Особенности приема заявления о преступлении, явки с повинной и рапорта об обнаружении признаков преступления см. в комментарии к ст. ст. 141 - 143 УПК РФ.
5. Для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении, а также в целях обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами и принятием процессуальных решений ведется книга регистрации сообщений о преступлении. Регистрация сообщения о преступлении представляет собой внесение уполномоченным должностным лицом в книгу, предназначенную для их регистрации, даты, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера. Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации.
Не всегда лицо, принявшее сообщение о преступлении, и лицо, его зарегистрировавшее, совпадают. Обязанности по регистрации сообщений о преступлениях в органах, не имеющих в своих структурах (составе) круглосуточных дежурных частей (смен, нарядов), возлагаются руководителями этих органов на одного из своих сотрудников (см. например, п. 4 Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 16.05.2006 N 205). Предписания УПК РФ об обязанности принимать и регистрировать сообщения о преступлении корреспондируют с иными законодательными нормами, определяющими статус соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на полицию возлагаются обязанности принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях. В случаях, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в случае значительной отдаленности от места регистрации или в случае стихийного бедствия и т.п.), регистрация такого сообщения может быть осуществлена на основании информации, переданной и полученной по различным каналам связи.
Сообщения о преступлениях, совершенных в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах, регистрируются в книгах регистрации сообщений, находящихся в ведении этих частей и учреждений. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий и зимовок, начальниками российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, осуществляется на основании полученной от них информации органами дознания или предварительного следствия. Такая информация может быть передана и получена по различным каналам связи. В случае получения заявлений потерпевших или их законных представителей судьей по уголовным делам частного обвинения они регистрируются в суде в соответствии с судебным делопроизводством.
В книге регистрации сообщений о преступлении отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; должностное лицо, его принявшее; номер уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя или должностного лица по сообщению; подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия; сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.). При поступлении по подследственности, подсудности (по делам частного обвинения) или заверенных в установленном порядке копий (выписок) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий, в которые внесены устные сообщения о других преступлениях, их регистрация осуществляется тем органом, в который они поступили для проверки. Как правило, при регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации, включающий время поступления информации, дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию лица, получившего сообщение (см., например, п. 13 Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139).
Регистрации подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования, независимо от ранее произведенной регистрации. Сообщения о преступлении, поступившие из другого органа предварительного расследования без вынесенного постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и без соответствующего решения прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, также надлежит регистрировать. В этом случае уполномоченным должностным лицом, получившим такое сообщение, составляется рапорт в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ.
6. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Должностное лицо обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием даты и времени его принятия, а также данных о лице, его принявшем.
7. Необходимо отличать отказ в приеме сообщения о преступлении, когда правомочное или уполномоченное должностное лицо отказывается получить сообщение о преступлении, и отказ в возбуждении уголовного дела, который представляет собой вид решения, принимаемый по результатам проверки сообщения о преступлении (см. комментарий к ст. 145 УПК РФ). Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ. Обратиться с жалобой в данном случае можно и тогда, когда сообщение о преступлении не было принято, и тогда, когда не был выдан в установленном порядке документ о регистрации этого сообщения.
8. В ч. 1 комментируемой статьи установлен срок для проверки сообщения и принятия решения по нему: не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. В течение указанного срока должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд. Течение срока для проверки сообщения о преступлении начинается со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности.
Длительное затягивание решения вопроса о наличии основания для возбуждения уголовного дела, в том числе вследствие подмены достаточных для возбуждения уголовного дела данных об объективных признаках преступления данными, необходимыми для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, а также в неоднократном прерывании и возобновлении проверки заявлений о преступлении, приводит к нарушению разумного срока рассмотрения дела и ограничению доступа потерпевших к правосудию (см. Определения Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 327-О-О, от 17.07.2007 N 610-О-О). На необходимость безотлагательного расследования по жалобе неоднократно обращал внимание ЕСПЧ, с точки зрения которого запоздалое начало проверки жалобы и задержки при ее проведении, за которые несут ответственность национальные органы, влекут потерю времени, которая не может не оказать отрицательного влияния на ход расследования (см., например, Постановления ЕСПЧ от 29.07.2010 по делу "Копылов против Российской Федерации", от 10.05.2011 по делу "Попандопуло против Российской Федерации", от 07.07.2011 по делу "Шишкин против Российской Федерации").
9. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены условия и порядок продления срока, установленного ч. 1 этой статьи. Возможность продления срока проверки сообщения о преступлении обязывает руководителя органа расследования оценить все приводимые в ходатайстве следователя доводы, подтверждающие необходимость продления срока проверки, законность и обоснованность этого (см. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2008 N 960-О-О). Лицами, обладающими правом продления этого срока в общей сложности до 10 суток, являются руководитель следственного органа, начальник органа дознания, прокурор. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
10. Руководители компетентных органов в пределах своих полномочий организуют проверку сообщений о преступлениях, принятых ими лично, а также при изучении докладываемых им в установленном порядке зарегистрированных сообщений о преступлении. Такая проверка необходима в каждом конкретном случае. Однако если из самого сообщения о преступлении следует, что уже достаточно данных для принятия решения, предусмотренного ст. 145 УПК РФ, то такое решение принимается без проведения дополнительных проверочных действий. По сообщению о преступлении, распространенному в СМИ, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а по поручению руководителя следственного органа - следователь (ч. 2 комментируемой статьи).
11. При проверке сообщений о преступлении должны быть исследованы и оценены все доводы, изложенные в обращении (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2007 N 109-О-О). В перечень действий, которые могут быть предприняты компетентными органами и должностными лицами в целях проверки сообщений о преступлении, входят как проверочные, так и следственные действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи. К проверочным процессуальным действиям следует относить: получение объяснений; образцов для сравнительного исследования и изъятие их в порядке, установленном УПК РФ; истребование документов и предметов и изъятие их в порядке, установленном УПК РФ; требование производства документальных проверок; ревизий; требование производства исследований документов; предметов; трупов; привлечение к участию в этих действиях специалистов. К следственным действиям, допущенным в этой стадии, законодатель отнес: назначение судебной экспертизы, принятие участия в ее производстве и получение заключения эксперта в разумный срок; производство осмотра места происшествия; осмотра документов; предметов; трупов; производство освидетельствования. Кроме этого, следователь вправе в этой стадии давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
12. Среди проверочных действий УПК РФ не дает определение и разграничение понятий "ревизии", "документальные проверки", в связи с чем лицо, осуществляющее проверку сообщения о преступлении, вправе привлечь специалиста для проведения ревизии или документальной проверки (см., например, п. 3 Указа Президента РФ от 03.03.1998 N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики"). Ревизии и документальные проверки проводятся и вне уголовного судопроизводства, и порядок их производства регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами (см., например, Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок), утвержденное Приказом Минфина России, МВД России и ФСБ России от 07.12.1999 N 89н/1033/717). Отличительной чертой ревизий и документальных проверок как способов проверки сообщений о преступлении является их целевая направленность - проверка сообщений о преступлении в целях выявления наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, либо отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
13. Одним из способов проверки сообщения о преступлении является право истребовать документы и предметы, которое корреспондирует с положением ч. 4 ст. 21 УПК РФ. Таким правом наделена и полиция, которая может по мотивированному запросу запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, аналогичное положение закреплено и в п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
Одновременно законодатель указал и на право изымать такие документы и предметы в порядке, установленном УПК РФ. Несмотря на наличие в комментируемой статье формулировки "изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом", УПК РФ не содержит ни такого самостоятельного процессуального действия, как "изъятие", ни его правовой регламентации. Понятие "изъятие" используется в качестве элемента таких самостоятельных следственных действий, как осмотр, обыск, выемка, освидетельствование. Однако производство обыска и выемки возможно только в стадии расследования преступлений. Следовательно, указанное в комментируемой статье "изъятие" документов и предметов при проверке сообщений о преступлении фактически возможно не в качестве самостоятельных действий, а только как элемент разрешенных здесь следственных действий: осмотра или освидетельствования.
14. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи поводом может явиться и сообщение в СМИ. Под СМИ понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"). Редакция, главный редактор СМИ обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего СМИ документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Следует обратить внимание, что в данном случае проверка начинается не с момента опубликования статьи, содержащей информацию о совершенном преступлении, а с момента обнаружения ее правоохранительными органами или прокурором. В этом случае составляется рапорт в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ, либо направляется соответствующее постановление прокурора согласно п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.
15. Право получать образцы для сравнительного исследования, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, также является способом проверки сообщения о преступлении. Получение образцов для сравнительного исследования регламентировано в ст. 202 УПК РФ, где содержится оговорка о возможности их получения до возбуждения уголовного дела. В необходимых случаях получение образцов производится с участием специалистов. Если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом. В этом случае сведения о производстве указанного действия эксперт отражает в своем заключении.
16. Право требовать производства исследования документов, предметов, трупов; привлекать к участию в этих действиях специалистов не является следственным действием и не составляет производства судебной экспертизы. Такие исследования проводятся для проверки сообщения о преступлении специалистами по поручению следователя, дознавателя. Следует отметить, что справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28). Поэтому в случаях обязательного или необходимого проведения экспертизы по делу назначать по этим же вопросам исследование в стадии возбуждения уголовного дела нецелесообразно. Указание в ч. 1 комментируемой статьи одновременно и проверочного действия (исследования), и следственного действия (экспертизы) обязывает следователя, дознавателя всякий раз оценивать и выбирать наиболее оптимальный способ проверки, соответствующий обстоятельствам конкретной ситуации.
17. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий корреспондирует с положениями ст. 7 Закона об ОРД, согласно которой основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются в числе иных поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. В ст. 6 указанного Закона содержится исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (см. комментарий к ст. 89 УПК РФ).
18. Еще один способ проверки сообщения о преступлении - назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок. Правоприменитель достаточно часто сталкивается с тем, что без предварительного экспертного исследования сложно принять решение о наличии или отсутствии признаков преступления. Прежде всего речь идет о незаконном обороте наркотических средств и незаконном обороте оружия, когда без использования специальных знаний невозможно получить достаточные данные, свидетельствующие о наличии основания для возбуждения уголовного дела. Производство исследования таких объектов вместо экспертизы может привести к израсходованию вещества или повреждению предмета исследования, а результаты подобных исследований не могут являться надлежащим доказательством. При указанных обстоятельствах становится невозможным провести судебную экспертизу после возбуждения уголовного дела. Внесение изменений в УПК РФ создало правовую основу уже в рамках проверки сообщения о преступлении назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок.
19. Законодатель, предусмотрев такой способ проверки сообщения о преступлении, как получение объяснений, не закрепил ни процессуальный порядок их получения, ни их форму (письменную или устную), ни круг субъектов, от которых можно получать эти объяснения, ни соответственно наличие (отсутствие) ответственности за отказ от дачи объяснений, что само по себе уже исключает возможность использования объяснений в качестве доказательства по делу. Отсутствие детальной регламентации порядка получения объяснений при проверке сообщений о преступлении не исключает возможности получения объяснений как в письменной, так и в устной форме. При этом объяснения, данные в письменной форме до возбуждения уголовного дела, не должны быть оформлены в виде протокола допроса, поскольку согласно ст. 166 УПК РФ допросы возможны только в стадии расследования. В то же время объяснения, данные в ходе следственных действий, которые допустимы согласно уголовно-процессуальному законодательству до возбуждения уголовного дела, например, при осмотре места происшествия, должны быть занесены в протокол следственного действия, и в этом случае такие сведения приобретают доказательственное значение в составе такого протокола.
20. Отдельно следует рассмотреть вопрос о проверке сообщений о преступлениях, совершенных определенными категориями лиц, например, судьями, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении которых необходима определенная процедура. Например, по мнению Конституционного Суда РФ, не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 07.03.1996 N 6-П, от 18.10.2011 N 23-П; Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 452-О, от 07.02.2008 N 224-О-О, от 17.01.2012 N 175-О-О, от 29.05.2012 N 1033-О и ч. 8 ст. 448 УПК РФ).
