Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.

Период с августа 1789 по июнь 1791 г. характеризовался бурной законодательной деятельностью Национального Учредительного Собрания:

1) были приняты декреты 4-11 августа 1789 г. о ликвидации феодальных повинностей, об отмене форм личной зависимости крестьян и т.п., что послужило началом ликвидации всей социально-юридической структуры "Старого порядка";

2) была принята Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.

Этот важнейших исторический документ был подготовлен Комитетом из 5 человек (Лафайет, Мирабо, Сийес, Мунье, Дюпор), использовавших идеи английских (Гоббс, Локк) и французских (Руссо, Монтескьё) просветителей, положения английской Декларации прав 1638 г., на основе которой был составлен Билль о правах 1689 г., а также нормы Билля о правах Виргинии 1776 г. и Декларации независимости США 1776 г.

Декларация открывалась преамбулой, где излагалось идеологическое обоснование учения о неотъемлемых правах, дарованных человеку самой природой. Поэтому здесь в ка­честве основы государства и гарантий правопорядка предлагались не исторические фундаментальные законы, а неотъемлемые права граждан, вытекающие из их естественного состояния свободы. Именно "невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним явилось единственной причиной общественных бедствий и пороков правительств" (Преамбула).

Из 17 статей Декларации первые три тесно примыкают к её преамбуле. Здесь ясно прослеживаются теория естественных прав, общественного договора и национально­го суверенитета. Ст. 1 гласит: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". Ст. 2 устанавливает: "Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению". Ст. 3 провозглашает: "Источник суверенитета зиждется по существу в нации..."

В перечне естественных прав Декларация поставила на первое место именно свободу и собственность, как бы воплощая известную мысль Вольтера: "Свобода и собственность – вот крик природы!"

Идея свободы не сводилась лишь к политической свободе, чему подтверждение ст. 4: "Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вред другому... Границы эти могут быть определены только законом", а это означает также более широкое понимание свободы человека и гражданина: свобода предпринимательства, свобода передвижения, свобода совести и вероисповедания и т.п.

Идея собственности была основана на признании права собственности единственным естественным правом, которое объявля­лось "неприкосновенным и священным". Его незыблемость была гарантирована в ст. 17, которая закрепляла "золотое правило": никто не может быть лишен частной собственности иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости", причем лишь на условиях "справедливого и предварительного возмещения".

Идея сопротивления угнетению при отсутствии в тексте Декларации упоминания о праве народа на восстание являлась объективно оправданной в тех исторических условиях – во Франции революция победила и речь шла лишь о необходимости борьбы с попытками короля вернуть часть утраченной власти.

Идея безопасности человека и гражданина или уверенности в его безопасности была от­ражена в ст. 7 – 9, которые закрепили принципы новой уголовной политики. Так, ст. 7 установила, что "никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заклю­чению иначе, как в случаях, предусмотренных законом". Ст. 8 гласила: "Законом могут устанавливаться наказания, лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, из­данного и обнародованного до совершения преступлений" (запрет жестоких и бесчеловечных наказаний, принцип "нет преступления и наказания без закона", "закон обратной силы не имеет" и др.). Ст. 9 провозглашала презумпцию невиновности.

Наряду с естественными правами Декларация закрепила некоторые социально-политические права и идею политического равенства (ст. 6 – "закон должен быть равным для всех"). Среди этих пав можно выделить право участия в управлении государством, в т.ч. доступ ко всем общественным должностям; гарантии личной неприкосновенности, тесно связанные с обязаннос­тью подчиняться велениям государства; свобода мнений и вероисповеданий, мыс­лей и печати; всеобщее избирательное право и т.п.

