Понятие и признаки нормативно-правовых актов
Как мы уже говорили, среди юридических фактов существуют так называемые акты, которые могут иметь в том числе и документальную форму.
Государственно-властные акты принято делить на нормативные и индивидуальные.
Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся нормы права.
Признаки нормативно-правового акта:
1) имеют правотворческий характер: ими нормы права устанавливаются, изменяются или отменяются;
2) издаются в пределах компетенции правотворческого органа;
3) облекаются в документальную форму (т. е. имеют реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, номер), являются по происхождению документами официальными (а не личными, как например анкеты), а по способу фиксации – письменными (на пишущей машинке, принтере, типографскими, в исключительных случаях – от руки), а не графическими или фотокиновидеодокументами. Письменная форма документов способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что важно для того, чтобы санкция не налагалась из-за разного понимания нормы гражданином и государственным органом, ее налагающим. Текст акта должен иметь определенную структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений.
Требования к нормативно-правовым актам:
1. Нормативно-правовой акт должен соответствовать конституции государства и не противоречить другим нормативно-правовым актам с большей юридической силой.
2. Доступность, так как незнание или непонимание нормы не освобождает от ответственности. Доступность нормативно-правового акта означает, что:
а) он обязательно подлежит доведению до сведения граждан или организаций (опубликование, либо закрытая рассылка). Неопубликованные законы и иные нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, согл. ст. 15 Конституции РФ, не применяются.
б) язык нормативно-правового акта должен быть понятен людям ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативно-правовые акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, не носить слишком абстрактного характера, но и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.
Закон и подзаконные акты
Нормативные правовые акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативно-правового акта. Нормативные акты (законы в широком или материальном смысле) в зависимости от их юридической силы подразделяются на виды:
I Законы (в собственно юридическом или формальном смысле) – это нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти либо непосредственно населением, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
Признаки закона:
1. Особый порядок принятия – законодательный процесс, – как правило, описан в конституции (например, ст. 104-108 Конституции РФ).
Его основные стадии:
- законодательная инициатива;
- обсуждение законопроекта;
- принятие закона;
- опубликование закона.
2. Законодательный орган – парламент государства, который может быть однопалатным или двухпалатным. В прошлом были и многопалатные. Обычно нижняя палата, формируемая непосредственно населением, принимает закон, а верхняя его одобряет или отклоняет, а глава государства подписывает.
3. Особый предмет регулирования. В некоторых странах установлен в конституции строгий перечень вопросов, которые регулируются с помощью законов. В РФ соответствующий законодательный орган может принять закон по любому вопросу, который сочтет нужным.
4. Высшая юридическая сила. Означает, что другие нормативно-правовые акты не должны ему противоречить, так как в случае такого противоречия применяется закон.
Законы классифицируются по различным основаниям:
1) по значимости:
а) о поправке к конституции;
б) конституционные;
в) обыкновенные (текущие):
- кодифицированные (например, Основы законодательства, кодексы, уставы);
- некодифицированные;
2) по времени действия:
а) постоянные (их большинство);
б) временные (например, о бюджете на год);
3) по уровню:
а) законы субъектов федерации;
б) федеральные законы;
в) Договором о создании Союзного государства между РФ и Белоруссией предусмотрено принятие законов Союзного государства.
II Подзаконные акты – это правовые акты органов государственной власти или местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции в соответствии с законом, либо на его основе и во исполнение. Все акты, которые не являются законами, подзаконны. На федеральном уровне РФ это: указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты других органов (например, Банка России, Центризбиркома).
III Локальные (корпоративные, внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты – акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяющиеся только на членов (или работников) этих организаций и регулирующие отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятия. Например: устав акционерного общества, приказ директора предприятия, правила внутреннего трудового распорядка. Такие акты могут содержать нормы права в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (например, согл. ст. 8 ТК РФ).