Особенности конституционно-правового статуса Президента РФ как главы государства. Функции Президента РФ
Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.
Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации главой государства в нашей стране является Президент России.
Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
• Президент выступает как глава государства;
•он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;
• Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
• обладает законодательными и исполнительными полномочиями, особенно широкими в сфере исполнительной власти.
Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В его выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента Российской Федерации — 6 лет, Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет (в то время, как для избрания в Государственную Думу достаточно достижения 21 года); постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Максимальный возраст по ныне действующей Конституции не устанавливается.
В Основном законе нашего государства содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской
Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного человека на продолжительный срок, то есть, по сути, против установления авторитарного режима в стране. Но Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд.
Полномочия Президента по отношению к Правительству:
• он назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы;
• Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, то есть вести заседания, высказываться на них. Он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В данном качестве Президент выступает как глава исполнительной власти;
• Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Глава государства имеет право по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства. В таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства. Президент России является главой государства, и это определяет его место в системе органов государственной власти. Действующая Конституция ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов.
Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других органов государства, но в то же время, тесно взаимодействует с ними. Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Президент России представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо ветви власти отдельно. Президент — гарант Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, чтобы основные направления внутренней и внешней политики нашего государства соответствовали Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства.
Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом конституционных прав личности. В сфере охраны суверенитета Глава нашего государства наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации. В системе органов государственной власти Президент обеспечивает согласованную работу и их взаимодействие, выступает в роли «арбитра», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры. Президент представляет свою страну как глава государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами Федерации, а также выступает от имени Российской Федерации в международных отношениях. Заявления Президента не нуждаются в каком-либо утверждении, он действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать международные договоры России, участвовать в переговорах от имени России или поручать это уполномоченным лицам.
Конституция России устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В его полномочия входит назначение референдума, он наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции России. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.
Конституция России определяет полномочия Президента в области международных отношений. Сфера его деятельности в области внешней политики широка и многопланова. Президент уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории страны и во время пребывания в иностранном государстве — при этом Глава государства не нуждается в специальных полномочиях — он обладает ими по должности. Как Глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона и носят характер установочных документов и рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.
Статус Президента включает полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации — он определяет основные направления военной политики нашего государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и организациями. К полномочиям Президента в данной области относится и издание указов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны страны и многое другое. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях и незамедлительно сообщает палатам Федерального Собрания. Военное положение вводится в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизни государства. В это время органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями, создаются новые органы управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан так как государственная власть сосредотачивается в руках военных со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Президент Российской Федерации решает также вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.
Глава государства — Президент издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные и являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Акты Президента, носящие нормативный характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после из официального опубликования.
Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает полномочия с истечением срока избрания. Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в случаях:
• отставки (по инициативе самого Президента);
• стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине, не зависящей ни от чьей воли);
• отрешение от должности (по инициативе Федерального Собрания).
При отставке Президента России или досрочном прекращении его полномочий выборы нового Президента должны состоятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.