Наконец, в Декларации раскрывалась концепция "социального государства", государства ради общества, цель которого "обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека" (ст. 2). В конституционном устройстве такого государства выделялись следующие пять основных идей буржуазной демократии: 1) идея национального суверенитета (ст. 3); 2) идея представительного правления (ст. 6, 14), что означает участие граждан лично или через представителей в образовании закона, ибо он есть "выражение общей воли"; "все граждане лично или через представителей вправе ус­танавливать необходимость государственного обложения, следить за его расходованием, оп­ределять его размер, основание, порядок и продолжительность взимания"; 3) идея разделения властей (ст. 16); 4) идея ответственного правления и контроля со стороны нации за исполнительной властью и ее органами, включая подчинение обществу вооружен­ных сил (ст. 12), право требовать отчета у должностных лиц "по вверенной им части управления" (ст. 15); 5) идея позитивной законности (ст. 5, 6), "всё, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к дей­ствию, не предписываемому законом" (а в эпоху абсолютизма: "только то дозво­лено, что прямо разрешено законом").

Никоим образом не уменьшая исторического значения этого смелого мани­феста, нельзя не отметить его историческую ограниченность и присущие ему про­тиворечия и недомолвки:

1) Провозглашенные свобода и равенство были по сути лишь политической свободой (например, ничего не сказано об уничтожении рабства во французских колониях) и формальным равенством перед законом;

2) Провозглашение частной собственности священной и неприкосновенной означало закрепление имущественного неравенства, пришедшего на смену неравенству, свя­занному с происхождением;

3) В ст. 11 закреплялись свобода слова, мыслей, взглядов, но тут же указывалось, что злоупотребление этой свободой влечет за собой судебное расследование;

4) Практически каждое провозглашение свобод сопровождалось оговорками о не злоупотреблении.

Из-за отказа короля санкционировать августовские декреты и Декларацию прав человека и гражданина между ним и Национальным Собранием возник острый кризис. 5-6 октября 1789 г. толпы горожан и отряды Национальной гвардии заставили короля с семьей переехать из Версаля в Париж и пойти на ряд усту­пок. Так, 10 октября был изменен титул французского короля: вместо "милостью Божьей, короля Франции и Наварры" Людовик ХVI стал именоваться "милостью божьей и в силу Конституции король французов"!

Через два года (21 июня 1791 г.) король с семьей предпринял попытку бежать из Парижа, но в г. Варенне был задержан и возвращен на положении "узника". Стали раздаваться требования о низложении короля, среди которых было и такое: "Долой Людовика ХVI Капета – первого и последнего короля французов!"

Учредительное Собрание взяло на себя всю полноту власти, обязав минист­ров исполнять свои декреты без королевской санкции.

17 июля 1781 г. на Марсовом поле была подготовлена Петиция Учредительному Собранию с требованием суда над Людовиком ХVI, отрекшимся по сути от власти. Объявив республиканскую манифестацию на Марсовом поле "мятежным сборищем", Собрание приказало применить оружие и свыше 50 петиционеров было расстрелено. Эти события естественно накладывали свой отпечаток на работу конституцион­ного комитета Учредительного Собрания, что выразилось в новых поправках к готовившейся Конституции – в ухудшении избирательной системы и ограничении свободы печати.

3 сентября 1791 г. был принят окончательный текст Конституции Франции и передан на утверждение королю, который и санкционировал ее, присягнув на верность 14 сентября 1791 г.

Первый в истории Франции Конституционный акт включал в себя преамбулу и 7 разделов, которые подразделялись на главы и отделы. Конституция имела следующую рубрикацию:

Раздел 1. Основные положения, обеспеченные Конституцией, где развивались основные положения Декларации 1789 г. и новые гражданские права и свободы);

Раздел 2. О делении королевства и о состоянии гражданства;

Раздел 3. О государственных властях: ст. 1-5 содержали принцип национального суверенитета и его признаки (единство, неделимость, неотчуждаемость, неотъемлемость) и принцип разделения властей (законодательная власть принадлежит Национальному собранию, исполнительная – королю и министрам, а судебная – судьям, избираемым народом на определенный срок).

Глава 1. О Национальном законодательном собрании (ст. 1-5: однопалатный парламент, избираемый каждые 2 года, не могущий быть распущенным королем; отделы 1-5: число представителей – 745, первичные собрания, собрания выборщиков, правовой статус представителей).

