Способы обеспечения законности в РФ

1. Действует особая система гос-ных органов и общест-венных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению зак-сти и дисциплины в деят-сти органов исполн-ной власти. Способы обеспечения законности – это применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции. Это:- контроль; - надзор; - обжалование. Сущность контроля заключается: 1) в наблюдении за функционированием соотв.подконтр-ого объекта; 2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии зак-сти и дисциплины; 3) в принятии мер по предотвращению и устр-нию нарушений зак-сти и дисциплины; 4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению; 5) в принятии мер по привлечению к ответ-сти лиц, винов-ных в нарушении зак-сти и дисциплины. Различный контроль: текущий, предварительный и последующий. Надзор как способ обесп-ния зак-сти в сфере исполн-ной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными гос-ными органами за деят-стью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений зак-сти. Различают 2 вида надзора: - прокурорский; - админ-ный. Под обжалованием понимается реализация граждан своего права высказывать претензии органам и должн-ым лицам исполн-ной власти. 2. Гос-ный контроль осущ-тся органами закон-ных, испол-ных и судебных властей. Различный контроль: - внешний (со стороны Президента, органов закон-ной и судебной властей); - внутренний, когда проверка осущ-ется собственными силами министерств, ведомств и т.д.

Виды: 1. Президентский контроль. 2. Контроль на местах. 3. Контроль в системе исполнительной власти. Сущ-ют 3 вида контроля испол-ной власти: общий, ведомственны.3. Субъектами судебного контроля являются: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Суды общей юрисдикции; 3) арбитражные суды. 4. Субъектами общ-ного контроля являются обще-ные объединения граждан, полит-ие партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общ-ной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица. Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного характера. Общ-ные объединения участвуют в формир-нии органов испол-ной власти и выработке ими решений, а также представляет и защищает права и законные интересы своих членов в гос-ых органах. Профсоюзы имеют право осущ-ять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. 5. Прокурорский надзор. 6. Админ-ный надзор – это вид в правоохранительной деят-сти ряда органов управления. 1) органы федерального надзора (Фед-ный горный надзор, промышленный надзор). 2) гос-ные комитеты (по стандартам, литерологии, сертификации). 3) гос-ная инспекция. Органы админ-ого надзора самост-но разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила, а также подготавливают проекты нормативных актов, которые принимаются другими органами. 7. Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их прав и свобод. Сущ-ет 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан: 1 – админ-ный; 2 – судебный.

66. Гарантии законности представляют собой комплекс организ-ных, полит-их, экон-ких, идеологических факторов и юрид-их мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общ-ва и гос-ва. Сущ-ют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся полит-ие, экон-кие, идеологические, социальные и общ-ные условия. Экономические условия представляют собой обеспечение равноправного наличия различных форм собст-сти, утверждение и охрану частной собст-сти, устойчивую денежную систему и налоговую политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, ритмичную работу всего хоз-ного механизма и т. д. К политическим условиям относятся развитие и совершенствование демокр-ких устоев общ-ва, разделение властей и их сотрудничество между собой, формирование правового гос-ва, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, гласность, обеспечение многопартийности и свободного развития общ-ных орга-ций, внедрение идей парламентаризма и т. д. Идеологические условия подразумевают создание в общ-ве высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни. Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально не защищенных слоях общ-ва, обеспечение и охрану прав и свобод личности. Общественные условия представляют собой активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить закон. Специальные юрид-ие гарантии являются совокупностью установленных закон-вом способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают: 1) улучшение кач-ва закон-ва, его совершенствование; 2) эффективное и исчерпывающее регул-ние правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юрид-ой регламентации; 3) эффективную и четкую деят-сть правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответ-сти, контрольно-надзорную деят-сть специальных органов – КС, судебных, прокурорских и следственных органов; 4) контроль гос-ных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юрид-ой службы гос-ных, частных и иных учреждений и орг-ций; 5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение зак-сти в деят-сти гос-ого аппарата (судебное обжалование действий админ-ции, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел; 6) принятие мер ответс-сти (юрид-их санкций) за правонарушение.

67. Правопорядок: понятие, содержание.

Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общ-ных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является рез-том законности. К особенностям правопорядка относят также следующее: 1) он строго запланирован в нормах права; 2) правопорядок обеспечивается государством; 3) правопорядок возникает в рез-те реализации норм права; 4) правопорядок делает чел-ка более свободным, организует общ-нные отношения, значительно облегчает жизнь.

Наши рекомендации