Организация работы по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность является специфичным видом деятельности: она в значительной мере носит негласный характер и осуществляется с применением тактических приемов, методов и средств, сведения о которых составляют государственную тайну. Соответствующими приказами и указаниями Генерального Прокурора РК для осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности определяются уполномоченные прокуроры. Ими являются сотрудники Генеральной прокуратуры, Главной военной прокуратуры, прокуроры областей, г.г. Астаны, Алматы и приравненные к ним прокуроры, прокуроры районов и приравненные к ним, военные прокуроры округов, гарнизонов и войск, транспортные и природоохранные прокуроры.
Прокуроры областей, г.г. Астаны и Алматы, а также приравненные к ним прокуроры своими приказами из числа подчиненных, кроме прокуроров городов и районов, определяют уполномоченных прокуроров для осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Уполномоченные прокуроры для работы с документами должны иметь допуск, оформленный надлежащим образом.
Оперативно-служебные материалы об осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности указанных органов истребуются только в случаях проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Республики Казахстан.
Надзор за применением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности Службы охраны Президента РК осуществляет специально уполномоченный прокурор, назначаемый Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
В процессе надзорной деятельности прокуроры в пределах полномочий на постоянной основе осуществляют проверки:
1. дел оперативного учета;
2. розыскных дел в отношении лиц, скрывшихся от органов следствия, дознания, суда и лиц, пропавших без вести;
3. материалов по установлению личности неопознанных трупов;
Департамент, Главный военный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним в случаях выявления нарушения закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности выносят постановления о прекращении ОРМ.
В случаях, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства и не будет незамедлительно устранено, уполномоченным прокурором направляется письменное предписание органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.
Для эффективной координации деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях выявления скрытых преступлений прокурором выносится постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Полномочиями по вынесению постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий в пределах своей компетенции наделены Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.
Постановление о проведении ОРМ выносится для обеспечения оперативного сопровождения происходящих процессов, своевременного пресечения коррупции, хищения государственных средств, борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом, а также иным противоправным действиям, вызвавшим общественный резонанс, если отсутствуют иные возможности для выявления скрытых нарушений законности.
В соответствии с п.п. 5-1) п.1 ст. 21 Закона РК «О Прокуратуре» прокурор дает письменную санкцию на негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео- и аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств. Правом дачи санкции на проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий наделены Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его заместители, Главный военный прокурор, прокуроры областей, гг. Астаны и Алматы и приравненные к ним прокуроры. Учет специальных оперативно-розыскных мероприятий ведется в журнале, где отражаются данные и сведения в объеме, позволяющем осуществлять надзор за законностью и эффективностью санкционированного специального мероприятия.
Организацию проверки законности специальных оперативно-розыскных мероприятий, а также выявление фактов несанкционированного их проведения, вызывающие необходимость привлечения специалистов с применением специальных технических средств, осуществляет Управление по согласованию с руководством Генеральной прокуратуры. Уполномоченные прокуроры в случае возникновения необходимости проведения проверки с привлечением специалистов прокуратуры и применением специальных технических средств, обращаются в Генеральную прокуратуру с обоснованием осуществления такой проверки. Результаты проведенной проверки оформляются справкой соответствующей степени секретности с отражением характера выявленных нарушений, выводов и предлагаемых мер прокурорского реагирования. Учет проведенных проверок ведется в специальном журнале установленной формы.
Уполномоченные прокуроры не реже одного раза в квартал обобщают и анализируют деятельность органов по выявлению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами (сообществом), в экономической, финансовой сферах, коррупционных правонарушений, а также по соблюдению органами конституционных прав граждан при проведении специальных оперативно-розыскных мероприятий. Обобщенные справки должны содержать аналитические данные о состоянии борьбы с преступностью, эффективности принимаемых органами мер, результативности проведения оперативно-розыскных и специальных мероприятий, выводы о реальном противодействии преступности в регионе. Управлением Генеральной прокуратуры ежеквартально анализируется и обобщается состояние прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности и на его основе осуществляется поиск, разработка и внедрение в практику эффективных форм и методов осуществления надзора за применением законов в этой сфере.
В соответствии с положениями ст. 25 Закона РК «Об оперативно-Розыскной деятельности» при осуществлении надзора прокурор получает дела оперативно-розыскного производства, материалы, Документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников.
Проверки законности проведения ОРМ и принятых по ним решений следует осуществлять:
1. по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых по уголовным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;
2. по информации о ненадлежащем реагировании: на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; на указания прокурора;
3. в других случаях с учетом состояния законности в сфере оперативно-розыскной деятельности.
При организации работы по надзору за применением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, уполномоченные прокуроры должны иметь в виду, что:
1. оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций, а также решения других задач, предусмотренных ст. 2 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности»;
2. оперативно-розыскная деятельность может проводиться по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям, указанным в ст. 10 названного выше закона;
3. при организации работы по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности необходимо принять меры, исключающие утечку информации;
4. они обязаны следить за тем, чтобы ни один из органов, перечень которых приведен в ст. 6 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности», не вышел за пределы своей компетенции, установленной соответствующим законодательством РК.
Наибольший объем в работе прокурора по надзору за применением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, занимает проверка соблюдения установленного порядка проведения оперативно-розыскной деятельности.
Контрольные вопросы
1. Какими нормативно-правовыми актами регулируется деятельность прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности?
2. Каковы задачи прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности?
3. Какие существуют объекты прокурорского надзора в этой сфере?
4. Каковы основные полномочия прокурора по осуществлению надзора в рассматриваемой отрасли?
5. Какие полномочия Департамента по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности?[kgl]
[gl]ГЛАВА 11 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ[:]
Цель:Рассмотреть содержание и задачи прокурорского надзора за законностью предварительного следствия и дознания, полномочия прокурора при осуществлении надзора и организация работы по надзору за законностью предварительного следствия и дознания
Структура лекции:
- Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью предварительного следствия и дознания
- Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью предварительного следствия и дознания
- Организация работы по надзору за законностью предварительного следствия и дознания