Глава 2. О королевской власти, о регентстве и о министрах (отделы 1-4: о королевской власти и порядке престолонаследия; ст. 3: "Во Франции нет власти, стоящей над законом. Король царствует лишь в силу закона, и лишь име­нем закона он может требовать повиновения", королевская присяга на верность нации и закону, о предоставлении королю цивильного листа, основания признания короля отрекшимся от престола; принцип ответственного правительства: правило контрасигнатуры (ст. 4), уголовная и полити­ческая ответственность министров (ст. 5 ,7), принцип несовместимости депутатского ман­дата и министерского портфеля (ст. 2).

Глава 3. Об осуществлении законодательной власти (отделы 1-4: о компетенции Национального собрания, о ведении заседаний и порядке обсуждений, о королев­ском суспензивном вето, которое могло быть преодолено, если "две следующие легислатуры последовательно представят то же постановление"; о взаимоотношениях законодательной власти с исполнительной; о законодательном процессе).

Глава 4. Об осуществлении исполнительной власти (отделы 1-3: полномочия ко­роля во внутреннем и внешнем управлении).

Глава 5. О судебной власти (ст. l-23: суд присяжных, Кассационный суд и законодательный корпус, Верховный национальный суд).

Раздел 4. О вооруженных силах государства. Раздел 5. О государственных налогах. Раздел 6. Об отношении французской нации к иностранным нациям. Раздел 7. О пересмотре конституционных постановлений.

Уже 1 октября 1791 г. открылось Законодательное собрание из 745 депутатов, которые по партийной принадлежности разделились на три группы: а) правые – фейяны (250 мест), либерал-монархисты, сторонники цензовой Конституции 1791 г., счи­тавшие революцию законченной; б) центристы – "болото" (350 мест); в) левые – якобинцы и члены Клуба кордельеров (136 мест), разделившиеся на жирондистов (депутатов от департамента Жиронды) и монтаньяров ("Гора").

23 марта 1792 г. в монополии на власть фейянов была пробита первая брешь – король сформировал "Жирондистское правительство", при котором Франция объявила войну Австрии. Людовик ХVI рассчитывал, что такая "малая" война приведет к вмешательству европейских государств и поражению Франции, а затем и революции.

11 июля 1792 г. Законодательное собрание приняло декрет, объявлявший, что "все, кто ненавидит свободу, вооружаются против нашей Конституции... Граждане отечество в опасности!!!" В Париж стали стекаться со всей страны отряды федератов, якобы для празднования Дня федерации (14 июля), а на самом деле для низложения короля. Один из таких отрядов из Марселя принес в Париж новый гимн революции "Марсельезу".

10 августа 1792 г. колонны санкюлотов и федератов осадили Дворец Тюильри. Вечером Законодательное собрание приняло декрет об отрешении короля от власти, заключении его с семьей в замок Тампль и созыве Национального Конвента.

Начинался второй период революции – период Жирондистской Республики (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.).

Можно выделить три этапа конституирования Республики:

I этап (август – сентябрь 1792 г.): фактическое установление республики, а также закрепление в актах Законодательного собрания результатов восстания 10 августа (декрет о временном отстранении короля от власти, провозглашение со­зыва Национального Конвента с конституционной властью, декрет о новом порядке выборов и всеобщем мужском избирательном праве, создание чрезвычайных судебных органов для борьбы с контрреволюцией, начало "первого террора").

II этап (сентябрь 1792 г. – июнь 1793 г.): юридическое оформление республики, т.е. принятие конституционных актов Национальным Конвентом (декрет от 21.09.1792 г. об отмене монархии и аннулировании Конституции 1791 г.; установление нового летоисчисления Республики с 21 сентября и нового календаря; 25 сентября 1792 г. Франция была провозглашена единой и неделимой Республикой).

