Вопрос 9.типология государства. формационный и цивилизационный подходы.

Типология государств — система знаний, которые используются для классификации государств на основе выделения их сущностных характеристик.

Типология государств — это высшая форма классификации, так как классифицирует их именно по типу, самому значительному из критериев.

Типы государств выделяются по различным критериям, ими могут быть географические и климатические факторы, степень сложности государств, способ внутригосударственной организации и др.

Существует множество подходов в типологии государств, основными из которых являются формационный и цивилизационный.

1)Формационный подход. В основе данного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация», т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Основы теории общественно-экономической формации были разработаны в работе К. Маркса «К критике политической экономии», продолжены в работах Ф. Энгельса и В.И. Ленина.

Согласно формационному подходу выделяют пять типов формаций(1.Первобытно-общинная формация; 2.Рабовладельческая формация; Рабовладельческое государство; 3.Феодальная формация; Феодальное государство; 4.Капиталистическая формация ;Капиталистическое государство; 5.Социалистическая формация; Социалистическое государство.)

1.Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя и являлось исторически первой государственной организацией общества. Его экономическую основу составляла частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и рабов. Основными классами были рабовладельцыи рабы. Механизм государства формировался строго по классовому признаку — власть принадлежала классу рабовладельцев.

Основные функции рабовладельческого государства — охрана рабовладельческой частной собственности и подавление сопротивления рабов, удержание их в повиновении и т.п.

2.Феодальное государство — второй исторический тип государства, который возникает либо в результате постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах зачатков феодализма, либо в результате разложения первобытно-общинного строя

и возникновения на его основе феодализма (восточные и западные славяне и др.).

Основа экономических отношений в государстве — феодальная собственность на землю. Основные классы в государстве — феодалы и крепостные крестьяне. Власть принадлежала земельным собственникам — феодалам.

Функции государства были направлены на удержание крепостных крестьян в феодальной зависимости, охрану феодальной собственности на землю и средства производства и т.п.

3.Капиталистическое государство — третий тип государства —появилось в результате буржуазных революций. Экономическую основу составили капиталистическая система

хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Основные классы — буржуазия и пролетариат. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду. Власть принадлежит собственникам средств производства.

Функции капиталистического государства разнообразны и зависят от степени его развития. Многие современные капиталистические государства развиваются как демократические, социальные и правовые.

4.Социалистическое государство — четвертый тип государства —возникает в результате социалистической революции. Экономическая основа — общественная собственность на орудия и средства производства. Частная собственность на орудия и средства производства ликвидируется. По своей сути социалистическое государство — это государство рабочих и крестьян, основанное на политической власти трудящихся.

2.Цивилизационный подход в типологии государств основан на понятии «цивилизация». Его представителями являются американский политолог С. Хантингтон, английский историк и социолог А.Д. Тойнби, отечественный социолог Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и др.

Цивилизация — уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, обеспечивающий функционирование общества.

В соответствии с цивилизационным подходом выделяют типы государств с учетом не только их исторического развития и самобытности, но и уровня культуры, религии, традиций и обычаев, развития науки и т. д. Большой вклад в развитие теории цивилизации внес Освальд Шпенглер, который отрицал единую общечеловеческую культуру и выделял различные замкнутые культуры; он показал цикличность в развитии цивилизаций, отмечая, что каждая цивилизация проходила в своем развитии стадии, аналогичные стадиям в жизненном цикле человека: рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть.

А.Д. Тойнби рассматривал мировую культуру как круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций и ввел понятия «вызов и ответ» для объяснения причин рождения, расцвета и падения цивилизации.

Рождение цивилизации он связывал с внешними факторами, а гибель — с неспособностью правящей элиты решать встающие перед обществом проблемы. По его мнению, цивилизация распадается, когда для ответа на новые «вызовы» ей не хватает

творческого руководства.

В своем развитии цивилизации проходят ряд этапов, на каждом из которых развиваются государства. Так, например, в зависимости от времени и этапов формирования

выделяют:

• государства, существовавшие в локальных цивилизациях, которые были сформированы на определенных территориях у отдельных народов (древнеегипетское, шумерское и др.);

• государства, существовавшие в особенных цивилизациях, т. е. имеющих собственные специфические черты и свойства (китайское, индийское, западноевропейские и др.);

• государства в современных цивилизациях, которые имеют общие для различных стран черты и уровень экономического, социального и иного развития.

Также в научной литературе существует разграничение первичных и вторичных цивилизаций, основанное на анализе взаимоотношений государства и религии, обосновании места государства в обществе, его социальной природе.

В первом случае (в первичных цивилизациях) государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, роль государства в обществе значительна, а религия способствует созданию образа божественного правителя, культа вождя, короля, фараона и т. д. Такими цивилизациями были древнеегипетская, шумерская, бирманская, японская и др.

Во вторичных цивилизациях государство и культурно-религиозный комплекс рассматриваются вне взаимодействия. Государственная власть уже не так всеобъемлюща и всемогуща, она подчиняется сложившимся принципам и законам.


Наши рекомендации