Раздел ix. экологическое право
Становление и развитие отрасли экологического права связано с обострением экологического кризиса и возникновением противоречия между обществом и природой.
Термин «экология» был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Он же дал одно из первых определений экологии как науки. В настоящее время проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки. Это объясняется такими причинами, как обострение отношений общества и природы, возникновение глобальных проблем охраны окружающей природной среды.
Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных отношений.
Экологическое право – это комплексная отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в целях оздоровления и улучшения природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Экологическое право состоит из общей, особенной и специальной частей.
В о б щ е й ч а с т и содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод экологического права, его источники, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Субъектами экологических правоотношений являются граждане, юридические лица, государство и его органы.
Объектами экологических правоотношений выступает как окружающая природная среда в целом, так и отдельные природные объекты (земля, недра, воды, животный мир, леса, атмосферный воздух, особо охраняемые природные территории и объекты).
Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан.
Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция предусматривает также и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены в основополагающем в экологическом праве законодательном акте – Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», а также в Федеральных законах "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ и др.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» граждане имеют следующие права и обязанности:
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;
2. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
3. Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
4. Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
5. Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
6. Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
7. Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
8. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
9. Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Граждане обязаны:
1) сохранять природу и окружающую среду;
2) бережно относиться к природе и природным богатствам;
3) соблюдать иные требования законодательства.
Право собственности на природные ресурсы регулируется Конституцией РФ, Гражданским, Земельным, Водным и Лесным кодексами и другими федеральными законами.
О с о б е н н а я ч а с т ь экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов.
Здесь выделяется охрана таких природных ресурсов, как земля (Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ), недра (Закон «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1), лесной фонд (Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 29.01.1997 N 22-ФЗ), водные природные ресурсы (Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 16.11.1995 N 167-ФЗ), животный мир (Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире»), атмосферный воздух и озоновый слой (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), особо охраняемые природные территории (Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
С п е ц и а л ь н а я ч а с т ь экологического права включает международное право окружающей среды.
Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды нашли свое отражение и нормативное закрепление в международных договорах в области охраны окружающей природной среды, участником которых является РФ.
Этими принципами являются:
1) право каждого человека на жизнь в более благоприятных условиях;
2) каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
3) экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
4) хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить вред окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
5) недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
6) государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
7) все споры должны решаться только мирным путем.
В РФ установлен приоритет норм международного права перед внутренним законодательством. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью нашей правовой системы и, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». – М.: «Ось-89», 2002.
ЧАСТЬ II. ПРАКТИКУМ
ВВЕДЕНИЕ
Практикум предназначен для проведения семинарско-практических занятий в целях контроля усвоения студентами материала лекционного курса. Он включает 4 теста, 26 задач и 8 упражнений. Тесты и задачи расположены по разделам курса.
Для решения тестов следует выбрать правильный ответ из четырех предложенных. В конце каждого теста приведены правильные ответы.
Решению задач должно предшествовать изучение студентами основных положений лекционного курса, учебной литературы и нормативных источников. Оно предполагает уяснение смысла задачи, выявление правовых вопросов, подлежащих решению, достаточную аргументацию со ссылкой на соответствующие теоретические положения юридической науки или правовые нормы и приведением конкретных ответов на поставленные в задаче вопросы и задания. Предлагаемые решения должны быть теоретически обоснованы, юридически грамотны и доказательны. При решении задач студентам следует использовать конспекты лекций, а также соответствующие кодексы.
Фактические обстоятельства, фамилии, названия населенных пунктов и государств даны условно в учебных целях.
В конце практикума приведен перечень основных понятий правоведения, содержащихся в государственном образовательном стандарте. После изучения курса студенты должны уметь дать определение каждому из этих понятий. Страницы пособия, на которых можно найти эти определения, указаны справа.
Тесты для текущего контроля
Тест № 1 (по разд. I)