III этап (декабрь 1792 г. – январь 1793 г.): суд и казнь Людовика ХVI (14 января он был признан виновным в заговоре против свободы нации и в покушении на безопасность государства; 21 января Людовик Капет был гильотиниро­ван на площади Революции (ныне – площадь Согласия) в Париже).

К концу марта 1793 г. только Дания, Швейцария, США сохраняли еще диплома­тические отношения с Францией, вся остальная Европа и юг Франции ополчились против Республики. Применяя ряд непопулярных мер общественного спасения, ряд террористических законов (закон о наказании мятежников, в котором лишь за ношения белой кокарды могли объявить вне закона), декрет 4 мая о максимуме на зерно (за укрытие небольшого количества муки – смертная казнь), Жирон­дистские власти скомпрометировали себя.

Восстание 31 мая – 2 июня 1793 г. привело к тому, что под угрозой пушек Конвент принял декрет об аресте 29 Жирондистских депутатов. Начинался третий этап революции – этап Якобинской Диктатуры (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.).

В этот период составление новой Конституции перешло от свергнутых жирон­дистов, чья конституционная комиссия была учреждена еще 29 сентября 1793 г., в ру­ки якобинцев. В течение двух недель она была выработана, и 24 июня 1793 г. при­нята Конвентом. В июле она была утверждена первичными собраниями. Итоги же голосования по кантонам были объявлены лишь в августе 1793 г., в годовщину падения монархии. Текст Конституции был заключен в священный ковчег из кед­рового дерева и помещен в зале заседаний Конвента.

Конституция Франции 1793 г. состояла из двух частей: обновленной, более последова­тельной Декларации прав человека и гражданина (35 статей) и более радикаль­ного по сравнению с Конституцией 1793 г. собственно конституционного текста (122 ст.).

Это были принципиально новые конституционно-политические документы, но для таких радикальных идей не было еще реальной основы в укладе французс­кого общества.

Декларация 1793 г., написанная М. Робеспьером и представленная им Якобинскому клу­бу в апреле 1793 г., была несколько переработана Комиссией во главе с Эро де Сешелем. В этом документе имелся ряд принципиально новых статей по сравне­нию с Декларацией 1789 г.

С одной стороны, были развернуты такие положения Декларации 1789 г., как социальное государство, установленное для реализации человеком его естественных и неотъемлемых прав, каковыми объявлялись равенство, свобода, безопасность, собственность, и действующее на основе общественно полезной законности (ст. 1-4, 9). С другой стороны, в конкретном закреплении гражданских прав Декларация 1793 г. пошла дальше в духе доктрины социализации права и большего радикализма в политико-правовом отношении. Так, провозглашалась свобода труда и занятий (ст. 17), пра­во на общественное призрение (ст. 21), право на образование (ст. 22). Более ка­тегорично декларировалось право петиций (ст. 32), право свободно отправлять богослужение, право на свободные собрания (но "соблюдая спокойствие"), свободу мнений и мыслей (ст. 7); фактическая отмена рабства и феодальной эксплуатации (ст. 18).

Кроме того, в отличие от Декларации 1789 г., здесь содержались определения не только того, что такое свобода (ст. 6), равенство (ст. 3-5), но и что такое безопас­ность (ст. 8), которая состоит в "покровительстве, оказываемом обществом своим членам, в целях сохранения их личности, прав и собственности". Особое внима­ние уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны властей: всякий, против кого совершается произвольный и тиранический акт, имеет право оказать сопротивление силой.

Ст. 16 содержала определение права собственности как состоящее "в принадлежа­щей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрена своим имуществом, доходами, плодами своего труда и своего промысла". Ст. 19 гласила: "Никто не может быть лишен своей собственности без его согласия, кроме слу­чаев, когда этого требует установленная законом необходимость, и лишь под условием справедливого и предварительного возмещения".

