Сущность и способы обеспечения законности
и дисциплины в государственном управлении
законность в государственном управлении –это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативно-правовых актов.
Принципы законности:
· верховенство законасостоит в требовании точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми, кому они адресованы; требование соблюдать иерархию нормативно-правовых актов;
· равенство перед законом–перед законом все равны и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае нарушения несут равную ответственность;
· единство законностисостоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всего государства нормативных актов; в единстве нормативной основы законности;
· всеобщность законности –требования законности распространяются на деятельность всех органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан; никто из субъектов не может быть исключен из сферы законности;
· гарантированность прав и свобод личностисостоит в конституционной обязанности государства закрепить и обеспечить реальную реализацию прав и свобод человека и гражданина;
· неотвратимость наказания за нарушение законности –каждый факт нарушения законности должен получить соответствующую государственно-правовую оценку, а виновные субъекты должны понести наказание, адекватное содеянному;
· недопустимость противопоставления законности и целесообразностисостоит в том, что субъектам права предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах, ограниченных юридической нормой, и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.
Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.
Общие условия (предпосылки) обеспечения режима законности:
· политические предпосылки законности – режим демократии, гласность, политический плюрализм, свобода печати и др.;
· экономические предпосылки – достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, фактическая гарантированность прав граждан, организаций, их экономическая свобода, существование рынка товаров, капиталов, труда;
· идеологические предпосылки – правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека, действенность убеждения и умело организованного поощрения.
Организационные факторы обеспечения законности –организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др.
Юридические предпосылки обеспечения законности –состояние системы законодательства: качество законов, полнота правового регулирования, процессуальное обеспечение материально-правовых предписаний, закрепление системы эффективных гарантий.
Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности: контроль и принуждение.
Государственная дисциплина –установленный государством и его полномочными органами порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
Способы обеспечения законности и дисциплины –совокупность правовых, организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.
Виды способов обеспечения законности и дисциплины:
· государственный контроль;
· государственный надзор;
· судебный контроль;
· обжалование.
Государственный контроль–это деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процессом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров
Надзоркак способ обеспечения законности–постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности.
Виды надзора:
· административный;
· прокурорский.
Административный надзор –специфическая разновидность государственного контроля, состоящая в систематическом наблюдении за исполнением норм и правил, действующих в сфере управления.
Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:
· постоянное наблюдение;
· периодические проверки;
· обследование;
· изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;
· истребование документов и отчетных данных.
Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:
· отказ в регистрации;
· временное закрытие объектов, производств, транспортных магистралей и др.;
· отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;
· лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;
· дача предписаний об устранении нарушений;
· приостановление работ, эксплуатации объектов (транспортных средств и др.);
· применение мер административной ответственности.
Прокурорский надзор в сфере управления –деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Судебный контроль как способ обеспечения законности –это правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности.
Обжалование как способ обеспечения законности –реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.
Контроль в государственном управлении
В системах социального управления контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов.
Сущность контролязаключается:
· в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
· в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
· в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
· в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению;
· в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется на:
· общий(охватывает всю деятельность подконтрольных объектов);
· специальный(осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта, например проверка исполнения конкретного управленческого решения).
Контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами органа.
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают:
· контроль Президента Республики Беларусь;
· контроль органов представительной (законодательной) власти;
· контроль органов исполнительной власти;
· судебный контроль.
По времени осуществления различаются контроль предварительный(например, при выдаче лицензии), текущий (в процессе деятельности, например, функционирования объектов разрешительной системы).
Используя различные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.