Становление федерации в России. Политическое и юридическое значение Федеративного Договора 1992 года.
Федерация как форма государственного устройства замыкает на себе все сферы жизнедеятельности общества и государства. Поэтому возникает потребность рассмотрения вопросов эволюции Российского государства, особенностей конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов.
Оптимальная, на наш взгляд, периодизация включает три этапа: 1) дореволюционный; 2) советский; 3) современный.
При анализе федеративного развития России необходимо учитывать следующие аспекты:
- отсутствие стабильной конституции;
- нахождение России большую часть развития в качестве федеративного государства в составе другой федерации - Советского Союза;
- становление и развитие российского федерализма в условиях тоталитарного политического режима, не обеспечивающего вплоть до недавнего времени реализацию не только прав и законных интересов субъектов Федерации, но и основных прав и свобод граждан государства.
Принято считать, что Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов 25 января 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России, но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был образован СССР. Однако все же исторически первое провозглашение федерации было произведено несколько ранее - Учредительным собранием России.
Состоявшимся 25 января 1918 г. III Всероссийским съездом было положено начало становлению федерализма в России. В принятой Съездом Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа провозглашалось, что Советская Российская Республика учреждается как федерация национальных республик.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую советскую Конституцию РСФСР - законодательное оформление РСФСР. К 1923 году в составе РСФСР сложились 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области.
С середины 1980-х гг. все более явственно проявляются предпосылки кризиса в системе межнациональных отношений, кульминацией кризиса явились 1990 - 1991 годы.
События августа - декабря 1991 г., Беловежское соглашение трех региональных лидеров, упразднивших СССР, завершили процесс самоликвидации Советского Союза.
С 1992 года Российская Федерация существует как суверенное государство, начался качественно новый этап в истории российского федерализма, в ходе которого 31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор, в 1993 году принята Конституция РФ.
Федеративный договор от 31 марта 1992 г. несколько снизил внутриполитическое напряжение в стране, но полностью не смог нейтрализовать дезинтеграционные процессы в России. Хотя на самом деле роль Федеративного договора 1992 года при всех его недостатках действительно существенна, поскольку,
во-первых, Договор разграничил компетенцию между Федерацией и ее субъектами,
во-вторых, способствовал нейтрализации назревавшего в системе федеративных отношений кризиса,
в-третьих, именно благодаря заключенным тогда договорам между Российской Федерацией и тремя группами субъектов произошло коренное изменение статуса территориальных образований (краев, областей), получивших статус субъектов РФ, и впервые мы получили, по крайней мере формально, подлинную Федерацию.
Главным просчетом Договора явилось признание суверенитета республик в составе РФ, что повлекло в дальнейшем "парад суверенитетов" и центробежные тенденции.
12 декабря Конституция 1993 года закрепила основу конституционного строя в области государственного устройства (ст. 5,65,66). Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов; федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в России; во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равны между собой. В статье 1 Конституции РФ 1993 года Российская Федерация провозглашается демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления. Тем самым федерализм учреждается в качестве одной из основ конституционного строя страны.