Понятие, типология, признаки государства.

Предмет.

Предметом является гос-во и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического, правового познания и правового регулирования. Изучаются не только государственно-правовые явления, но и представления людей о них. В предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

2.

1. Теории происхождения права.

А). Римские юристы вкладывали в понятие права следующие элементы:

FAS – божественное начало, воля.

JUS – справедливость (от слова «юстиция»), каждому по заслугам.

LEX – закон, как форма фиксирования предыдущих двух элементов.

Б).Психологическая теория. Людям свойственно жить в обществе по определённым нормам, правилам, подчинять либо подчиняться. В основе этой теории активно-пассивный элемент: с 1 стороны воля, с другой – эмоции. Мы выстраиваем в сознании систему норм, что нам можно, что нельзя, что обязаны и т.д., т.е. представления о должном поведении.

В). Социологическая теория. Общество в своём развитии выводит законы взаимоотношений между людьми, социальными группами. Общество способно к саморегуляции, значит государство не должно создавать законы. Оно просто должно фиксировать правила, выработанные обществом, придавая им статус обязательных.

Г). Нормативистская теория. Считается, что правотворческий процесс и реальная жизнь не смешиваются. Правила взаимодействия создаёт государство, следит за их исполнением. Используется сейчас.

Д). Рационалистическая теория. Правила поведения разрабатывают и устанавливают люди в зависимости от интересов и целей, стоящих перед ними. У кого больше возможностей и силы в достижении цели, тот и устанавливает правила.

Е). Теория естественного права. Независимо от человека складываются принципы жизни в обществе, выражающие высший разум, законы мироздания. Все люди рождаются с равными правами.

Ж). Марксистская теория. Право – есть совокупность правил поведения, установленных экономически и политически господствующим классом.

Право - осознанная обществом система общеобязательных формально определенных установленных или санкционированных правил поведения, определяющих меру возможного или должного поведения, обеспеченных в своей реализации принудительной силы государства.

2. Теории происхождения государства

А).Теологическая. Государство – результат проявления божественной воли, воплощение власти Бога на земле. Светская власть производна от власти церкви. Народ обязан повиноваться государственной власти как продолжению воли божественной (Фома Аквинский).

Б). Патриархальная. Государство – лучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца. (Аристотель, Михайловский)

В). Патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю. Власть автоматически распространяется и на проживающих на земле людей. (Галлер)

Г). Договорная. Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В договорном государстве люди обладают всеми естественными правами, но нет власти, защищающей человека. Для устранения социального порока люди объединялись и заключали договор о передачи части своих естественных прав государству, как органу, представляющему общие интересы. Государство со своей стороны должно обеспечивать права человека. Правила нарушаются – революция (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев).

Д). Насилия. Государство – результат насилия, завоевания слабых племен более сильными и организованными. Оно необходимо слабым, а не сильным. Это гарантирует их дальнейшую безопасность. В дальнейшем государство сулит всеобщее благо и процветание. Идеология фашизма. (Каутский)

Е). Психологическая. Образ государства – результат человеческой психики, потребности жить в коллективе, подражать авторитету, руководить и подчинятся. (Потрожцкий – зависимость людей от воли вождей)

Ж). Марксистская. Государство – результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Это средство угнетения людей и поддержания господствующего класса. (Маркс, Энгельс, Ленин)

3.

Господство права

2. Верховенство закона.

Главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами. Всеобщность закона, т.е. на территории всей страны и для всех в равной степени. Основной закон государства – это Конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Разделение властей

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти.

10.

Признаки права.

1. Система норм. Чётко иерархированная система норм, непротиворечащих друг другу, взаимодействующих друг с другом.

2. Исходит от государства. Право применяется, санкционируется или признаётся государством.

3. Охраняется государством. Государство не только издаёт право, но и охраняет его. Нарушение нормы права должно влечь за собой государственное принуждение, меры наказания.

4. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех субъектов общественных отношений. Закон един для всех.

