а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; б) реализация принципа разделения властей; в) полное подчинение гос-ва праву; г) провозглашение и обеспечение гос-вом демократических прав и свобод.Виды: а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения; б) демократия многовластия (полиархия), т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы; в) демократия сообществ (консоциативная), т. е. сохранение за каждым участником национально-религиозной культуры.Тоталитарными являются режимы, при которых Есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой,), эта партия срастается с гос-вом и концентрирует в себе реальную власть в обществе.
31 Характеристика Республики Беларусь по форме государства.
Согласно ст.1 Конст.РБ, РБ – унитарное демократическое социальное правовое гос-во.
Унитарное – форма гос. устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса гос. образования. В отличие от федерации в унитарном гос-ве есть единая Конституция, единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система.
Демократия – политический режим гос-ва или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие либо через представителей, избираемых народом.
Социальное гос-во – политическая система, в которой каждому гражданину гарантировано достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, мед.помощь, образование, пенсия и др.
Правовое гос-во – способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека, равенство всех перед законом, принцип разделения властей, разрешение конфликтов через справедливый суд.
Республика – это форма гос. правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением.
Государственная власть РБ.
Главой гос-ва является Президент. Президент РБ согласно Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Согласно основного закона РБ законодательным органом власти в стране является Парламент, состоящий из двух палат.
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство – Совет Министров, который является центральным органом гос. управления.
Судебная власть в РБ принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляет Конституционный Суд.
32 Признаки парламентской республики
Республика (лат. общественное дело) – форма правления, при которой глава гос-ва (напр-р, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Признаки республики:– выборность власти;- срочность– зависимость от воли избирателей.
Парламентская республика – форма гос-ва, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.
Парламентская республика имеет следующие признаки:•парламент является важнейшим из органов гос. власти;•правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;
• правительство ответственно перед парламентом;•фактическим руководителем гос-ва является глава правительства -премьер-министр;• в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.
В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:– отставку правительства; – роспуск парламента;
– проведение досрочных выборов.Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Глава гос-ва в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы гос-ва в конституционных монархиях. Реальной же главой гос-ва выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. Австрия, Греция, Финляндия, Германия Индия, Турция,
33 Сущность президентской республики
Можно выделить следующие основные признаки республики:• высшие органы гос. власти избираются народом;• деятельность данных органов ограничена определенным сроком;• имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.2. Основными видами республик являются:• президентская; парламентская; смешанная (парламентско-президентская); нетрадиционные виды республик.
Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой гос-ва и главой правительства.Можно выделить следующие признаки президентской республики:
• и официальным, и фактическим главой гос-ва является президент; президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране; президент избирается народом либо коллегией выборщиков независим от парламента; президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента); президент возглавляет правительство; правительство ответственно перед президентом; президент является верховным главнокомандующим; Примеры президентской республики — США, Россия.
Оновные признаки смешанной республики:• в стране одновременно имеются "сильный" парламент и "сильный" президент; • президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства; • и президент, и парламент участвуют в формировании правительства; • правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина. Существуют и нетрадиционные республики. В качестве примера можно привести советскую республику (СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны). Отличительными чертами советских республик являлись: • наличиеособых органов советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями (то есть официально сосредоточивавших в себе всю полноту власти "вся власть Советам");• наличие единой соподчиненной иерархии советов "во главе" с Верховным Советом; советы не являлись классическими представительными органами и были органами, выражавшими волю трудящихся", то есть непосредственно волю масс, их избравших; наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутата); отсутствие четкого разделения властей; пост президента либо отсутствовал вообще (СССР, Польша, ГДР), либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и Других государственных органов.
34 Понятие и типы правопонимания
Правопонимание – представление о том, что предст-ет собой право, как в теорет-ом, так и в практич-ом аспектах. Тип П. – определенный образ права, хар-емый совок-тью наиб. общих теор-их призн-в права и наиб. общих призн-в практич-го к нему отношения.