И, наконец, в политико-правовом отношении якобинская Декларация отразила важные перемены революционной доктрины и абсолютизирование принципа народного суверенитета. В ст. 25-27 говорилось: "Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается дав­ностью и неотчуждаем... Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суве­ренитет, будет немедленно предан смерти..." Далее, ст. 4 и 26: "Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли", "Каждая часть верховно­го собрания должна пользоваться правом выражать свою волю совершенно сво­бодно", ст. 28: "Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразо­вания и изменения Конституции". Наконец, суверенитет предполагает также пра­во и обязанность /!/ народа на сопротивление угнетению и перемену Правитель­ства в случаях "угнетения хотя бы одного человека"; восстание провозглаша­лось "священнейшим правом и неотложнейшей обязанностью народа" (ст. 33-35).

Конституция 1793 г. в отличие от Конституции 1791 г. в основу организации государственной власти положила два новых принципа:

I. Полупрямое (вместо представительного) осуществление законодательной власти народом, вследствие понятого в избыточно демократическом духе начала народ­ного суверенитета. С одной стороны, в ст. 29 Декларации 1793 г. проводился принцип народного представительства, а в ст. 33 и 39 Конституции 1793 г. закреплялось: "Народ собирается ежегодно для производства выборов", прямым голосованием образуя Законодательное собрание, которое неделимо и действует постоянно. С другой стороны, Конституция не порывает полностью с идеей непосредственной демократии. Так, в Разделе "Суверенитет народа" объявлялось: "Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан... Народ обсуждает и постановляет законы" (ст. 7, 10). В Разделе "Об образовании закона" в ст. 63 говорилось, что законопроекты, рассмотренные Законодательным собранием, рассылаются всем коммунам Республики; закон считается принятым, если в течение 40 дней после его рассылки в 1/2 департаментов и еще в одном l/10 часть первичных собраний каждого из них не отклонит его. Таким образом, признавалось, что националь­ный суверенитет пребывает в первичных собраниях коммун!

II. Единство властей (вместо разделения их), практически слитное соединение законодательной и исполнительной властей. Правительство было низведено до уровня исполнительного Совета из 24 членов, избираемых Законодательным со­бранием. Он мог действовать только во исполнение законов и декретов Законо­дательного собрания (ст. 65), а также нес ответственность перед этим органом, тем более что влияние законодательной власти распространялось даже на сферу текущего управления.

III. Всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в кантоне до выборов не менее 6 месяцев, живущих своим трудом и не находящихся в услужении (ст. 11, 28). .

В реальности якобинская Конституция 1793 г. оказалась нежизнеспособной, так и не вступившей в действие. И рядом с формальной Конституцией сложилась дру­гая, фактическая, причем на существенно различавшихся принципах. В тот период, когда для подавления контрреволюции и интервенции нужен был режим револю­ционной диктатуры, сложилась особая система государственных органов, по сути дела Временное революционное правительство.

Установление якобинской диктатуры.Установление революционно-демократической (якобинской) диктатуры представляло собой процесс по централизации управления, начавшийся с восстания 31 мая – 2 июня и завершившийся в основном уже к осени того же 1793 г.

После убийства Ж.П. Марата 13 июня 1793 г. и других революционеров, подготовленных жирондистской контрреволюцией, и серии терактов якобинцы приняли ряд мер по общественной безопасности. Делая логические выводы из сложившегося положения, Дантон предложил 1 августа в Конвенте следующее: в ожидании момента вступления в силу Конституции 1793 г. возвести Комитет общественного спасения в ранг Времен­ного правительства, подчинив ему министров. Последним толчком к оформлению Якобинской диктатуры как революционной диктатуры буржуазного толка послужило движение санкюлотов Парижа 4-5 сентября 1793 г., потребовавших "террора, всеобщего максимума, помощи бедноте". В результате Конвент принял следующие важные декреты:

1) Декрет 5 сентября о создании революционной армии для проведения в жизнь революционных законов и мер общественного спасения;

2) Декреты 11 и 29 сентября о всеобщем максимуме на предметы первой необходимости; лица, продававшие или купившие их выше максимальной цены, уплачивали их двойную стоимость и заносились в списки "подозрительных";