5. Формальная определённость. Право содержится в определённых формах – нормативно-правовых актах, судебных прицидентах, правовых обычаях. Вне этой формы право не существует.

11.

12.

Источники (формы) права.

Источники права – это способы внешнего выражения нормы права. Источниками права являются:

Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правила поведения, которым государство придаёт обязательное значение и гарантирует своей принудительной силой (государственное принуждение).

Судебный прецедент – сущность его заключается в придании нормативной силы решениям суда по конкретному делу. Решение суда превращают в норму права. При рассмотрении последующих аналогичных дел, суд может руководствоваться ранее принятым решением, фактически осуществлять правотворчество.

Нормативно-правовой акт (НПА) – содержащий правовые нормы официальный юридический документ, который создаётся в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Различают следующие виды НПА: временные, постоянные, чрезвычайные (в зависимости от времени действия); региональные, национальные (от территории); подзаконные, законные (от юридической силы).

13. .Норма права: понятие, признаки и виды

Норма права– государственное властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Система права – совокупность всех норм права, принятых государством.

Структура нормы права:

Гипотеза (ЕСЛИ…), Диспозиция (ТО…), Санкция (ИНАЧЕ…)

Нормы права:

− Устанавливается и поддерживается государством;

− Общеобязательность;

− Многократность применений.

Виды правовых норм.

Все правовые нормы классифицируются по характеру правового принуждения на:

Управомочивающие - определяют рамки возможного поведения.

Обязывающие – обязывают совершить действие, описывают должное, активное поведение.

Запрещающие – содержат предписания должного пассивного поведения (что делать нельзя).

ИЛИ

1. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ,

2. Вторыми по значимости являются законы:

- конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или указанные в Конституции);

- обыкновенные.

Кодификационные (Основы законодательства РФ и кодексы)

Текущие.

- федеральные (принятые верховным законодательным органом РФ)

- законы субъектов РФ.

3. Среди подзаконных актов:

- указы Президента РФ,

- постановления высших органов власти,

- акты центральных органов государственного управления (все они не могут противоречить Конституции и законам).

15.

16.

17.

Виды правонарушений.

По степени их социальной опасности (вредности) все правонару­шения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общест­венной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значи­мые, существенные интересы общества, охраняемые от посяга­тельств уголовным законодательством.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (граж­данские, административные, дисциплинарные правонарушения).

Гражданские правонарушения (проступки). Объект посягательства - иму­щественные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения (неисполнения или ненад­лежащего исполнения договорных обязательств, причинение имущественного вреда). Санкции - возмещении нанесенного имущественного ущерба, от­мена незаконных сделок, восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Административные правонарушения (проступки) - пося­гательства на установленный порядок государственного управле­ния, собственность, права и законные интересы граждан (мелкое хищение, и нарушение правил уличного дви­жения.). Санкции - предупреждение, штраф, лишение водительских прав и др.

Дисциплинарные правонарушения (проступки) - противоправные деяния, нарушающие внутренний распо­рядок деятельности предприятий, учреждений и организаций.. Меры ответственности - замечание, выговор, строгий выгово­р, перевод на низшую должность, отчисление из учебного за­ведения и т.д.

Состав правонарушения — Это система при­знаков необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.

Элементы правонарушения:

Объектом правонарушения являются общественные отноше­ния, регулируемые и охраняемые правом (имущественные, трудовые, политические и иные права и интересы, жизнь, честь, достоинство, здоровье человека)

Объективная сторона правонарушения показывает его выраже­ние вовне. Содержание объективной стороны составляют: проти­воправное деяние, его общественно вредные последствия и при­чинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъектом правонарушения признается достигшее определен­ного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация.

Структура Конституции РФ.

Конституция принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. Страна проголосовала 58,4% - за, 41,6% - против.

Состоит из приамбулы (вступительной части, в которойрассказаны цели и мотивы) и 2 разделов.