21. Особый порядок предусмотрен для проверки сообщений о таких преступлениях, как "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц" (ст. 198 УК РФ); "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций" (ст. 199 УК РФ) и "Неисполнение обязанностей налогового агента" (ст. 199.1 УК РФ). Следователь, получивший сообщение о таком преступлении и прилагаемые к нему документы, не позднее трех суток с момента поступления сообщения проверяет сначала наличие или отсутствие оснований для отказа в возбуждении такого дела, в том числе предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 - 199 УК РФ. Затем он обязан направить копии сообщения и документов, в том числе предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки, в вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором плательщик состоит на учете (ч. 7 комментируемой статьи). В свою очередь, вышестоящий налоговый орган не позднее 15 суток должен подготовить и направить следователю свое заключение о том, было или не было нарушение законодательства о налогах и сборах; подтвердить или нет правильность предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам. Иными словами, этот орган должен высказать оценку правильности выводов проверки, проведенной нижестоящим налоговым органом, если сообщение поступило по материалам такой проверки. Кроме этого, следователю должны сообщить информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения решения налогового органа о наличии недоимки и соответствующем нарушении налогового законодательства. Если вышестоящий налоговый орган выявит, что налоговая проверка в отношении плательщика еще не завершена или решение по ее результатам еще не принято, или сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах не выявлены (не были предметом проверки), об этом также сообщается следователю (ч. 8 комментируемой статьи).
Получив соответствующее заключение налогового органа и оценивая его в совокупности с имеющимися материалами проверки, следователь принимает законное и обоснованное решение по существу сообщения о преступлении. Если оснований для возбуждения уголовного дела достаточно, а основания для отказа в этом отсутствуют, следователь вправе возбудить такое дело, не дожидаясь заключения или иной информации от вышестоящего налогового органа. Общий срок разрешения сообщения о таких преступлениях не должен превышать 30 суток с момента поступления сообщения об этом преступлении (ч. 9 комментируемой статьи).
22. Расширение полномочий должностных лиц (органов), производящих проверку сообщений о преступлениях, тесно связано с вопросом о правовом статусе лиц, вовлеченных в проводимую проверку. В соответствии с ч. 1.1 рассматриваемой статьи лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении:
- разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ;
- обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы;
- гарантируются права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников; пользоваться услугами адвоката; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.
О том, что лицу, участвующему в проверке сообщения о преступлении, разъяснены его права и обязанности, необходимо делать соответствующую отметку в протоколе следственного или иного проверочного действия, например, в протоколе осмотра места происшествия, или в постановлении о назначении судебной экспертизы, или ином документе, в том числе при получении объяснений, удостоверив подписью данного участника и лица, разъяснившего права и обязанности.
В круг лиц, участвующих в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, могут быть вовлечены в первую очередь лица, сообщившие о преступлении, которые именуются также заявителями. Заявителями могут быть как лица, пострадавшие от преступления, так и очевидцы произошедшего. В случае явки с повинной о преступлении сообщает лицо, совершившее его. В ходе проверки может исследоваться причастность конкретного лица к данному преступлению и фактически проявляться подозрение в отношении такого лица. Объем прав, требующих защиты в стадии возбуждения уголовного дела, у этих лиц различен, но Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что должны быть обеспечены права, обусловленные не формально-правовым статусом лица, а его фактическим процессуальным положением (см. комментарий к ст. ст. 42, 46 УПК РФ). Поэтому, независимо от того, что жертва преступления в этой стадии еще не признается потерпевшим, а заподозренное лицо еще не получает статуса подозреваемого, следователь, дознаватель и иные должностные лица обязаны разъяснять и реально обеспечивать таким лицам все необходимые процессуальные права. Представляется, что лица, участвующие в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть ознакомлены прежде всего с правами, перечисленными в ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ. Также им должны быть разъяснены: право заявлять отводы, ходатайства (ст. 119 УПК РФ) и право на обжалование (ст. ст. 123, 125 УПК РФ), право давать объяснения на родном языке, а также пользоваться помощью переводчика бесплатно (ст. 18 УПК РФ) и др.