3) Декрет 5 сентября против иностранцев и Декрет 17 сентября о подозрите­льных, поставившие террор в порядок дня. Согласно первому декрету предписывалось арестовывать всех иностранцев, уроженцев враждебных Франции государств (Австрия, Пруссия, Англия, Голландия, Испания Сардиния), исключая рабочих мануфактур, гражданская благонадежность которых была доказана двумя гражданами коммуны. По Декрету о подозрительных предписывалось арестовывать и содержать в тюрьме за их собственный счет вплоть до заключения мира всех лиц, признанных "подозрительными", т.е. следующие 5 групп населения:

– те, кто своим поведением, связями, речами проявил себя сторонником тирании, феодализма и врагом свободы,

– те, кто не смог доказать происхождение своих средств к существованию и выполнение им гражданских обязанностей,

– те, кому было отказано в выдаче сертификатов цивизма (свидетельств о гражданской благонадежности),

– те, кто будучи общественным служащим, были отрешены от их должности Кон­вентом или его комиссарами,

– те из дворян, кто был родственником эмигрантов, как и их бывшие служащие, если они не проявляли постоянно своей преданности революции.

Якобинский террор также ярко характеризуют политические процессы и казни бывшей королевы Марии-Антуанетты, жирондистов и проч. В целом, система революционного правосудия при якобинцах основывалась на трех постулатах:

а) судебному преследованию подлежали не только активные враги, но и те, кто в силу своей темноты и несознательности проявлял безразличие к республиканс­кому делу;

б) аресту подлежали не только лица, совершившие преступление, но и просто представлявшиеся властям подозрительными; их без предъявления обвинения и су­да надлежало просто содержать в тюрьме;

в) были отменены обычные формы судопроизводства, вызовы свидетелей в суд, предъявление уличающих документов, назначение ад­вокатов и т.п.; основным мерилом "революционной законности" для вынесения приговоров признавалась "совесть присяжных, освещаемая любовью к отечеству".

Система органов революционного правительства выглядела следующим образом.

В связи с тем, что декретом от 10 августа 1793 г. введение Конституции 1793 г. откладывалось до заключения мира, в стране устанавливался "революционный порядок управления". Было закреплено фактически сложившееся положение в организации власти: Временный Исполнительный Совет и все установленные власти подчинялись Комитету общественного спасения (КОС); командующие армиями назнача­лись Конвентом, но по представлению КОС; Директории департаментов, скомпрометированные либо участием в федералистском мятеже либо потворствованием ему, отстранялись от осуществления мер общественного спасения, каковые воз­лагались на дистрикты.

Декретом от 4 декабря 1793 г. (14 фримера II года Республики) «Об организации временного порядка управления» режим якобинской диктатуры получил окончате­льное законодательное оформление. Конвент был провозглашен "единственным центром управления", а все власти и должности в отношении мер общественно­го спасения были подчинены КОС, а в отношении мер общей и внутренней поли­ции – Комитету общественной безопасности (КОБ).

Национальный Конвент как высший орган якобинской диктатуры обладал за­конодательной и исполнительной властью, которую осуществляли создаваемые из его состава комитеты, а также депутаты-комиссары Конвента в армии и депар­таментах. При этом КОС представлял собой собственно революционное правительство Франции, которому подчинились все государственные органы, а он отчитывался еженедельно перед Конвентом, восприни­мавшим его доклады и предложения как директивные. С того времени, когда во гла­ве КОС встал вместо Дантона Максимилиан Робеспьер (с 10 июня 1793 г.) каждый его член ведал соответствующим отделом: перепиской с гражданами, влас­тями и с депутатами в миссии; руководством военными операциями; попечением о флоте; снабжением продовольствием; вопросами законодательства; контроля за общественным мнением; надзором за торговлей и иностранными делами. Общее же руководство принадлежало Робеспьеру и его помощникам – Кутону и Сен-Жюсту.