1. Этатистский тип П. Формир-ие связ. с возникн-ем западноевроп-их абсолютистских гос-в, появл. как идеологический противовес юснатурализму как рез-т секуляризации гос-ва и обоснование корол-ой власти. Еще в XI-XII вв. на основе римск. права ряд терминов выработали в болонской школе. В XIXв. теор-ую основу разраб-л О. Конт. Он полагал, что невозм. познать сущ-ть вещей, поэт. след. избегать метафизики. Право явл-ся созданием гос-ва, обеспеч-ся его принудит-ой силой (Дж. Остин). Осн-ые призн.права: формальная определ-ть, защищ-ть публ-ой властью, к-ая способна принуждать к исполн-ию (В. Ленин). 2. Социолог-ий тип П. Соц-кий тип П. формир-ся во вт. пол. XIX в. Право – соц-ое явл-ие, относит. независ-е от гос-ва, истоки к-го след. искать в общ-ве. Вариации соц-го типа П.: - право как сложившийся порядок общ-ых отнош-й; - право как инстр-т соц-ой инженерии в общ-ве, соц-го контроля; - правовой реализм; - право как ср-во соц-го контроля (Р.Паунд)
3. Психол-ий тип П. Л.И. Петражицкий. Право – явление индивид-ой психики. Однако право при таком подходе станов-ся уже не соц-ым, а скорее индивид-ым явл-ем, правовой статус получали, например, воровские законы, внутрисемейные отнош-ия, игры детей в песочнице. В связи с этим Петражицким выд-сь позитивные правовые эмоции и интуитивные правовые эмоции. Развитие права (его атрибутивная сторона) порождает гос-во. Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив ее т. о. в коммуникативном напра-ии, признав объективные проявления права, его соц-ое бытие.
4. Юснатурализм как тип П. Естественное (природное) право, в отлич. от устанавливаемого гос-вом, - разумная и совершенная константа, являющ-ся воплощ-ем справедл-ти, добра, нравств-ти и гуманизма, являющееся абсолютной ценностью. Античные предпосылки юснатурализма отождествляли право с законами природы, в средневековье появилось религиозное обоснование, в эпоху Просвещения, когда сформир-сь теоретически законченная доктрина естеств-го права, она обосновывалась разумно понимаемыми правами и свободами ч-ка, естеств-ым образом вытекающими из его природы (рационалистически-гуманистическая интерпретация). 5. Интегральный тип правопонимания.Интегральный тип правопонимания, начавший формироваться в зарубежном правоведении примерно в середине XXв., характеризуется стремлением соединить в единой концепцииОсновоположники интегративной концепции права – Дж. Холл, Г. Дж. Берман - полагали, что имеется достаточно оснований для синтеза этатизма, юснатурализма и социологической юриспруденции, сложив их достоинства и вычитая недостатки.
35 Сущность позитивистского типа правопонимания
В позитивистском понимании право – это законы и другие официальные установления независимо от их содержания. Такая позиция является отождествлением права и закона. (В данном контексте термин “закон” употребляется для простоты и означает не только закон в собственном смысле слова (высший нормативный акт, изданный парламентом или иным законодателем), но и любые официальные властные акты – указы, декреты, правительственные постановления, регламенты, судебные прецеденты)
Законы обеспечиваются властным принуждением, образуют в обществе принудительный, репрессивный порядок. Поэтому позитивисты утверждают, что сущность права – это властное веление, принуждение. Если право – любые властно установленные нормы, и только такие нормы, то получается, что право есть исключительно проявление силы, что именно сила делает нормы правовыми, что право произвольно устанавливает тот, кто обладает достаточной для этого силой.
Позитивисты не различают право и силу, право и произвол. Так, в одном из современных позитивистских трактатов говорится о “праве сильного”, “кулачном праве”, “праве власти” и поясняется, что при таком “неразвитом праве” господствует сила .
Позитивисты определяют право как официальные властные веления, обладающие принудительной силой и поэтому общеобязательные. В этом они видят отличие права от морали и других социальных норм. Моральная норма не обладает силой официальных установлений; но если ее установить в форме закона, подкрепить властно-принудительной силой, то, с точки зрения позитивистов, она станет общеобязательной и превратится в правовую норму. Если религиозные нормы обеспечиваются властным принуждением, то такие нормы позитивисты называют религиозным правом.
Позитивисты не допускают никаких прав человека, не вытекающих из закона. Для них естественные права человека – это моральные, т.е. не юр. притязания. Когда они комментируют официально признанные, законодательно закрепленные права человека, они отрицают неотчуждаемый, неотъемлемый характер этих прав и объясняют их как октроированные, т.е. права, дарованные верховной властью, установленные правителями, законодателями. Получается, что властное признание прав человека – случайность, не закономерное, а случайное совпадение произвольных законов и свободы.
Позитивизм как методология – это всегда апология существующего порядка, существующей власти, существующих законов. Позитивисты всегда согласны с мнением законодателя (властных субъектов) о том, что нужно считать правом. Поэтому власть заинтересована в том, чтобы в науке преобладало позитивистское правопонимание. Причем авторитарная власть с ее произвольным законодательством всячески поддерживает науку позитивистскую и враждебно относится к критической науке.
36 Направления (школы) непозитивистского правопонимания
Социологическое понятие права. Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце ХIХ в. Нормы права, рассчита