Разделение властей как принцип конституционного строя России: цели, модели, признаки, проблемы воплощения в реальную практику.
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Основные положения теории разделения властей:
· закрепление в Конституции
· все ветви власти равны и автономны
· никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти
· судебная власть существует независимо от политического влияния.
Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви –
· законодательную,
· исполнительную,
· судебную.
Юридическое содержание:
o концептуальное различие законодательной, исполнительной и судебной властей (основывается на различных функциях);
o правовая несовместимость должностей во взаимоотношениях (нельзя одновременно занимать две должности в различных ветвях власти);
o состоит в обособленности, иммунитете одной власти от другой. Она имеет относительный характер;
o сдерживание, уравновешивание одной ветви власти другой;
o согласованность ветвей между собой и отсутствие ответственности каждой из них за действия другой власти.
Существуют горизонтальная и вертикальная (субординация) модели разделения властей.
Принцип разделения властей позволяет:
1. приводит к разделению труда между органами государства, в результате обеспечивается эффективность их деятельности, создаются условия для роста профессионализма их работников.
2. Позволяет создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства.
3. Взаимно усиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.\
Конституционный строй – установленная Конституцией определенная организация государства.– совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ.
Разделение властей как элемент основ конституционного строя РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной. Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.
Основные черты разделения властей: 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.
Взаимодействие властей:
1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей;
2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть;
3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.
Реализация разделения властей в России на практике: основные этапы и проблемы
Дело в том, что члены Совета Федерации выполняют законодательные функции на федеральном уровне, одновременно выступая в качестве руководителей представительных или исполнительных органов субъектов РФ. Таким образом, Конституция РФ позволяет одним и тем же лицам одобрять законопроекты, а затем воплощать собственные решения в жизнь.
Многомесячные рассмотрения законопроектов поочередно Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом не повышают ни качество нормативных актов, ни их количество. В этой связи было бы целесообразным сохранить за членами Совета Федерации лишь полномочия, закрепленные в ст. 102 и 106 Конституции РФ. Но на этом не заканчиваются особенности реализации данного принципа. Можно сказать, что от законодательной власти так или иначе зависят исполнительная и судебная ветви власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной.
Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.