КОБ наблюдал за врагами "общественного дела", арестовывал их, выявлял и арестовывал шпионов, а также боролся с роялистской, жирондистской и федера­листской контрреволюцией, диверсией, спекуляцией и т.п. Свою связь на местах КОБ поддерживал со своими "филиалами"- революционными комитетами в коммунах и их секциях.

Революционный Трибунал, воссозданный 10 марта 1793 г. (еще в августе 1792 г. был учрежден Чрезвычайный уголовный трибунал), представлял собой специальный квазисудебный орган борьбы со всеми, кто покушался на свободу, равенство, единство и не­делимость Республики. Он делился на 4 секции, по 3 судьи, 7-9 присяжных и общественных обвинителей в каждой; все они назначались Конвентом. Компетенция Трибунала заключалась в следующем: а) дела о шпионаже, сношениях с неприятелем, с эмигрантами и их агентами в стране; б) дела о преступлениях, подрывающих безопасность армии; в) дела о преступлениях против декрета о конфискации золотых монет и драгоценных вещей, и об изъятии ассигнатов с изображением короля, против закона о максимуме и против барышни­чества; г) дела о "врагах народа", т.е. тех, кто призывал к восстановле­нию монархии, клеветал на патриотизм, распространял слухи, развращающие общественные нравы, и вообще "ослаблял чистоту революционных принципов".

Якобинский Клуб – это своего рода политический стержень революционной диктатуры. Его пред­шественником был Бретонский клуб, возникший в Версале в 1789 г. Уже с осени 1789 г. он был переименован в "Общество друзей Конституции", за которым почти сразу закрепилось прозвище Якобинский клуб, так как они заседали в библиотеке монахов-якобинцев церкви Святого Якоба. Клуб пережил несколько расколов: снача­ла вышли из него фейяны, затем к осени 1792 г. – жирондисты, остались только монтаньяры Робеспьера – истинные якобинцы, но в феврале-апреле 1794 г. был еще один раскол на эбертисов (крайних левых во главе с Эбером и Шометтом, имев­шими связи с "бешенными" и Клубом Кордельеров), робеспьеристов ("центристов", "усы­пителей", проводивших политику половинчатых решений) и дантонистов ("правых", "снисходительных" во главе с Дантоном и Демуленом).

Теоретическое обоснование революционного порядка управления, оформленного Декретами от 10 октября и 4 декабря 1793 г., дал М. Робеспьер в двух своих докла­дах "О принципах революционного правительства" от 25 декабря 1793 г. и "О принципах политической морали" от 5 февраля 1794 г. При этом Робеспьер прямо не использовал термин "диктатура", а применял термин "революционное правительство" в противовес "конституционному правительству". Последнее должно было действовать в условиях мира и упроченной свободы, его главным принципом являлось бы соблюдение конституционных свобод и гарантий; "революционное правительство" действует в условиях войны и революции, и поэтому не может допустить применения конституционных прав и свобод, ибо ими могут воспользо­ваться враги свободы. Робеспьер призывал брать на вооружение революционного правительства террор, ибо надо окончить войну свободы против тирании, подавить врагов свободы тер­рором, ведь революционное правление – это деспотизм свободы против тирании. Но характерной чертой системы власти по Робеспьеру являлось то, что диктатура по отношению к врагам революции не сочеталась с расширением демократии для народа, даже более того – дополнялась мерами, которые её явно урезали!

– I.3 –

Режим Директории и его конституционное оформление

9 термидора (27 июля) 1794 г. на заседании Конвента произошла схватка заговорщиков с якобинцами. М. Робеспьер и его сподвижники были арестованы, и на следующий день без суда отправлены на гильотину. Впоследствии началась постепенная ликвидация стройной структуры революционной диктатуры:

1) Комитет общественного спокойствия был лишен политического значения, ыбли распущены ревкомы, реорганизован Революционный трибунал, закрыт Якобинский клуб, отменены законы о подозрительных и о врагах народа;

2) Был упразднен единый для Парижа муниципалитет, и город был поделен на 12 округов (по 4 секции), в каждом из которых создавался отдельный муниципалитет и свой мэр;

3) Конвент отменил систему максимума цен и восстановил свободу торговли;

4) 5 фруктидора (22 августа) 1795 г. Термидорианское правительство приняло проект Конституции III года Республики, состоявшей из «Декларации гражданских прав и обязанностей» и 372 статей собственно конституционного текста.