23. Права и обязанности связаны с теми процессуальными действиями, непосредственным участником которых данное лицо является либо проведение которых затрагивает права и интересы этих лиц. Речь идет о правах и обязанностях лиц, возникающих в связи с проведением определенных процессуальных действий, которые могут быть проведены в ходе проверки сообщений о преступлении. Кроме этого, в соответствии с ч. 1.2 комментируемой статьи законодатель наделяет сторону защиты и потерпевшего правом заявить ходатайство о производстве дополнительной либо повторной экспертизы уже после возбуждения уголовного дела, которое будет безоговорочно удовлетворено. Вместе с тем в УПК РФ остался неурегулированным вопрос о том, когда и в какой срок указанные лица смогут реализовать право на ознакомление с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта в ходе проверки сообщения о преступлении.
Соответствующие права и обязанности разъясняются и иным вовлеченным в производство процессуальных действий при проверке сообщений о преступлении лицам, например, понятым, экспертам, специалистам, переводчикам, лицам, в жилище которых производится осмотр, и т.д. Перечень прав и обязанностей указанных лиц содержится в соответствующих статьях УПК РФ, определяющих их статус, а также в статьях, регламентирующих производство соответствующих процессуальных действий. Отдельно законодатель оговаривает права лица, поставившего условие о сохранении в тайне источника информации, в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Это соответствует положениям ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации" о конфиденциальности информации и может служить основанием для применения предусмотренных законодательством мер безопасности.
При необходимости обеспечить безопасность лиц, участвующих в проверке сообщения о преступлении, в ч. 1.1 комментируемой статьи предусмотрена возможность обеспечения такой меры безопасности, как обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении. Меры государственной защиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Комментируемая норма не лишает возможности применения в отношении лиц, участвующих в проверке сообщения о преступлении, и иных мер безопасности. Государственной защите также подлежат близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых может оказываться в целях воздействия на защищаемых лиц.
24. Лицу, участвующему в процессуальных действиях при проверке сообщения о преступлении, гарантируется право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. Право на обращение с жалобой на действия (бездействие) и решения должностных лиц является конституционным правом каждого. Поэтому даже лицо, не обладающее формальным процессуальным статусом, участвующее в проведении проверки по сообщению о преступлении, полагающее, что его права и интересы нарушены, вправе обратиться с жалобой в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
25. В соответствии с ч. 1.1 комментируемой статьи лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщений о преступлении, предоставляется право пользоваться услугами адвоката. Так, лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, вправе пользоваться услугами защитника с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы. Такой подход законодателя соответствует и правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П, от 27.06.2000 N 11-П; Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2004 N 350-О, от 23.06.2009 N 889-О-О, от 19.10.2010 N 1360-О-О), и Верховного Суда РФ, разъяснившего, что каждое лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы этого лица (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8). Адвокату для этого необходимо представить лицу, ведущему проверку сообщения о преступлении, ордер и свое удостоверение. Правом пользоваться услугами адвоката, как уже отмечалось, наделены и иные лица, вовлеченные в проверку сообщений о преступлении.
26. Право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, т.е. супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков, является конституционным правом. Согласно ч. 2 ст. 11 УПК РФ в случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу. Аналогичные положения распространяются на порядок дачи объяснений. Европейский суд по правам человека неоднократно обращал внимание на то, что право хранить молчание и право не свидетельствовать против себя признаны в качестве международных стандартов, которые составляют основу справедливой процедуры в соответствии со ст. 6 ЕКПЧ (см., например, Постановления ЕСПЧ от 10.03.2009 по делу "Быков против Российской Федерации", от 18.02.2010 по делу "Александр Зайченко против Российской Федерации").
Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства. Порядок аналогичного предупреждения см. в комментарии к ст. 161 УПК РФ.
28. В соответствии с ч. 1.2 комментируемой статьи полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательства лишь при условии, если они получены с соблюдением положений ст. ст. 75 и 89 УПК РФ (см. комментарий к ст. ст. 74, 75, 84, 89 УПК РФ).
Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
Комментарий к статье 145
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи по результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
В своих решениях ЕСПЧ неоднократно напоминает, что обязательство расследовать - это обязательство средств, а не обязательство получить результат: не каждое расследование обязательно должно быть успешным или привести к результатам, подтверждающим изложение фактов заявителем; однако оно должно в принципе вести к выяснению обстоятельств дела и, если жалобы оказались обоснованными, к установлению и наказанию виновных (см. Постановления ЕСПЧ от 30.07.2009 по делу "Гладышев против Российской Федерации", от 10.05.2011 по делу "Попандопуло против Российской Федерации"). Применительно к комментируемому вопросу, каждое сообщение о преступлении должно быть рассмотрено, в результате чего принято решение, которое не обязательно должно быть решением о возбуждении уголовного дела, но после рассмотрения сообщения о преступлении и выяснения всех обстоятельств, при наличии предусмотренных законом оснований, это должно быть законное, мотивированное и обоснованное решение.
2. Законодатель определил круг лиц, наделенных правом принимать это решение: орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа. Указанные лица принимают решения по результатам проверки и рассмотрения сообщений о преступлении с учетом своей компетенции и подследственности. Решения могут принимать и иные лица, исходя из их компетенции (см. комментарий к ст. ст. 144 и 146 УПК РФ).
3. Процессуальные решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении на основе анализа и оценки собранных материалов, оформляются в виде постановлений. При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ (см., например, Определения Конституционного Суда РФ от 25.01.2005 N 42-О, от 23.09.2010 N 1125-О-О; Постановление Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 N 4-П), такие решения должны быть законными, обоснованными, мотивированными и содержать указание на конкретные обстоятельства, положенные в его основу (см. Определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 N 500-О, от 25.01.2007 N 5-О). При наличии достаточных данных, указывающих на признаки конкретного преступления, и законного повода должностное лицо в пределах своей компетенции возбуждает уголовное дело. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать дату, время и место его вынесения, указание на то, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения уголовного дела, а также пункт, часть и статью УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело. Часть 2 ст. 140, ч. 1 ст. 145 и п. 3 ч. 2 ст. 146 УПК РФ не предусматривают возможности возбуждения уголовного дела при иных условиях, нежели наличие законного повода и основания к тому (см. Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2075-О).
В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание, что орган предварительного расследования в пределах своей компетенции обязан незамедлительно возбудить уголовное дело не только при наличии основания для возбуждения уголовного дела, но и также при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела (см. Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2076-О). Следовательно, полномочие рассматривать сообщения о преступлении не означает, что органу предварительного расследования предоставлена возможность произвольного возбуждения уголовного дела без учета обстоятельств, исключающих производство по делу, и без отражения в соответствующем постановлении всех результатов проверки сообщения о преступлении.
4. Об особенностях принятия решения по сообщениям о совершении преступления лицами, отнесенными законом к особым категориям, см. комментарий к ст. ст. 447 - 451 УПК РФ. Особого внимания заслуживает вопрос, касающийся порядка возбуждения уголовного дела о совершении преступления, предусмотренного ст. 305 УК РФ "Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта", в отношении судьи. Положения УПК РФ, касающиеся регламентации указанных вопросов, являлись предметом неоднократного рассмотрения Конституционного Суда РФ. Среди прочих аспектов этого вопроса Конституционный Суд РФ, в частности, признал, что взаимосвязанные положения ст. ст. 144, 145 и 448 УПК РФ и п. 8 ст. 16 Закона о статусе судей, устанавливающие порядок рассмотрения сообщения о совершении преступления судьей, и принятия решения по такому сообщению не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой на основании этих положений допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 305 УК РФ. Это предполагает непосредственную оценку во внесудебном порядке вынесенного этим судьей судебного акта, вступившего в законную силу, не отмененного и не признанного в соответствующем процессуальном порядке незаконным и необоснованным, в качестве неправосудного (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2011 N 23-П и ч. 8 ст. 448 УПК РФ).