Раздел первый (9 глав)

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

19.

20.

21.

22.

Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган исполнительной власти — правительство РФ; другие федеральные органы при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов. Они либо назначаются соответствующими руководителями исполнительных органов, либо избираются. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий они подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

Действия исполнительной власти многоплановы, они направлены и на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства.

Являясь органами, обшей компетенции Президент, Правительство РФ и исполнительные органы субъектов, выполняют задачи, функции и полномочия по руководству экономикой, социально-культурной и иной деятельности в территориальном, межотраслевом и отраслевом аспектах.

23.

24.

25.

Предмет.

Предметом является гос-во и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического, правового познания и правового регулирования. Изучаются не только государственно-правовые явления, но и представления людей о них. В предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

2.

1. Теории происхождения права.

А). Римские юристы вкладывали в понятие права следующие элементы:

FAS – божественное начало, воля.

JUS – справедливость (от слова «юстиция»), каждому по заслугам.

LEX – закон, как форма фиксирования предыдущих двух элементов.

Б).Психологическая теория. Людям свойственно жить в обществе по определённым нормам, правилам, подчинять либо подчиняться. В основе этой теории активно-пассивный элемент: с 1 стороны воля, с другой – эмоции. Мы выстраиваем в сознании систему норм, что нам можно, что нельзя, что обязаны и т.д., т.е. представления о должном поведении.

В). Социологическая теория. Общество в своём развитии выводит законы взаимоотношений между людьми, социальными группами. Общество способно к саморегуляции, значит государство не должно создавать законы. Оно просто должно фиксировать правила, выработанные обществом, придавая им статус обязательных.

Г). Нормативистская теория. Считается, что правотворческий процесс и реальная жизнь не смешиваются. Правила взаимодействия создаёт государство, следит за их исполнением. Используется сейчас.

Д). Рационалистическая теория. Правила поведения разрабатывают и устанавливают люди в зависимости от интересов и целей, стоящих перед ними. У кого больше возможностей и силы в достижении цели, тот и устанавливает правила.

Е). Теория естественного права. Независимо от человека складываются принципы жизни в обществе, выражающие высший разум, законы мироздания. Все люди рождаются с равными правами.

Ж). Марксистская теория. Право – есть совокупность правил поведения, установленных экономически и политически господствующим классом.

Право - осознанная обществом система общеобязательных формально определенных установленных или санкционированных правил поведения, определяющих меру возможного или должного поведения, обеспеченных в своей реализации принудительной силы государства.

2. Теории происхождения государства

А).Теологическая. Государство – результат проявления божественной воли, воплощение власти Бога на земле. Светская власть производна от власти церкви. Народ обязан повиноваться государственной власти как продолжению воли божественной (Фома Аквинский).

Б). Патриархальная. Государство – лучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца. (Аристотель, Михайловский)

В). Патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю. Власть автоматически распространяется и на проживающих на земле людей. (Галлер)

Г). Договорная. Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В договорном государстве люди обладают всеми естественными правами, но нет власти, защищающей человека. Для устранения социального порока люди объединялись и заключали договор о передачи части своих естественных прав государству, как органу, представляющему общие интересы. Государство со своей стороны должно обеспечивать права человека. Правила нарушаются – революция (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев).

Д). Насилия. Государство – результат насилия, завоевания слабых племен более сильными и организованными. Оно необходимо слабым, а не сильным. Это гарантирует их дальнейшую безопасность. В дальнейшем государство сулит всеобщее благо и процветание. Идеология фашизма. (Каутский)

Е). Психологическая. Образ государства – результат человеческой психики, потребности жить в коллективе, подражать авторитету, руководить и подчинятся. (Потрожцкий – зависимость людей от воли вождей)

Ж). Марксистская. Государство – результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Это средство угнетения людей и поддержания господствующего класса. (Маркс, Энгельс, Ленин)

3.

Понятие, типология, признаки государства.

Государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Наши рекомендации