В Декларации впервые были указаны гражданские обязанности, закрепленные в моралистически-просветительском духе: не вредить другому, делать добро, соблюдать законы, семейный долг и т.п. Право собственности провозглашалось «священнейшим из всех прав», которое лежит в основе мировой культуры, всего производства и всех средств труда, всего социального строя. Отменялось всеобщее избирательное право и вводилось двухступенчатое голосование.

Впервые в истории французского конституционализма Законодательный корпус был создан на двухпалатной основе: Совет старейшин (250 членов не моложе 40 лет) и Совет пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Законодательная инициатива принадлежала Совету пятисот, но принятые им резолюции становились законами только после их утверждения в верхней палате.

Исполнительная власть вручалась Директории, состоявшей из 5 директоров, назначаемых в возрасте не моложе 40 лет Советом старейшин из числа 50 кандидатов, представленных Советом пятисот. Главы государства не предусматривалось, но каждый директор председательствовал по три месяца в году в целях подписания государственных документов, и каждый раз заменялся одним из них по жребию. Директория назначала шесть главных министров, которые являлись ответственными только перед директорами.

Роялистская оппозиция, пытаясь не допустить введения Конституции 1795 г. и проведения выборов в первый состав Законодательного корпуса, подняла в Париже восстание 12 вандемьера (4 октября) 1795 г.Фактический лидер Директории и главнокомандующий войсками Конвента П. Баррас назначил руководителем подавления этого мятежа генерала Бонапарта, который за несколько часов разгромил с помощью артиллерии 25-тысячное войско мятежников. Он сразу же сталь популярен как «защитник Республики» и «Генерал 13 вандемьера».

К ноябрю 1795 г. завершилось формирование новых органов государственной власти, предусмотренных Конституцией III года Республики. Первый состав Директории имел двойную оппозицию: со стороны монархистов и со стороны неоякобинцев и санкюлотского движения. В то время особо выделилась группа радикально настроенных, левых якобинцев во главе с Франсуа Ноэлем Бабефом (Гракхом Бабефом), который разработал свою утопическую теорию коммунистического переустройства общества. Для перехода к коммунизму Бабеф намеревался создать т.н. Национальную общину, передать ей все нераспределенное имущество, земли контрреволюционеров. При этом Законодательный корпус и Директория должны были быть распущены, будет избран Конвент и восстановлена якобинская Конституция 1793 г. Бабувисты создали свою повстанческую организацию – Повстанческий Комитет общественного спасения и его исполнительный орган – Секретную Директорию. Следующую ступень их организации составили т.н. агенты, назначаемые по одному в каждый из 12 округов Парижа.

Собственно правление Директории знаменовалось главным образом резкими сменами политических ориентаций – т.н. политикой качелей. В результате этот режим во главе с П. Баррасом отличался нестабильностью и непоследовательностью, неспособностью справиться с экономическим кризисом и оппозиционными движениями. Деятели Директории боялись реставрации монархии, так как многие из них, будучи членами Конвента, голосовали в свое время за смертный приговор короля Людовика XVI. Но еще более их пугала возможность восстания плебейско-демократических сил. При Директории все оставшиеся в живых депутаты-якобинцы и сотни санкюлотов погибли на гильотине. Кроме того, многие выражали недовольство Конституцией 1795 г., обвиняя ее составителей в «крайнем демократизме» на фоне бессилия исполнительной власти, в частности в результате введения ежегодного обновления двух палат парламента, а также принципа выборности всех должностных лиц.

– II –

Наши рекомендации