5. О порядке и основаниях отказа в возбуждении уголовного дела см. комментарий к ст. ст. 24 и 148 УПК РФ. Принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения сообщения о преступлении имеет значение с точки зрения процессуальных последствий для лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство на рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующему основанию не влекут признание этого лица виновным или невиновным в совершении преступления. Принимаемое в таких случаях процессуальное решение не подменяет собой приговор суда и по своему содержанию и правовым последствиям не является актом, которым устанавливается виновность подозреваемого (обвиняемого) в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции РФ (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 28.10.1996 N 18-П, от 14.07.2011 N 16-П; Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 N 292-О-О). Вместе с тем, отметив, что законодатель был вправе установить в федеральном законе основания прекращения уголовного преследования, в том числе относящиеся к нереабилитирующим, в частности истечение срока давности уголовного преследования, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что законодатель не освобождается от необходимости обеспечивать при этом гарантии защиты прав и свобод других лиц, в том числе права потерпевших от преступлений на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (см. Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1416-О-О).
6. Если в процессе рассмотрения сообщения о преступлении выяснится, что расследование преступления относится к компетенции иного органа, то происходит передача сообщения соответствующему компетентному органу (см. также комментарий к ст. ст. 150 - 152 УПК РФ). В связи с этим принимается решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а также с учетом территориальной подследственности (п. 31 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399), а по уголовным делам частного обвинения - мировому судье в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ с учетом правил о территориальной подсудности, а также того, известно ли лицо, совершившее преступление. Передача сообщения по подследственности возможна при условии отсутствия неотложной ситуации. При наличии угрозы утраты следов преступления или сокрытия предполагаемого подозреваемого орган дознания должен вынести постановление о возбуждении уголовного дела, произвести неотложные следственные действия и направить уголовное дело руководителю следственного органа или прокурору для передачи его соответствующему следователю или органу дознания (п. 3 ст. 149, ч. 5 ст. 152, ст. 157 УПК РФ). Решение руководителя следственного органа или прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения, зарегистрированного в установленном порядке правоохранительным органом в книге регистрации сообщений о преступлении, решение о его передаче не может быть произвольным (см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 301-О-О) и должно иметь процессуальную форму постановления (п. 1.2 указания Генпрокуратуры России от 19.12.2011 N 433/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел").
7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи о любом из принятых решений сообщается заявителю. Вместе с тем в данной статье законодатель не указал, каким именно образом надлежит информировать заявителя, и эти вопросы регулируются в других статьях УПК РФ. Например, в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ предусмотрено, что потерпевшему должна быть вручена копия постановления о возбуждении уголовного дела. Подозреваемый также вправе знать, в чем он подозревается, получать копию постановления о возбуждении в отношении его уголовного дела (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). Кроме этого, как отметил в ряде своих решений Конституционный Суд РФ (см. Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2000 N 191-О, от 19.02.2003 N 78-О, от 29.09.2011 N 1251-О-О, от 17.07.2012 N 1264-О, от 18.10.2012 N 1906-О), лицо, по чьему заявлению о преступлении было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела, вправе обжаловать данное решение и знакомиться с материалами, послужившими основанием для его вынесения. Лицо, подавшее заявление о преступлении, вправе обжаловать в суд или прокурору отказ в возбуждении уголовного дела, как способный причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства (см. Определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 126-О), а соответствующие органы обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П; Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2000 N 191-О, от 19.02.2003 N 78-О).
При проверке судом законности постановления о возбуждении уголовного дела не должны предрешаться вопросы, которые впоследствии могут стать предметом разбирательства по существу уголовного дела (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 N 5-П; Определения Конституционного Суда РФ от 27.12.2002 N 300-О, от 22.10.2003 N 385-О, от 21.02.2008 N 134-О-О). Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит каких-либо положений, допускающих возможность рассмотрения заявления о преступлении в неполном объеме, без оценки доводов лица, пострадавшего от преступления, и без указания мотивов принятого решения. Поэтому при осуществлении надзора за законностью решений, принимаемых по сообщениям о преступлении, указания об устранении недостатков, даваемые прокурором органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, что, в частности, не предполагает неоднократную отмену прокурором по одним и тем же основаниям постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с целью проведения дополнительной проверки сообщения о преступлении. Неоднократное прерывание и возобновление проверки заявлений о преступлении приводит к нарушению разумного срока рассмотрения дела и ограничению доступа потерпевших к правосудию (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 N 610-О-О).
8. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в случае принятия решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения в суд орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают меры по сохранению следов преступления, и они могут быть приняты не только при принятии указанного решения, но и предшествовать принятию такого решения.